Лого Sportstyle

Лицензирование сотрудников: как правильно его провести

Лицензирование сотрудников: как правильно его провести

Из этой статьи вы узнаете:

  • Для чего в России ввели лицензирование сотрудников
  • Каким компаниям это необходимо
  • Как подбирать персонал для дальнейшего лицензирования
  • Каковы требования лицензирования
  • Какие документы для этого необходимы
  • В какой орган их подавать
  • Как с первого раза пройти процедуру лицензирования сотрудников

Лицензия – разрешение на ведение определенного вида деятельности, которое выдается специально уполномоченным органом. Лицензирование сотрудников предполагает их соответствие определенным требованиям, а также уплату госпошлины. Давайте рассмотрим все последовательно.

Для чего ввели лицензирование сотрудников

Лицензией называется официальный документ, который разрешает своему владельцу заниматься каким-то видом деятельности и выдается государственным лицензирующим органом.

Согласно действующему законодательству под лицензирование попадает около полусотни видов деятельности.

Кроме того, законом выделены еще 19 сфер деятельности, не попадающие в его правовое поле. Лицензирование таких компаний проводится особым способом. К данным видам деятельности принадлежат внешнеэкономическая, банковская, нотариальная и другие.

Только лицензия является реальным разрешением на работу в определенной сфере с неукоснительным соблюдением лицензионных требований.

К лицензионным видам предпринимательства относится такая деятельность, для проведения которой необходимо согласие соответствующих органов. Это делается для того, чтобы её осуществление не нанесло ущерб законным правам, интересам, безопасности и обороне страны, культурному народному наследию Российской Федерации и здоровью граждан.

Внесение вида деятельности в перечень лицензируемых означает, что работа в этом направлении возможна только после официального разрешения государственного органа. Иначе организация или ИП будут привлекаться к административной ответственности и возможно даже уголовной.

Одновременно с этим установлены запреты на некоторые виды индивидуального предпринимательства. Обычно к подобным сферам деятельности относятся: изготовление и реализация продукции двойного назначения либо военного использования, оборот наркотических средств и ядов, др.

Каким компаниям необходимо лицензирование сотрудников

Лицензирование сотрудников

Статья 12 Федерального закона №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 устанавливает перечень видов деятельности, требующих лицензирования сотрудников. Их 51, а именно:

Лицензирование сотрудников

Лицензирование сотрудников

Лицензирование сотрудников

Дополнительно имеется несколько лицензионных видов деятельности, которые установлены и регламентированы отдельными законами. Например, работа кредитных организаций и профессиональных участников рынка ЦБ, деятельность по страхованию, изготовлению и обращению этилового спирта, спиртосодержащей продукции и алкоголя (статья 1 указанного Закона). 

Если вы хотите заниматься деятельностью, внесенной в эти перечни, для работы вам потребуется лицензирование сотрудников. С позиции малого бизнеса более востребованы разрешения на пассажирские перевозки, медицинскую, образовательную и охранную деятельность, а также на розничную продажу алкоголя.

Подбор персонала для получения лицензии

Лицензирование сотрудников

Для прохождения всех стадий лицензирования придется соблюдать определенные условия, иногда весьма сложные, чтобы добиться желаемого результата. В большей мере это относится к подбору кадров, которые должны соответствовать всем требованиям, предъявленным при прохождении лицензирования сотрудников. Без подходящего персонала вы не получите лицензию, поэтому серьезно подумайте над этим вопросом и постарайтесь благополучно его решить.

С учетом вида лицензии потребуется специально подобранный персонал. Так, узкопрофильный штат сотрудников необходим для следующих лицензий: 

1. Медицинская:

  • главный врач (или директор);
  • прочие руководители;
  • административно-хозяйственный аппарат;
  • врачи;
  • средний медицинский персонал;
  • младшие медработники и остальные сотрудники.

2. Фармацевтическая:

  • руководство (директор и его заместитель);
  • специалисты (главный бухгалтер, экономист, рядовые бухгалтеры, старший кассир, рядовые кассиры).
  • производственный персонал (фармацевтический и дополнительный).

3. Лицензирование сотрудников МСЧ:

  • специалисты по пожарной безопасности (их численность определяется количеством выбранных видов деятельности: если организация планирует 2 вида работ – необходим один сотрудник, если 3 вида – понадобятся три работника, если предусмотрено 10 видов деятельности, в штате должны состоять шесть человек).

