Лого Sportstyle

Регистрация слогана: правильно защищаем интеллектуальную собственность

Регистрация слогана: правильно защищаем интеллектуальную собственность

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Что дает компании регистрация слогана?
  • Можно ли защитить право на слоган, не регистрируя его?
  • Что нужно сделать для правильной регистрации слогана?
  • Сколько действует регистрация слогана?
  • Как зарегистрировать слоган в других странах?
  • Какие слоганы не подлежат регистрации?

Слоган – это рекламный лозунг, ориентированный на увеличение продаж товара. Он выражает идеологию компании, это ее зарегистрированный товарный знак. Получение права на слоган становится возможным лишь после его регистрации в Роспатенте (Федеральном институте промышленной собственности). О том, как происходит регистрация слогана, вы можете узнать из данной статьи.

Для чего нужна регистрация слогана

Регистрация слогана

Само слово «слоган» образовано от фразы sluagh-ghairm, которая использовалась древними кельтами в качестве особого воинственного призыва.

Слоган – это эффектное словесное выражение, специальная фраза, которая используется в коммерции, политике или религии. Он призван отражать какую-либо мысль или задачу.

В наши дни слоган помогает индивидуализировать конкретную компанию, это ее фирменный знак. Также он может непосредственно применяться в рекламе продукции, выпускаемой этой компанией.

Например, эти слоганы известны всем:

Если слоган удачно подобран и производит яркое впечатление, то он вполне может стать специальным символом компании и ее товара. Необходимо выполнить регистрацию этого товарного знака в качестве слогана для рекламы, чтобы исключить его использование другими лицами.

Регистрация слогана

Чем отличается регистрация слогана как товарного знака от авторского права:

 

Бизнесмены, которые вложили значительные средства и затратили время на регистрацию слогана, вправе защититься от его незаконного использования, от кражи его недобросовестными конкурентами. Это возможно только в случае регистрации слогана как товарного знака.

После завершения регистрации товарного знака нарушителю можно выставлять претензию, требуя приостановить использование вашей интеллектуальной собственности, а также подать судебный иск о взыскании компенсации.

Если защита слогана была сделана вовремя, то у его владельца будет большое преимущество перед конкурентами.

Можно ли защитить права на слоган, не прибегая к регистрации слогана

Регистрация слогана

Согласно нашему законодательству (пункт 5 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ), идеи не могут являться объектами интеллектуальной собственности. Соответственно, они не охраняются законом. Каким образом тогда защищать право на рекламирование своей идеи, которую выражает слоган? Может так получиться, что ваш замечательный девиз попросту скопируют конкуренты и используют его в своей рекламе напрямую.

Чтобы этого избежать, в настоящее время существует только одно средство – выполнить регистрацию слогана в качестве вашего товарного знака. Иногда бизнесмены пытаются решить проблему другими способами, но у них это не всегда получается.

Для пояснения приведем такой пример: представители известной компании по производству молочной продукции (йогуртов) обратились в свой рекламный отдел, попросив о помощи в создании слогана. Сотруднику отдела удалось с успехом выполнить задание, и предприниматель начал рекламировать свой продукт, используя этот замечательный слоган.

Но вскоре этот же слоган стал звучать в рекламе другой, конкурирующей, фирмы, которая производила такой же товар. Причем у этой компании слоган был уже нанесен прямо на упаковку продукта. Конечно, возник иск. В качестве доказательства истец предоставил договор заказа с рекламным отделом, утверждая, что только он обладает правом на это служебное произведение.

Требования истца о взыскании с ответчика компенсации, о прекращении выпуска товара, на который был нанесен этот слоган, а также об изъятии из оборота изготовленной продукции удовлетворены судом не были. Истцу даже пришлось возмещать ответчику все судебные расходы. Конечно, это было несправедливое судебное решение, но такова наша действительность.

4.png

Несмотря на то, что истец проиграл, суд кассационной инстанции, рассматривавший это дело, сделал следующий вывод: решение вынесено не в пользу истца просто потому, что он был не прав. Если говорить точнее, судом указывалось на то, что в статье 1295 Гражданского кодекса РФ перечень объектов авторского права является открытым, потому что там содержится такая фраза: «и другие произведения». То есть суд считает, что слоган для рекламы может относиться к другим произведениям.

Но чтобы слоган действительно считался объектом авторского права, у него должны быть все законные признаки авторского произведения. Он должен быть творческим, оригинальным и неповторимым, а также представлять некую надпись, изображение, аудио или видеозапись.

Но истец не смог доказать, что слоган – это служебное произведение и ему присущи все эти признаки. Поэтому он и не сумел защитить свои права на него.

Что происходит после регистрации слогана как товарного знака? В этом случае все предсказуемо в отличие от приведенного выше примера. Регистрация словесных выражений допустима по закону, сложного в этом ничего нет. Конечно, вы затратите время, но в результате ваше авторское право будет защищено законом.

