Лого Sportstyle

Использование чужого логотипа: правила и последствия

Использование чужого логотипа: правила и последствия

Из этой статьи вы узнаете:

  • В каких случаях нельзя использовать чужой логотип
  • Когда использование чужого логотипа допускается
  • Что грозит за незаконное использование чужого логотипа

В современных рыночных отношениях конкуренцию товаров практически вытеснила конкуренция товарных знаков. Покупателю приходится выбирать нужный товар из огромной массы аналогичной продукции, промаркированной разными логотипами. В связи с этим производители, рекламируя изделия, делают акцент на своем товарном знаке. Что необходимо учитывать, используя собственный логотип в различных рекламных материалах, и в каких случаях допускается использование чужого логотипа?

В каких случаях происходит использование чужого логотипа

В законе такого понятия, как логотип, не существует. Это слово используется в качестве обозначения товарного знака или сервиса обслуживания. Товарный знак в виде надписи или изображения предназначен для индивидуализации конкретного продукта среди множества других и определения производителя и продавца.

Довольно часто производители и покупатели применяют следующие понятия: торговая марка, логотип, бренд, торговый знак. Все эти термины нередко используются в качестве синонимов. Однако только товарный знак охраняется законом. Ущемление прав владельца товарного знака ведет к неприятным последствиям для нарушителя.

В статье № 1482 Гражданского кодекса РФ перечислены основные виды товарных знаков:

  • словесные (в том числе слоганы);
  • изобразительные (картинки, элементы графики, монограммы и т. д.);
  • комбинированные (включающие в себя изобразительные и словесные составляющие);
  • объемные (например, форма товара – бутылки).

Законом допускается применение звуковых и обонятельных товарных знаков.

Роль товарного знака при современном уровне развития бизнеса неуклонно растет вверх. Благодаря известности и узнаваемости логотипа покупатели выбирают товары того или иного производителя.

Однако не каждое обозначение, которым маркируется продукт, считается товарным знаком. Прежде всего, оно должно отвечать критерию охраноспособности. В нашей стране маркировка товара охраняется как товарный знак в случаях, когда:

Регистрация подтверждает исключительное право владельца и предоставляет возможность практически неограниченно использовать этот товарный знак. Из числа пользователей знака исключаются все другие лица.

Согласно п. 2 ст. 1484 Гражданского кодекса РФ владелец товарный знак может использовать любым законным способом:

  • на самих товарах, этикетках и упаковках;
  • при выполнении работ (оказании услуг);
  • в документации, оформляемой при введении товара в товарооборот;
  • в Интернете (в т. ч. в качестве доменного имени);
  • в предложениях о продаже или оказании услуг, в объявлениях, на вывесках и в различных рекламных материалах.

Использование чужого логотипа не допускается:

  • на этикетках, упаковках и самих товарах, ввозимых в Россию;
  • на товарах, продаваемых на ярмарке;
  • на экспонатах выставок;
  • при оказании услуг;
  • на документах, оформляемых при введении в товарооборот;
  • в рекламных материалах;
  • на вывесках;
  • в объявлениях;
  • в сети Интернет, в доменных именах;

Запрещается не только использование чужого логотипа, но и логотипа, похожего на зарегистрированный товарный знак.

Чтобы суд признал факт нарушения прав законных владельцев логотипа, не требуется фактического смешения – достаточно наличия его угрозы и сходства. Правообладатели для определения сходства проводят опросы общественного мнения, заказывают экспертизы и получают заключения специалистов-оценщиков.

Однако зачастую суды критически относятся к таким документам. Ведь стороны предлагают к рассмотрению в суде прямо противоположные оценки, полученные у лояльно настроенных экспертов. Поэтому в подобных судебных разбирательствах назначается независимая судебная экспертиза, результат которой ложится в основу решения суда.

Когда допустимо использование чужого логотипа

Как и любую другую собственность, логотип можно продать (уступить права). Продажа производится по договору о передаче исключительных прав (договор купли-продажи). Этот договор также называется договором уступки или отчуждения.

Помимо полной передачи прав можно оформить использование чужого логотипа на определенных условиях. При этом составляется договор коммерческой концессии или лицензионный договор.

Договор отчуждения, коммерческой концессии и лицензионный подлежат обязательной государственной регистрации в патентном ведомстве. Действие договора коммерческой концессии и лицензионного ограничивается сроком правовой защиты товарного знака.

Кроме того, логотип можно передать в залог (договор залога). Этот вариант дает возможность привлечь заемные средства для развития бизнеса. Не следует забывать, что договор залога также подлежит обязательной государственной регистрации в Федеральном институте промышленной собственности.

Поскольку целью логотипа является обозначение товара, то его можно использовать в информационных материалах – общих статьях или описывающих конкретные товары и услуги. При этом законодательство разрешает использование чужого логотипа на своем сайте, рекламирующем аналогичные товары и услуги. Однако здесь действует очень важное определение «однородность до степени смешения». Если имеется вероятность, что покупатель может перепутать эти товары, то использование чужого логотипа считается неправомочным.

