Можно ли при оплате услуг физическими лицами использовать БСО, не используя кассовый аппарат?

Можно ли при оплате услуг физическими лицами использовать БСО, не используя кассовый аппарат?

Один из традиционных кассовых документов, используемых российскими торговыми и сервисными предприятиями — бланк строгой отчетности. В чем заключается специфика его применения с учетом изменений в законодательстве о ККТ? Как соотносятся БСО и кассовый чек, и в каких случаях может стоять вопрос по выбору одного из этих документов при приеме оплаты за товары и услуги?

Что такое бланк строгой отчетности (БСО) и зачем он нужен

Термин «бланк строгой отчетности» — довольно специфичный. Дело в том, что он может принимать сразу несколько значений, причем, очень несхожих по существу.

Так, есть бухгалтерская интерпретация понятия БСО — как первичного документа, которым подтверждаются те или иные расходы, осуществленные за счет денежных средств, выданных кому-либо под отчет.

А есть интерпретация БСО, основанная на положениях законодательства о контрольно-кассовой технике — о ней и пойдет речь.

Главный нормативный акт, регулирующий применение ККТ — это Закон № 54-ФЗ. Принятый изначально более 15 лет назад — в 2003-м году, он с течением времени претерпевал значительные изменения.

Однако, наиболее радикальными можно назвать те, которые были введены в действие в 2016-2017 годах (в то время как предшествующие по существу мало что меняли).

Как следствие, можно условно выделить два основных периода действия Закона № 54-ФЗ:

  • до принятия «радикальных» изменений;
  • с момента принятия таких изменений (можно условиться назвать данный период «реформой» законодательства о ККТ).

Сущность «реформы» заключается во введении в оборот принципиально нового типа контрольно-кассовой техники — приспособленной:

  • к передаче данных о платежах, совершаемых на кассе, в ФНС через интернет;
  • в формировании электронных кассовых чеков (наряду с бумажными), которые продавцу (или поставщику услуг) необходимо отправлять на e-mail или на телефон покупателям по их запросу.

Можно ли при оплате услуг физическими лицами использовать БСО, не используя кассовый аппарат?

Новый тип ККМ получил неофициальное (но уже повсеместно используемое даже органами власти) название — «онлайн-касса». В 2019-м году ожидается практически повсеместное внедрение таких касс в российской рознице и сфере услуг. Соответственно, «радикальные» нормы Закона № 54-ФЗ вступят в полную силу.

Но пока формально идет «переходный» период, начавшийся в начале 2017 года. Тогда обязательства по использованию ККМ нового образца были возложены на крупнейшие торговые предприятия. Позднее — распространились и на средние и малые (в том числе и на специальных режимах налогообложения).

Сейчас онлайн-кассы должны использовать все те бизнесы, которые:

  • не перечислены в статье 2 Закона № 54-ФЗ как освобожденные от применения ККТ;
  • не поименованы в еще действующем Законе № 290-ФЗ (который издан в дополнение к Закону № 54-ФЗ как раз в переходный период) как освобожденные от применения ККТ до 1 июля 2019 года.

В свою очередь, с 1 июля 2019 года не использовать ККТ смогут только те бизнесы, которые имеют преференции, установленные строго положениями статьи 2 Закона № 54-ФЗ (ССЫЛКА). Если, конечно, законодатель не придумает чего-то другого.

О сроках реформы (правомерно уже говорить о ее завершающих этапах) и о возможных «задумках» законодателя мы обстоятельно поговорим чуть позже. А пока — попробуем понять, что вышеописанное значит с точки зрения использования БСО (и перспектив их использования).

Значит оно очень многое. Дело в том, что отмеченная «радикализация» новых норм по Закону № 54-ФЗ напрямую повлияла на порядок использования бланков строгой отчетности (как и изменила их официальное определение — на которое нужно ориентироваться).

В соответствии с «дореформенными» нормами Закона № 54-ФЗ — то есть, действовавшего в редакции от 08.03.2015 года (и более ранних) бланком строгой отчетности считался документ, в установленном порядке заменяющий кассовый чек. Использовать БСО вместо чека могли хозяйствующие субъекты — ИП и организации, которые оказывали услуги населению.

В случае, если ИП или юридическое лицо продавали товары или услуги, работая при этом на ЕНВД или на ПСН, то вместо кассового чека они могли, по аналогии с БСО, использовать другой документ — товарный чек (который при этом также мог называться «квитанцией» или иным способом — главное, чтобы он соответствовал определению «документа, подтверждающего прием оплаты» за проданные товары или оказанные услуги).

Отметим, что на практике многие фирмы выписывали БСО в таких случаях (то есть, даже на ЕНВД и ПСН) — проверяющие органы обычно относились к этому лояльно. Тем не менее, разница между БСО и товарным чеком была. Ознакомимся с ней, а также со спецификой второго документа, подробнее.

Бсо и товарный чек: до и после «реформы»

Рассматривая специфику товарного чека, опять же, правомерно говорить сразу о двух периодах — «дореформенном» и периоде после внедрения онлайн-касс.

Товарный чек «дореформенного» периода заметно отличался от БСО не только по привязке к «разрешающему» налоговому режиму и виду деятельности (при том, что, фактически, оба варианта привязки при этом были рекомендуемыми), но и по структуре.

Можно назвать товарный чек более простым документом в сравнении с БСО: по сути, товарный чек должен был лишь иметь небольшое количество реквизитов, перечисленных в пункте 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 08.03.2015 года. Какие-либо сторонние нормативные акты применение товарных чеков не регулировали.