Поиск сотрудников – лишь первый шаг на пути к соблюдению всех необходимых условий. Кроме того, их нужно тщательно отобрать на соответствие, поскольку для получения лицензии потребуется абсолютное выполнение всех требований. Сюда входит образование и профессионализм, учитывается также квалификация и стаж работы. То есть для положительного результата нужно знать требования, предъявляемые к сотрудникам:

1. Для специалистов МЧС:

  • Прежде всего учитывают образование. Идеальный вариант – высшее техническое, необходимый минимум – среднее профессиональное. Желательно, чтобы оно имело отношение к данной деятельности, однако могут допускаться исключения при наличии строительного диплома (электрики, радиотехники, связисты).
  • Как минимум половина штата должна иметь трехлетний рабочий стаж.
  • С учетом количества видов деятельности, необходимо иметь конкретную численность персонала (см. выше).
  • Каждый специалист обязан повышать свою квалификацию не реже одного раза в 5 лет. Курс обучения должен быть полным, с получением официального удостоверения (или сертификата).

2. Для лицензирования сотрудников фармацевтики:

  • Обязательным условием для руководства является высшее профильное образование и стаж работы от 5-ти лет.
  • Рядовые специалисты и работники производств должны обладать хотя бы средним профессиональным образованием или иметь специализированный сертификат как подтверждение своей профпригодности для определенного вида работ (при этом желательный минимум стажа – 1 год).

3. Для медицинского персонала:

  • Точно так же специалисты-медики должны иметь высшее медицинское образование и профильный рабочий стаж от 3-х лет.
  • Исключение составляют руководящие посты, где требуется опыт работы не менее 5-ти лет.

Кто и где осуществляют лицензирование сотрудников

Лицензирование сотрудников

Лицензии выдают государственные лицензирующие органы в лице территориальных отделений, перечисленные в Постановлении Правительства №957 от 21.11.2011.  В таблице ниже приведены некоторые из них:

Вид деятельности

Лицензирующий орган

Частная детективная и охранная деятельность

Министерство внутренних дел РФ

Медицинская деятельность и фармацевтика, изготовление лекарств

Федеральные службы Росздравнадзор и Россельхознадзор

Образовательная деятельность

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Пассажирские перевозки автотранспортом

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

Лицензии на торговлю алкоголем в розницу выдает Росалкогольрегулирование – Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. Контакты соответствующих региональных управлений указаны на её официальном ресурсе.

Какие документы необходимы для лицензирования сотрудников

Лицензирование сотрудников

Для лицензирования сотрудников следует обратиться в лицензирующий орган с заявлением о получении лицензии. При этом нужно представить пакет документов, перечисленных в ФЗ №99 от 04.05.2011 (ст.13). С учетом того, что виды деятельности контролируются разными службами, формат этих заявлений будет неодинаковым.

В тексте должно присутствовать название юридического лица (или ИП), организационно-правовая форма собственности соискателя, его местонахождение, ИНН, лицензируемый вид деятельности, данные из выписки ЕГРЮЛ (ЕГРИП) и данные об уплате госпошлины.

К заявлению прилагаются копии документов, определенных перечнем положения о лицензировании выбранного вида деятельности; документов, подтверждающих соответствие претендента лицензионным требованиям; опись всех бумаг. Что именно должно входить в пакет документации, необходимо уточнить в лицензирующем органе либо найти самостоятельно в нормативно-правовой базе.

Лицензирование сотрудников

Подача нотариальных копий учредительных документов отменена ФЗ №307 от 14.10.2014. То есть, если от вас потребуют эти бумаги (которые и ныне фигурируют в отдельных Административных регламентах о получении лицензий), можете смело отказать в данном требовании.

Список информации, которая должна присутствовать в заявлении, и перечень прилагаемых документов является окончательным (ФЗ №99, от 04.05.2011, ст.13, п.4), и вам не нужно подавать дополнительных бумаг.

Как происходит лицензирование сотрудников

Лицензирование сотрудников

Итак, у вас есть контакты лицензирующего органа, пакет обязательной документации и квитанция об уплате пошлины. Для получения лицензии можно подать документы тремя способами:

При приеме документов получателю лицензии лично вручается копия описи с проставленной датой поступления бумаг. Она может быть отправлена и заказным письмом с уведомлением. Если принятый комплект документов оказывается неполным, то на протяжении 3-х рабочих дней после приема соискателю направляется (вручается лично) уведомление об устранении нарушений в месячный срок. После внесения поправок в течение 3-х рабочих дней заявитель получает обоснованное решение по своему обращению за получением лицензии, или документы возвращаются обратно.