Допускается использование чужого логотипа без разрешения его владельца, если компания является партнером или клиентом. Однако в этом случае товарный знак должен размещаться в отдельном разделе наряду с другими партнерами или клиентами.

Законодательством разрешено использование чужого логотипа организациями, осуществляющими сервисный ремонт техники. Само собой разумеется, что между сервисной организацией и компанией-производителем составляется соответствующий договор и производитель не должен самостоятельно ремонтировать или проводить техобслуживание техники. В тех случаях, когда товар введен в оборот самим производителем (или с его согласия), наличие договора не является обязательным условием.

Допускается использование чужого логотипа с целью продажи товара (в обычном или интернет-магазине). Однако продавец должен убедиться в том, что товар был введен в товарооборот самим производителем. Иногда выяснить это бывает довольно сложно, легче обратиться за соответствующей информацией напрямую к производителю.

Использование чужого логотипа в рекламе

Нередко возникает необходимость использования чужого логотипа в собственной рекламе. Например, дилеры с целью продвижения продукта, маркированного чужим товарным знаком, размещают рекламное сообщение о продаже в своих торговых сетях. Или, к примеру, компании на своих вывесках помещают логотипы производителей той продукции, в отношении которой оказывают услуги (это особенно актуально для сервисных организаций).

Если в дилерских соглашениях отсутствуют договоры или иные разрешительные документы, то это создает опасность, что владелец товарного знака заявит о нарушении своих прав или антимонопольная служба сочтет недостоверной рекламу с использованием чужого логотипа. Однако это не означает, что нельзя использовать товарные знаки других компаний в деятельности своей компании. Такое возможно при условии соблюдения двух правил:

Реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации компании или товара, считается недостоверной (п. 7 ч. 3 ст. 5 Закона № 38-ФЗ).

Рекламные материалы с использованием чужого логотипа не должны содержать никаких ссылок (ни прямых ни косвенных) на то, что эти товарные знаки принадлежат рекламодателю. Иначе говоря, у покупателя не должно создаться впечатления, что в рекламе указаны логотипы той фирмы, чья деятельность рекламируется. Кроме того, в рекламе желательно указать правообладателя использованных логотипов.

Согласно ст. 1487 Гражданского кодекса РФ использование чужого логотипа не является нарушением исключительного права на товарный знак в отношении тех товаров, которые были введены в товарооборот с согласия или непосредственно их производителем.

Соблюдение этих условий сводит на нет вероятность неприятных последствий от размещения рекламы с использованием чужого логотипа.

Чем грозит незаконное использование чужого логотипа

Правообладатель товарного знака, обнаружив в продаже товары, маркированные его собственным (или похожим) логотипом, вправе пресечь подобные неправомерные действия конкурентов следующими способами:

  1. Подать жалобу в антимонопольную службу.

После проверки обстоятельств антимонопольная служба выдает предписание на устранение нарушений. В случае невыполнения указаний антимонопольная служба инициирует принудительное исполнение и приведение товаров в должный вид.

  1. Обратиться в судебные инстанции.

В суде правообладатель логотипа может выбирать: потребовать возмещения понесенных убытков (при этом истец должен доказать размер ущерба и его связь с действиями ответчика) или компенсации.

Законом установлены следующие размеры компенсаций за использование чужого логотипа:

  • от 10 000 до 5 млн. рублей;
  • двойная стоимость товаров, маркированных чужим логотипом;
  • двойная стоимость использования логотипа.

В первом варианте интервал между размерами компенсаций весьма ощутимый. Поэтому суд в каждом конкретном случае рассматривает все обстоятельства дела, принимая во внимание:

Владелец товарного знака имеет право потребовать опубликования принятого решения суда, для подтверждения нарушенных прав. Кроме того, конфисковать товары, убрать значки логотипа с вывесок нарушителя, запретить использование доменного имени и т. д.

Изъятие товаров, маркированных чужими логотипами, проводится за счет средств ответчика.

Однако товар, представляющий серьезный интерес для общества (например, лекарства), не уничтожается. Законом предусматривается удаление с него логотипа и возвращение в оборот.

Важно! В случае повторения неправомочного использования чужого логотипа прокурор вправе инициировать принудительную ликвидацию компании-нарушителя.

К нарушителям, использующим чужие логотипы без заключения соответствующих договоров с правообладателем, применяются внушительные штрафные санкции:

В любом из этих случаев конфискуется товар и оборудование, на котором он производился.

Основным фактором в подобных судебных разбирательствах считается вина нарушителя. Если она не доказана, то ответчик не может быть привлечен к ответственности. Например, компания по ошибке получила контрафакт вместо задержанного на таможне товара, соответствующего подписанному контракту. Суд выносит решение, что эта компания в силу отсутствия вины не должна отвечать за использование чужого логотипа.

Если оценка последствий от неправомочного использования чужого логотипа, превышает сумму 250 000 рублей, возбуждается уголовное дело (ст. 180 Уголовного кодекса РФ).

Получить консультацию