В свою очередь, БСО составлялись в соответствии с отдельным нормативным актом — постановлением Правительства России от 06.05.2008 № 359 (ССЫЛКА).

Тем не менее, несмотря на достаточно выраженные юридические и «структурные» различия между БСО и товарным чеком, на практике они часто взаимозаменялись: при оказании услуг (даже не при ЕНВД и ПСН) выдавался чек, а при продаже товаров — бланк. Правомерно, таким образом, говорить о фактическом стирании границ между данными документами — во многом и потому, что оба они считались заменой кассовому чеку (то есть, им было предписано выполнять одну и ту же функцию).

Забегая вперед, скажем — есть все основания говорить о том, что подобная взаимозаменяемость значительно повлияла на практику применения документов, альтернативных кассовому чеку после «реформы». Подробности мы рассмотрим чуть позже — а пока ознакомимся с особенностями использования, собственно, БСО — причем, в период до внедрения онлайн-касс.

Практика использования «Дореформенных» БСО

Так или иначе, в законе было закреплена «связка»: БСО — это, главным образом, услуги (вне зависимости от системы налогообложения), и именно такого определения владельцам бизнеса следовало придерживаться. Сами бланки подлежали оформлению в соответствии с правилами, утвержденными, как мы уже знаем, отдельным нормативным актом — постановлением № 359.

Как мы уже отметили выше, БСО можно было использовать вместо ККТ, когда оказывались услуги населению. Исключений из этого правила закон не устанавливал — БСО мог применяться сервисами абсолютно во всех случаях, если это было удобнее для бизнеса.

ИП или юридическое лицо, оказывающие услуги, часто выбирали БСО вместо чека, так как их можно было выписывать без применения кассовых аппаратов — которые, понятное дело, доставались предприятию не бесплатно (и стоили, в целом, не дешевле, чем онлайн-кассы сейчас).

Использовать БСО на практике также было, в целом, несложно. В соответствии с постановлением № 359, бланки имели относительно простую структуру — в них предполагалось указание порядка десяти ключевых реквизитов (их перечень перечислен в пункте 3 Положения о наличных расчетах, утвержденных постановлением № 359). Заполнять их можно было двумя способами:

  • на типографском бланке;
  • с использованием специальных принтеров (по сути, представлявших собой аналог современных фискальных регистраторов — но только без фискального накопителя и иных «шифровальных» электронных частей).

Второй способ предполагал, что электронная копия каждого бланка будет сохраняться в памяти «регистратора», и ФНС сможет получать доступ к этим данным.

Многие бизнесы «довольствовались» типографскими бланками — поскольку порядок их применения был по многим признакам более четко регламентирован (и можно было не бояться вопросов со стороны ФНС в части обеспечения правильности применения «электронных» БСО).

Так или иначе, пожалуй, именно типографские бланки строгой отчетности получили наибольшее распространение. Заполнять их можно было как на компьютере, так и вручную (при условии заверения каждого БСО подписью представителя хозяйствующего субъекта).

Размеры БСО могли быть любыми — и многие предприниматели заказывали типографские БСО, по размерам не превышающие одной-двух кредитных карт, что позволяло носить бланки с собой и без проблем выдавать их клиентам в подтверждение оплаты услуг.

Это повышало уровень доверия со стороны клиентов, у которых на руках был полностью официальный документ, аналогичный кассовому чеку.

Можно ли при оплате услуг физическими лицами использовать БСО, не используя кассовый аппарат?

Обязательные реквизиты БСО:

  1. Наименование и номер.
  2. Код ОКПО.
  3. Серия.
  4. Название компании или ФИО ИП.
  5. Место нахождения.
  6. ИНН юридического лица или ИП.
  7. Вид услуги.
  8. Сумма заказа в цифровом виде.
  9. Дата уплаты и выдачи бланка.
  10. Сумма в прописном виде.
  11. Фамилия и подпись сотрудника, который оформил бланк.
  12. Место для печати.

Скачать «дореформенный» образец бланка строгой отчетности вместо кассового чека, который может быть применен до 1 июля можно ЗДЕСЬ.

Отдельные форматы БСО устанавливались постановлением № 359 и связанными с ним нормативными актами для билетов на различные пассажирские виды транспорта, в кино, в театр.

Так, например, маршрутная квитанция для электронного авиабилета — которую рекомендуется «на всякий случай» брать в аэропорт с собой (хотя, как правило, достаточно только паспорта), составляется в соответствии с приказом Минтранса России от 03.11.2006 № 134 (ССЫЛКА).

Таким образом, традиционный, «дореформенный» бланк строгой отчетности был крайне популярен в среде предпринимателей — поскольку позволял, во-первых, использовать его вместо кассового чека, а во-вторых — в, целом, не было сложностей в изготовлении и заполнении. Можно было распечатывать БСО в удобном размере и «раздавать» всем желающим клиентам.

Но что произошло по факту проведения «радикальной» реформы законодательства о применении ККТ? Правомерно говорить о самых масштабных изменениях. При этом, эти изменения по существу коснулись и БСО и очень близких к ним товарных чеков (которые, как мы уже знаем, часто были взаимозаменяемыми, и налоговики могли быть к этому лояльны).

Как применяются БСО и товарные чеки после «реформы»

Оценивая результаты влияния «реформы» на практику применения БСО и товарных чеков, правомерно говорить о следующем.