Как правильно осуществляется регистрация слогана

Регистрация слогана

Каков порядок регистрации слогана в нашей стране? Вначале подается заявка в Роспатент о регистрации товарного знака на имя индивидуального предпринимателя или компании. По закону физические лица стать правообладателями не могут.

Роспатент – это ведомство, которое проводит регистрацию товарных знаков в качестве объектов интеллектуальной собственности. На сайте этой организации можно найти всю информацию о том, как подать заявление, а также его бланки. Процедура регистрации товарных знаков непростая, поэтому рекомендуется ее проходить с помощью патентных поверенных. Они подскажут, как правильно это сделать.

Стоимость регистрации слогана зависит от величины пошлин: за подачу заявки, проведение экспертизы, регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства. В том случае, если вы будете прибегать к услугам представителей, это тоже войдет в стоимость регистрации.

Слоган представляется в виде фразы, которая выполнена стандартным черным шрифтом на латинице или кириллице. Допускается подача его на регистрацию в виде логотипа, который, кроме самого словесного выражения, дополнен еще каким-либо дизайном.

После того как будет проведена регистрация слогана, вы приобретаете на него исключительные права и можете его использовать для рекламы своей продукции или услуг. Другие компании и предприниматели такой возможности в этот момент лишаются.

Сроки действия регистрации слогана и возможность использования за границей

Регистрация слогана

Исключительные права на слоган, как и на товарный знак, действуют в течение 10 лет. По прошествии этого времени можно продлить срок действия еще на 10 лет. Возможность повторения этого не ограниченна. Каждый раз при подаче заявления в Роспатент придется оплачивать все пошлины.

Если в течение того времени, пока будет действовать товарный знак, изменится ваш адрес, название компании и т. д., это обязательно должно быть отражено в реестре и в свидетельстве согласно законодательству.

Передача прав на слоган или предоставление этого права по договору франшизы, к примеру, тоже возможны. Нужно получить регистрацию этого в Роспатенте, согласно договору отчуждения, лицензионному договору или договору концессии.

В результате после регистрации в Роспатенте вам выдается свидетельство на товарный знак, в котором указывается, что ваш слоган теперь защищен российским законодательством. Если вы собираетесь выставлять свой продукт на зарубежный рынок или оказывать услуги в других государствах, вы можете приобрести правовую охрану вашего логотипа в этих странах тоже.

Как это можно сделать? Первый способ: нужно пройти регистрацию в каждом из этих государств, подавая заявки на патент через иностранных поверенных в ведомство по интеллектуальной собственности каждой страны. Второй метод: можно подать одну заявку международного образца, в которой будут указаны все эти государства сразу. Такой вариант подходит не для каждой страны. Например, для таких стран, как Казахстан, Беларусь, США, Евросоюз и некоторых других, это возможно. Такой способ более удобный и экономичный.

Получив свидетельство на товарный знак, вы приобретаете право пользоваться им по своему усмотрению. Вы можете запретить или, наоборот, разрешить применение его другими лицами или компаниями. В случае если вы не употребляете ваш слоган более трех лет после регистрации, он может свободно аннулироваться заинтересованным лицом после подачи специального возражения. Тогда свои права нужно будет доказать в Палате по патентным спорам, предоставив информацию о том, как именно вы используете этот товарный знак, предъявив товары с логотипом.

Регистрация каких слоганов невозможна

Регистрация слогана
Согласно статье 6 и статье 7 закона о товарных знаках, к регистрации слогана предъявляются такие же требования, как и к остальным товарным знакам.

Такие слоганы, которые не выполняют функции товарного знака, не подлежат регистрации. То же самое применимо к слоганам, которые не раскрывают отличительные характеристики товара или являются общепринятыми терминами.

Если слоганы вводят в заблуждение или противоречат интересам общества, морали или гуманности, то регистрация их также невозможна. В этом случае охраняются права и интересы третьих лиц.

Слоганы по своим свойствам сходные с теми, которые были заявлены или зарегистрированы раньше, тоже не подлежат регистрации. При сравнении таких слоганов должно быть понятно, в чем их отличие, для установления степени их сходства.

Важно: если в обозначениях слоганов имеется сходство до степени смешения, а правообладатель, который раньше зарегистрировал свой логотип, не возражает, регистрация такого товарного знака вполне возможна.

По длине слоганы никак не ограничиваются. Имеются случаи регистрации слоганов в стихах. Пример: «Есть у птичек и букашек добрый доктор Айболит, а бухгалтерским бумажкам нужен только аудит!».

Хороший слоган должен вызывать положительные ассоциации и отражать деятельность компании. При его создании нужно избегать неоднозначных выражений. Например, слоганы «Оттер попс – заморозь и съешь», «Мы обуем всю страну!» нельзя признать удачными. Также нежелательно использовать слово «пирамида» и ряд других. Грамотно подобранный слоган должен положительно восприниматься потребителями.


Получить консультацию