Если все обошлось без претензий к документации, не позднее 5-ти рабочих дней выносится решение о лицензировании сотрудников. После этого в течение 3-х дней официальный документ выдается лично лицензиату либо отправляется ему заказным письмом по почте с уведомлением о получении. Допускается выдача лицензии в электронном виде, если это оговорено в заявлении.

При отказе в лицензировании решение об этом должно быть обоснованным и ссылаться на законодательные акты либо акт проверки (его реквизиты) соискателя, если данное решение вызвано нарушением лицензионных требований.

Лицензия оформляется по шаблону, принятому Постановлением Правительства № 826 от 06.10.2011. Утраченный либо испорченный документ можно заменить дубликатом в установленном порядке (ст.17 ФЗ №99).

Действие лицензии распространяется на всей территории Российской Федерации. При изменении лицензиатом рабочего региона он должен известить об этом государственный орган власти того субъекта (республики, края, области), где он планирует дальнейшую деятельность.

Переоформление лицензии

Лицензирование сотрудников

Переоформление лицензии

В случае изменения данных лицензиата, предусмотренных статьей18 Федерального закона №99, следует обратиться в государственный лицензирующий орган по вопросу переоформления документа. Это необходимо, когда:

Правила переоформления лицензии изложены в ст.18 указанного Закона. При этом сумма госпошлины составляет 600-2 600 руб.

Приостановление лицензии

Лицензиар не только выдает официальные разрешения, но и контролирует работу лицензиата. При обнаружении в ходе проверок несоблюдения лицензионных требований организация (ИП) получает предписание по их ликвидации. Если в назначенный срок этого не сделано, действие лицензии приостанавливается. На это время запрещается ведение лицензионной деятельности.

После удовлетворения претензий лицензиара действие разрешения возобновляется. Все данные о процедурах с лицензиями вносятся в реестр.

Аннулирование лицензии

Если требования составленного предписания не выполнены или причины приостановления лицензии не устранены, то ее аннулируют согласно иску, поданному лицензиаром. По истечении десяти дней после принятия судебного решения лицензия прекращает свое действие.

Добровольное прекращение лицензии

Лицензия может быть аннулирована в добровольном порядке при условии:

  1. Подачи заявления о завершении лицензионной деятельности субъекта.
  2. Прекращения работы физического лица – ИП.
  3. Остановки деятельности предприятия (кроме реорганизации).

Если юридические лица или ИП закрывают свою деятельность, налоговая инспекция извещает об этом соответствующий лицензирующий орган.

Если ваши сотрудники будут работать без лицензии

При нарушении законодательства о лицензировании сотрудников наступает административная ответственность согласно Кодексу об административных правонарушениях РФ, а именно:

Если в результате безлицензионной деятельности нанесен огромный ущерб государству, предприятиям и гражданам или получен крупный доход (более 1 500 000 руб.), возможно наступление уголовной ответственности согласно статье 171 Уголовного кодекса РФ – штрафные санкции до 300 000 руб. либо арест сроком до полугода.

Как пройти процедуру лицензирования сотрудников с первого раза

Лицензирование сотрудников

Учитывая все вышеизложенное, можно заключить следующее: чтобы без задержки приступить к работе, придется пройти довольно сложную процедуру лицензирования сотрудников. Она предполагает твердое знание отраслевой специфики и всех нюансов нормативно-правовой базы.

Безусловно, поднятые здесь вопросы скорее относятся к юридической практике, нежели к работе лиц, допустим, с дипломом медика, если мы говорим о выдаче фармацевтической или медицинской лицензии. Поэтому помощь квалифицированных специалистов, предоставляющих услуги лицензирования, скорее необходимость.

Профессиональные юристы окажут вам помощь такого рода:

  • предварительная подробная консультация по юридическим вопросам получения лицензии, трактовке положений действующего права, выбору оптимального плана дальнейших действий;
  • содействие или персональное участие в процедуре обязательных согласований для получения разрешений;
  • подготовка документов, необходимых для выдачи лицензии, и подача их территориальному лицензиару;
  • сопровождение комиссии при выезде на объекты для проверки;
  • личное получение готовой лицензии по официальной доверенности.

Дополнительно к этим услугам специалист по лицензированию поможет в решении сопутствующих проблем. Это может быть составление и регистрация договоров, заверка документов у нотариуса, официальное оформление вашей фирмы и прочие вопросы.

Обращение к профессиональным юристам обеспечит вам лицензирование сотрудников с первого раза без повторной сдачи документов на переоформление из-за досадных ошибок и неувязок.

Получить консультацию