Во-первых, в новых положениях Закона № 54-ФЗ понятие «бланка строгой отчетности» стало раскрываться по-другому. БСО стал документом, «приравненным к кассовому чеку», и при этом формируемым с помощью того же самого типа ККТ — то есть, онлайн-кассы, в случае, если ИП или юридическое лицо оказали какому-либо гражданину услуги.

Читайте также:  Скажите, пожалуйста, как правильно рассчитать фиксированный платёж за второй квартал, если ИП открылось в середине мая?

При этом, примечательно, что «кассовый чек» в контексте положений Закона № 54-ФЗ может выдаваться не только покупателю, но и клиенту. Поэтому, по логике, может выдаваться и при оказании услуг.

Таким образом, БСО в контексте «реформы» стал, по существу, лишним документом — который оформлять нет практического смысла. И товары и услуги могут быть показаны в «обычном» кассовом чеке.

Во-вторых, и это очевидно из первого пункта, БСО по новым нормам Закона № 54-ФЗ должны составляться в соответствии с этим законом, а не постановлением № 359. По существу оно утрачивает силу — как источник норм, регулирующих составление БСО.

Получается, что по факту проведения «реформы» БСО в виде, привычном многим предпринимателям, де-юре исключается из документооборота. Легальным становится «реформированный» БСО — по сути, представляющий собой разновидность кассового чека (и при этом, полностью заменяемый «обычным» кассовым чеком, сформированным на онлайн-кассе).

На практике это означает, что:

  1. Имеющиеся у предпринимателя на руках БСО, сформированные в соответствии с постановлением № 359 (то есть, скорее всего, напечатанные в типографии), после того, как «реформа» завершится, станут просто бумажками, не имеющими юридической силы.

Официально «реформа» завершается с 1 июля 2019 года (чуть позже мы рассмотрим сроки проведения — и порядок применения БСО в течение «реформы», более детально).

  1. Предприниматель в теории может продолжить пользоваться «дореформенными» БСО (как вариант — «потратить» запасы имеющихся) в случае, если относится к хозяйствующим субъектам, которые в соответствии со статьей 2 Закона № 54-ФЗ освобождены от использования контрольно-кассовой техники.

При этом, речь пойдет об использовании БСО исключительно как о неофициальном документе при расчетах ИП или юридического лица с покупателем или клиентом.

Дело в том, что те субъекты, которые освобождены от применения ККТ, вправе не выдавать покупателям вообще никаких документов — ни чеков, ни бланков. Желание что-то выдавать — личное решение предпринимателя, обусловленное, к примеру, его устремлением повысить уровень доверия со стороны клиента.

Такая выдача будет неофициальной (но, вместе с тем, выданный документ будет удостоверять факт совершения покупки и может использоваться покупателем, к примеру, как доказательство при пользовании преференциями по Закону о защите прав потребителей).

И в качестве подтверждающего оплату документа вполне может быть применим и БСО «дореформенного образца» — поскольку его структура вполне информативна и «вызывает доверие».

Также предприниматель вправе оформить на основании БСО по постановлению № 359 свой собственный бланк.

Он может назвать его каким угодно другим способом — «квитанцией», «чеком», распечатать его на фирменном бланке (типографский способ, совершенно очевидно, уже не будет обязательным), персонифицировать (как вариант, «вписав» в структуру бланка промо-код, выданный конкретному покупателю или клиенту).

  1. Хозяйствующий субъект, не освобожденный от использования ККТ, вправе продолжить пользоваться «дореформенными» БСО неофициально — «прикладывая» их к кассовому чеку.

На практике это будут, скорее всего, делать те фирмы, которые занимаются транспортными перевозками и используют «дореформенные» БСО, что утверждены ведомственными нормативными актами — как в случае с теми же авиабилетами. Обычному ИП, вероятно, такое дополнение будет совершенно не с руки — это лишние расходы и трата времени.

Но если это авиакомпания, то, вполне вероятно, у нее будет уже сформированная инфраструктура бронирования и информационного обеспечения клиентов. Ей, в свою очередь, не будет иметь смысла отказываться от нее — несмотря на то, что «голые» электронные квитанции — ранее соответствовавшие «дореформенному» законодательству и считавшиеся БСО, юридической силы иметь не будут.

Хотя бы потому, что для их клиентов будет удивителен отказ от квитанций: с их стороны неизбежны вопросы из серии, «что брать на всякий случай» в аэропорт, и в связи с чем вообще произошел отказ от привычных документов. Кроме того, в действующую инфраструктуру документооборота — предусматривающую использование бланков, перевозчиками, скорее всего, вложены значительные средства.

Им не добавит позитива осознание того факта, что эти инвестиции окажутся бесполезными.

Что же можно сказать, в свою очередь, о товарном чеке — альтернативе кассовому, который применялся хозяйствующими субъектами на ЕНВД и ПСН? Это крайне непростой вопрос. Касательно «дореформенного» товарного чека — ситуация особенная.

Без кассы. О бланках строгой отчетности

Использование бланков строгой отчетности вызывает двойственные чувства: вроде можно работать без кассы, но нужно соблюдать не очень удобные правила. Со всей строгостью и неподдельным интересом к теме — раскроем общие моменты и узкие места.

Бланки строгой отчетности применяются предпринимателем при одновременном выполнении следующих условий:

  1. вид деятельности – оказание услуг населению, при этом деятельность не попадает под другие основания по закону №54-ФЗ;
  2. оплата производится наличными или с использованием банковской карты через POS-терминал;
  3. нет желания применять кассовый аппарат, соответствующий всем требованиям законодательства.

Пояснения по первому пункту. Если предприниматель оказывает услуги населению, то в ряде случаев можно обойтись не только без кассового аппарата, но и не обязательно использовать банки строгой отчетности – достаточно по требованию клиента выдать подтверждение оплаты (товарный чек, квитанцию и пр.). Это относится к предпринимателям, осуществляющим:

  • деятельность в отдаленных и труднодоступных местах,
  • а также услуги общепита во время учебных занятий в учебных заведениях (т.е. за исключением дополнительного образования, повышения квалификации, курсов и пр.).

Кроме того, могут не применять кассовый аппарат предприниматели на ЕНВД и патентной системе, в том числе реализующие услуги населению. Необходимо ли использовать в этом случае бланки строгой отчетности или же можно обойтись более простым вариантом (товарные чеки, квитанции и т.д.) – вопрос спорный, его мы изложили отдельно.

Какие необходимо соблюдать требования к бланкам строгой отчетности

Для отдельных видов деятельности формы бланков строгой отчетности утверждены соответствующим ведомством. К сферам применения утвержденных бланков относятся (перечислим все, не только для ИП):

  • туристические услуги;
  • страхование;
  • услуги ломбардов;
  • услуги по газификации и газоснабжению;
  • ветеринарные услуги;
  • услуги учреждений кино и кинопроката;
  • услуги театрально-зрелищных предприятий, концертных организаций, коллективов филармонии, услуги цирковых предприятий и зоопарков, музеев, парков (садов) культуры и отдыха и т.д.;
  • услуги по перевозкам пассажиров и багажа (всеми видами транспорта), в том числе услуги при организации речных прогулок, услуги такси и пр.;
  • услуги по предоставлению парковок (парковочных мест) на платной основе;
  • услуги, предоставляемые бюджетными организациями.
  • Если деятельность попадает в указанный перечень, необходимо применять бланки строго в соответствии с утвержденной формой (ссылки на необходимые документы – в конце статьи).
  • В случае если для сферы бизнеса не утвержден специальный бланк, – форму можно разработать самостоятельно, но с обязательным соблюдением требований Постановления №359.
  • Все ниже приведенные требования для бланков строгой отчетности верны, если иное не предусмотрено законодательством (то есть если для конкретного вида деятельности не утвержден специальный бланк и специальные правила на уровне ведомства).
  • посмотреть перечень обязательных реквизитов бланков строгой отчетности

К обязательным реквизитам бланков строгой отчетности относятся:

  • наименование документа, шестизначный номер и серия;
  • фамилия, имя, отчество, место нахождения (адрес) предпринимателя;
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН предпринимателя);
  • вид услуги;
  • стоимость услуги в денежном выражении;
  • размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
  • дата осуществления расчета и составления документа;
  • должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать;
  • иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ индивидуальный предприниматель;
  • сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, ИНН, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж) – если бланк изготавливается типографией.

Уточнение. Один из обязательных реквизитов согласно Постановлению №359 на бланке строгой отчетности – это печать. Однако, учитывая, что документ имеет меньшую юридическую силу, чем Гражданский Кодекс и федеральные законы: если предприниматель не имеет печати, то и применение бланков строгой отчетности возможно без печати.

Использовать можно бланки, изготовленные типографией, либо при помощи автоматизированных систем.

посмотреть требования и правила заполнения при использовании типографских бланков

  • заполненный бланк должен содержать все обязательные реквизиты (см. выше);
  • при заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее 1 копии либо бланк документа должен иметь отрывные части;
  • проставление серии и номера на бланке документа осуществляется изготовителем бланков;
  • бланк документа должен заполняться четко и разборчиво, исправления не допускаются;
  • испорченный или неправильно заполненный бланк документа перечеркивается и прилагается к книге учета бланков документов за тот день, в котором они заполнялись.

При изготовлении бланков автоматизированным способом должны быть соблюдены дополнительные требования. По мнению налоговиков, фактически по своим параметрам такая техника аналогична кассовому аппарату, а соответствие требованиям Положения № 359 должно подтверждаться технической документацией.

посмотреть требования к изготовлению бланков автоматизированным способом

  • заполненный бланк должен содержать все обязательные реквизиты (см. выше);
  • при заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее 1 копии либо бланк документа должен иметь отрывные части;
  • автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;
  • при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка;
  • по требованию налоговых органов предприниматель обязан представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах;

Данным требованиям соответствует далеко не любая чекопечатающая машинка. Применять бланки, распечатанные на компьютере, нельзя, поскольку при использовании обычного компьютера невозможно обеспечить защиту от несанкционированного доступа (она должна быть не только от «третьих» лиц, но и от самого предпринимателя).

Учет бланков строгой отчетности

  1. Если бланки изготовлены в типографии
  2. Поступление — передачу бланков необходимо оформить актом приема-передачи, движение бланков отражается в книге учета.
  3. Требования, которое предъявляет законодательство к хранению и учету изложены все в том же Постановлении №359.

  4. посмотреть требования к учету и хранению бланков, изготовленных типографским способом
  • учет бланков ведется в книге учета бланков документов по их наименованиям, сериям и номерам;
  • листы книги учета бланков должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны индивидуальным предпринимателем, скреплены печатью (при наличии);
  • предприниматель обязан создать условия, обеспечивающие сохранность бланков;
  • срок хранения документов: испорченных бланков, копий, корешков, подтверждающих получение оплаты, — не менее 5 лет;
  • ответственность за бланки и их учет может быть возложена на работника, в этом случае:
    • для назначения ответственного работника, как правило, издается приказ;
    • с работником, отвечающим за получение, хранение, учет и выдачу бланков, заключается договор о полной материальной ответственности;
    • новые бланки документов принимаются ответственным работником в присутствии комиссии, составляется акт приемки;
    • выдачу бланков ответственный работник проводит по акту и делает соответствующие записи в книге учета;
  • предприниматель может самостоятельно исполнять обязанности, связанные с получением, хранением и учетом бланков;
  • при инвентаризации кассы проводится и инвентаризация бланков строгой отчетности.
Читайте также:  Как правильно оформить соаренду помещения между ИП и ФЛ?

Форма книги учета бланков не утверждена, предприниматели вправе самостоятельно разработать свой вариант книги.

Посмотреть пример заполнения Книги учета бланков строгой отчетности. Данный вариант подходит, если у предпринимателя есть работники, которым выдаются бланки. Если ИП самостоятельно ведет прием оплаты, то часть граф можно исключить.

Если бланки изготовлены автоматизированной системой

Если бланки строгой отчетности печатаются автоматизированной системой – учет бланков ведется этой системой. Применяемая система, например, разработанная на базе контрольно-кассовой техники, хранит все данные о распечатанных бланках строгой отчетности, их видах (наименованиях), сериях, номерах, количестве.

Книгу учета бланков в этом случае вести не нужно. Информация о выпущенных бланках при необходимости может быть получена из автоматизированной системы (например, в виде отчета), — как мы отмечали ранее, это одно из требований к применяемой автоматизированной системе для распечатки бланков строгой отчетности.

Услуги на ЕНВД и патентной системе налогообложения: нужны ли бланки строгой отчетности

Отдельного внимания заслуживает вопрос применения бланков строгой отчетности предпринимателями на ЕНВД и патентной системе налогообложения, если их деятельность – услуги.

Если буквально следовать пункту 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, то такие предприниматели должны по общему требованию либо применять контрольно-кассовую технику, либо использовать бланки строгой отчетности.

посмотреть ст. 2 закона № 54-ФЗ с ми

Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники

(…)

2. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

2.1. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД (…), и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения (…), и не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи (ст.2 закона № 54-ФЗ – прим. ред.

), могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Из указанных норм закона следует, что ИП на ЕНВД или патенте, если его деятельность – это оказание услуг населению, должен руководствоваться п.2 статьи 2 закона №54-ФЗ и применять бланки строгой отчетности либо использовать кассовый аппарат. «Упрощенный» вариант для услуг исключен. Такого мнения придерживается налоговый орган.

Однако на практике, есть успешно выигранные судебные дела, где налогоплательщики на ЕНВД, занимающиеся услугами, отстояли свое право на использование упрощенного варианта: не применять ККМ и бланки строгой отчетности, а выдавать клиенту документ об оплате в виде товарного чека, квитанции и т.п. Причиной являются неувязки в законе № 54-ФЗ.

посмотреть комментарии из судебной практики

Доводы налогового органа о том, что предприниматели, оказывающие услуги, должны руководствоваться только пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ, а также о том, что пункт 2.

1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ на них при оказании услуг населению не распространяется (см. выше ст.

2 закона № 54-ФЗ с ми), по мнению арбитражного суда, противоречат совокупности приведенных правовых норм в их взаимосвязи.

Более того, как указывает суд, в самом пункте 2.1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ, который устанавливает исключения для плательщиков единого налога на вмененный доход, буквально говориться не только о «покупателях», но и о «клиентах», а также о выдаче по их требованию документов, подтверждающих прием денежных средств, не только за соответствующий «товар», но и за «работу», «услугу».

Таким образом, если вы предприниматель на ЕНВД или патентной системе налогообложения и категорически против использования бланков строгой отчетности и кассового аппарата, можно обойтись выдачей товарного чека. В случае налоговой проверки велика вероятность отстоять свою правоту, но вполне возможно, что это придется делать в суде.

Кассовый аппарат или бланки строгой отчетности (ККМ или БСО) – что все-таки лучше?

Если масштабы бизнеса невелики – бланки строгой отчетности, безусловно, лучший вариант.

В случае большого потока клиентов – стоит уточнить у производителей, реализующих кассовую технику, о возможности ее применения в качестве автоматизированной системы выдачи бланков строгой отчетности.

Такой вариант избавит вас от постановки кассового аппарата на учет в налоговый орган.

Но с ним необходимо быть предельно внимательным — надо получить исчерпывающие пояснения и подтверждения исполнения требований законодательства.

В случае большого потока клиентов, хороших финансовых возможностей, и если не хочется особенно вникать во все нюансы – применяйте контрольно-кассовую технику.

Законодательный фундамент и разъяснения ведомств

  • Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»
  • Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»

Должны ли бюджетные учреждения применять кассовую технику

Кассовая реформа коснулась не только коммерческих организаций и предпринимателей, но и всех прочих. В том числе бюджетные учреждения — поликлиники и больницы, школы и вузы, музеи и библиотеки, транспортные компаний и предприятия коммунальной сферы. Рассмотрим особенности применение ККТ организациями такого типа.

Когда бюджетные учреждения должны применять ККТ

Бюджетные учреждения (БУ) являются некоммерческими и действуют в социально значимых сферах — здравоохранении, образовании, культуре, науке, спорте и некоторых других.

Но это вовсе не означает, что в процессе своей деятельности они не производят расчетов. Такие учреждения активно работают с гражданами и реализуют свои услуги в том числе за плату.

С этой точки зрения бюджетные учреждения ничем не отличаются от других субъектов хозяйственной деятельности и обязаны применять кассовую технику.

На организации рассматриваемого типа распространяются все правила, прописанные в законе 54-ФЗ. На практике это означает, что бюджетные учреждения должны применять ККТ при расчетах:

  • наличными денежными средствами;
  • с использованием банковской карты физического лица;
  • с использованием корпоративной карты (карты, оформленной на юридическое лицо), если для осуществления расчета она предъявляется продавцу;
  • посредством интернет-кошельков и других электронных средств платежа.

О применении бсо

Однако есть один весьма существенный нюанс. Сегодня законодательство позволяет не применять кассовую технику организациям любой организационно-правовой формы, если она занимается оказанием услуг населению.

Но с одним условием — вместо чека клиентам следует выдавать бланк строгой отчетности (БСО). Многие бюджетные учреждения занимаются именно оказанием услуг — лечебно-оздоровительных, образовательных, культурно-просветительских, транспортных и так далее.

И при оказании подобных услуг населению БУ вместо кассового чека могут выписывать своим клиентам бланки строгой отчетности.

Такой порядок действует до 1 июля 2019 года. С указанной даты БСО нужно будет формировать с использованием специальной кассовой техники. То есть тем, кто привык работать с бланками, придется приобретать либо БСО-ККТ, либо обычный кассовый аппарат.

Пока же в ходу бумажные бланки, которые печатаются в типографиях либо формируются посредством специальных информационных систем (обычный компьютер к ним не относится).

При каких операциях нужны чеки

Кассовая техника применяется только при операциях, которые в соответствии с законом о ККТ отнесены к расчетам. Это прием и выплат денежных средств в связи с реализацией товаров, работ или услуг. Кассу нужно применять, если бюджетное учреждение реализует что-то своим клиентам-покупателям, то есть выступает в роли продавца.

Например, городская поликлиника (государственное бюджетное учреждение здравоохранения) оказывает клиенту услугу на платной основе. Или школа (ГБУ в сфере образования) проводит дополнительные занятия по предметам, организует обучение в кружках, секциях, пребывание в группах продленного дня.

Также применяется касса и в случае, если клиент сначала оплатил услугу, впоследствии от нее отказался и вернул деньги.

А вот расчеты с физическими лицами в рамках трудовых отношений проводятся без применения ККТ. Иначе говоря, при выплате сотрудникам БУ заработной платы, выдаче денежных средств под отчет или командировочных кассовая техника не применяется, поскольку это не связано с платой за товары или услуги.

При расчетах с юридическими лицами также действуют общие правила:

  1. Если юрлицо оплачивает безналично, то есть переводит деньги со своего счета на счет БУ, то кассу применять не нужно.
  2. Если оплата производится банковской картой с ее предъявлением для использования в терминале, то ККТ должна быть применена.
  3. Если представитель организации платит наличными деньгами (такие расчеты ограничены суммой 100 000 рублей), та кассу применять также необходимо.

Исключения и нюансы

В статье 2 закона 54-ФЗ содержатся исключения из общих правил применения кассовой техники. Среди них немало тех, которые могут применяться к бюджетным учреждениям и прочим государственным предприятиям.

Во-первых, преференции есть у любых организаций, которые располагаются в отдаленных и труднодоступных селах и деревнях. Они могут не применять кассовую технику, но должны выдавать покупателю по требованию подтверждающий расчеты документ, например, товарный чек. Список таких местностей в каждом регионе утверждается органами государственной власти.

Во-вторых, освобождение от обязанности применять ККТ действует для отдельных видов деятельности и операций. В частности, можно не применять кассовые аппараты:

  • библиотекам, если они оказывают услуги, связанные с библиотечным делом;
  • аптечным организациям, которые находятся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах в сельских местностях;
  • муниципальным парковкам;
  • столовым общеобразовательных учреждений в учебное время;
  • при реализации билетов в транспортных средствах (до 1 июля 2019 года, затем нужно будет применять кассу);
  • при осуществлении прочей деятельности, которая описана в статье 2 закона 54-ФЗ.

Выбор аппарата

В отличие от магазинов с большим потоком клиентов, бюджетные учреждения, как правило, проводят не так много расчетов. Поэтому в большинстве случаев для работы им подходят кассовые аппараты попроще.

Например, фискальные регистраторы или автономные кассы. Первые подключаются к персональным компьютерам. Вторые же являются самостоятельными аппаратами, но отличаются компактными размерами и простотой в обращении.

Примером популярного автономного аппарата служит Атол 90ф или Атол 91ф.

Читайте также:  Нулевая ставка или нет, как узнать?

Из дополнительного оборудования целесообразно установить терминал эквайринга, чтобы иметь возможность принимать к оплате не только наличные средства, но и банковские карты. Также понадобится денежный ящик для хранения наличности.

Робочеки от Робокассы: отзывы, законно ли, как работать без онлайн кассы ИП при безналичных расчетах с физическими лицами?

Привет! Сегодня пойдёт речь о такой боли как, приём платежей от физических лиц  ИПшниками и том, как это делать без онлайн-кассы.

Все ИП, кто работает с физическими лицами и принимает от них платежи, будь это интернет-магазины или оффлайн коммерсы, задаются вопросом, как можно работать без онлайн-кассы? Причём делать это законно! С таким вопросом столкнулся и я.

Моя ситуация

Немного о своей ситуации. Я ИП на упрощёнке (УСН 6%). В большей степени я работаю с юридическими лицами и таким же ИП, но иногда (а в последнее время довольно часто) мне приходится иметь дело и с физлицами.

Я провожу SEO-консультации и курсы и, как правило, за этими услугами обращаются обычные граждане. Но по 54 ФЗ я не имею права работать с физическими лицами без онлайн-кассы. В моём случае установка онлайн-кассы была бы крайне невыгодна, т.к. все эти затраты на покупку оборудования, его обслуживания, а также усложнение ведения бухгалтерии заставили бы работать в ноль или даже в минус.

Терять клиентов я не хотел, но и устанавливать кассу не было смысла. Поэтому я решил найти способ законно работать без онлайн-кассы и при этом получать платежи от физических лиц.

Нужна ли онлайн касса при безналичных расчетах с физическими лицами?

С таким запросом я пошёл гуглить и яндексить как проклятый, чтобы найти ответ и, либо забить на физиков окончательно и бесповоротно, либо найти способ получать от них деньги законным путём, но без этой ублюдской кассы.

Большинство интернет-ресурсов однозначно говорили о том, что без онлайн-кассы не обойтись и брать деньги от обычных граждан нельзя. Но я был уверен, что есть способ работать без онлайн-кассы и осуществлять приём платежей от  физических лиц. Оставалось понять, как это сделать?

Может ли ИП работать без онлайн-кассы в 2020 году?

После довольно продолжительных поисков я нашёл два сервиса, которые вроде как помогали обойтись без кассы предпринимателю. И было логично, что такие сервисы просто обязаны быть, т.к. очень много людей владеют мелкими интернет-магазинами, принимая деньги у себя на сайте, которые просто не выжили бы со всеми этими конскими поборами за установку и работу онлайн-касс.

Рассмотрю оба варианта, которые я нашёл и потом подробно остановлюсь на том, который выбрал для себя.

С обоими сервисами можно работать любым ИП (УСН, ЕНВД) и принимать онлайн-платежи от физ лиц без онлайн-касс. Правда один оказался не законным… ????

Яндекс.Платёжка

Когда я нашёл сервис от Яндекса под названием Яндекс.Платёжка  сразу же решил остановиться на нём и не искать больше ничего, т.к. всё-таки же ж Яндекс, это же ж сам Яндекс. Но как хорошо, что перед подключением я решил погуглить…

И вот какую интересную статью на Тинькофф Журнале я нашёл:  https://journal.tinkoff.ru/wtf/yandex-platezhka/

Кому лень читать всю статью, вот итог, который подводит Тинькофф Журнал:

Этого мне было достаточно, чтобы продолжить поиски ответа на вопрос: «Как работать без онлайн-кассы для ИП и при этом делать это законно?».

Робочеки

Следующий сервис, который я рассматривал для приёма платежей – это Робочеки от Робокассы. И как выяснилось, с его помощью действительно можно работать без кассы и при этом принимать бабло от граждан.

Т.к. для себя лично я выбрал именно этот сервис (ниже расскажу почему), то остановлюсь на нём более подробно.

Робочеки от Робокассы

Конечно же, я как и в случае с Яндекс.Платёжкой тоже знатно «покурил форумы» и максимально изучил вопрос, чтобы потом не возникало проблем с налоговой.

Нашёл интересную тему на Клерке, которая ответила на большую часть моих вопросов, может быть кому-то будет полезно: https://forum.klerk.ru/showthread.php?t=602432

Но и это не заставило полностью поверить в законность Робочеков, поэтому я решил написать в тех.поддержку онлайн-бухгалтерии, которой я пользуюсь – МоёДело (в будущем планирую сделать обзор и этого сервиса, с которым я сотрудничаю уже более 3 лет). И  вот их ответ:

МоемуДелу я доверяю, т.к. они «отвечают за базар» вплоть до 100 миллионов рублей (о сумме узнал у Трансформатора, можете посмотреть с  5:20 минуты ) и этого мне было достаточно, чтобы сделать свой выбор.

Собственно, удостоверившись в том, что Робочеки от Робокассы действительно могут законно заменить онлайн-кассу, я решил связаться с тех.поддержкой сервиса и уточнить все нюансы сотрудничества уже с ними.

Ребята отвечают довольно оперативно и информативно, поэтому проблем с настройкой и подключением возникнуть не должно.

Как работает опция Робочеки от Robokassa?

Первым делом рекомендую ознакомиться с презентацией Робочеков, вот видео:

Более подробно можно будет прочитать на самом сайте Робочеков,  а вкратце (но думаю, вам будет достаточно, чтобы сделать выбор) я расскажу тут. Итак, вот 7 пунктов:

  • заключаете договор-оферту с Робокассой. Обмениваетесь офертой с печатью по почте. Всё, договор заключен и можно начинать работать;
  • в сервисе заполняете карточку компании – ИНН, БИК, название сайта или магазина и т.д;
  • ставите код с кнопкой – есть три вида. Также если у вас интернет-магазин, то можно связать по API Робокассу с магазином (например, на WordPress Робочеки можно законнектить по API с WooCommerce плагином);
  • после того как всё технически настроено, человек может платить у вас на сайте за какую-либо услугу через Робокассу;
  • далее инфа об онлайн-платеже идёт через ОФД в налоговую с указанием ИНН вашей организации;
  • платёж проходит, чек отправляется физлицу на e-mail, а в личном кабинете Робочеков размещается ссылка на чек по операции;
  • деньги можно выводить вручную или поставить лимит на автоплатёж на р/с вашей ИПшки.

Собственно всё. Такой подход соответствует 54 ФЗ и налоговому законодательству, а значит у налоговой не должно быть претензий к вам.

Артём Высоков

Автор блога о SEO и заработке на сайтах — Vysokoff.ru. Продвигаю информационные и коммерческие сайты с 2013 года.

Задать вопрос

Кроме того, по сути на данный момент (май 2019 года) адекватных аналогов Робочекам не существует (ну или я их не нашёл), поэтому у вас выбор только такой:

  1. Ставить онлайн-кассу.
  2. Подключать Робочеки от Робокассы.

Сколько это стоит?

Вот и добрались до лопаты дёгтя (точно не ложка) во всей этой красивой истории о возможности работать без онлайн-кассы ???? И этой лопатой являются тарифы на Робочеки.

  Отзыв о РИФ+КИБ 2016

Вот таблица с ценами на те или иные способы онлайн-платежей, которые принимает Робокасса:

ПЛАТЁЖНЫЕ СРЕДСТВА КОМИССИЯ
Электронным кошельком 4,70% – 6,80%
QIWI Кошелек 5,70%
Яндекс.Деньги 6,80%
WMR 4,70%
RUR Единый кошелек 4,70%
WebMoney 4,70%
Через интернет-банк 4,70%
Альфа-Клик 4,70%
RUR Единый кошелек 4,70%
Банковской картой 3,70% – 10,00%
Банковская карта 3,70%
Карта Халва 10,00%
Apple Pay 3,70%
Samsung Pay 3,70%
В терминале 5,70%
QIWI Кошелек 5,70%
Сотовые операторы 5,00%
Билайн 5,00%
Tele2 5,00%

Стоимость услуг кусается (учитывая, что нужно сюда плюсовать 7% (6% по УСН + 1% при обороте более 300 000 в год) за ИП), но всё равно это дешевле, при малых оборотах на физлицах, чем ставить и обслуживать онлайн-кассу.

Решение проблемы с “двумя чеками” (правки в законодательстве от 01.07.2019)

(UPD 12.2019) Прочитав некоторые комментарии я понял, что не все вопросы закрывает мой пост. Вопрос от некоего Игоря касался следующего, цитирую:

Не забывайте, что чек нужно пробивать не только при получении оплаты, но и при отгрузке товара (оказании услуг), если эти два действия не совпадают по времени. Как в этом случае поможет Робокасса?

На этот вопрос мне ответили специалисты из МоегоДела. Ответы прикладываю, может быть кому-то будет полезно. Заранее скажу, для себя я выбрал договор-оферта, который позволяет избежать проблем со вторым чеком, по информации от сервиса онлайн-бухгалтерии.

Момент оформления двух чеков ККТ – это обязанность Робокассы, поскольку она выступает в роли платежного агента-ведет расчеты с применением ККТ. А в случае, когда товары поставлены, услуги оказаны, работы выполнены после факта получения оплаты от покупателя/клиента законодательно установлена обязанность (с 01.07.2019 г.) оформлять два чека ККТ-один на предоплату, второй-на зачет предоплаты.

Таким образом, вопрос подразделяется на два.

1. Документальное оформление сделки

При расчетах электронными деньгами у Вас должны быть следующие документы:

  • Договор с клиентом (договор-оферта),
  • Акт на оказанные услуги (в силу специфики деятельности могут быть в электронном виде),
  • Договор с платежной системой, электронным кошельком или агрегатором,
  • Акты или реестры от платежной системы, электронного кошелька или агрегатора,
  • Выписка по расчетному счету, куда выводите полученную выручку.

Оптимально в Вашей ситуации оформить договор-оферту. Оплачивая договор-оферту, контрагент тем самым акцептует (принимает) предложение.

Исходя из этого, у обеих сторон (стороны, выставившей оферту, и стороны, принявшей ее) возникают соответствующие обязательства друг перед другом.

Как правило, в договоре-оферте указывается срок его действия, в течение которого получившая его сторона должна произвести оплату.

Подтверждением заключения любого договора оферты является факт оплаты его. Поэтому в данном случае Вам не требуется предпринимать дополнительных действий, поскольку факт оплаты будет подтвержден фактом осуществления платежа и реестром платежей от Робокассы.

Наличие формулировки в тексте договора:

«Факт произведенной Заказчиком оплаты по данному Договору подтверждает его согласие с тем, что услуги оказаны ему в полном объеме, надлежащего качества, претензии отсутствуют, составление отдельного Акта выполненных работ (оказанных услуг) не требуется» будет достаточным условием неоформления Актов выполненных работ (оказанных услуг) с физлицами-клиентами.»

Оплачивая публичный договор-оферты, клиент тем самым его акцептует и принимает все условия договора.

Данная форма договора позволит избежать Вам оформления актов в бумажном варианте и не приведет к обязанности решения вопроса с Робокассой в части законодательного обязательства оформлять два чека ККТ.

  Полгода блогу vysokoff.ru

2. Применение ККТ

С 1 июля 2019 года если клиент получил товар или услугу не в момент оплаты, нужно формировать два чека. Первый — при поступлении денег на счет, второй — при отгрузке товара или выполнении услуги.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *