В егрюл укажут сведения о полномочиях нескольких директоров

Как предупредить корпоративные конфликты, если в бизнесе два равноправных учредителя? Они могут поставить каждый своего директора, чтобы тот защищал их интересы.

Эксперты рассказали, в каких компаниях удобно ввести такой механизм, а в каких не стоит, перечислили достоинства и недостатки этой корпоративной модели и дали советы, как вести себя контрагенту компании с несколькими директорами.

Правило «двух ключей», когда под договором нужны были две подписи (руководителя и главного бухгалтера), действовало еще в советском праве для крупных и сложных внешнеторговых контрактов, рассказывает партнер «Инфралекс» Артем Кукин. Сейчас таких сделок стало значительно больше.

И не всегда один начальник способен учесть все нюансы договора, как и взять на себя ответственность за все возможные убытки, которые связаны с этой сделкой, продолжает Кукин.

По его словам, несколько директоров могут помочь в этой ситуации: они не только подстрахуют от ошибок, но и смогут следить друг за другом, чтобы было меньше злоупотреблений.

В 2014 году в Гражданский кодекс внесли норму о том, что от имени компании могут выступать несколько директоров – совместно или независимо (п. 1 ст. 53). «Право.ru» узнало, насколько широко сейчас используется институт, каковы его плюсы и минусы и чего по-прежнему не хватает.

1. Каковы преимущества модели с несколькими директорами?

В ЕГРЮЛ укажут сведения о полномочиях нескольких директоровИнститут позволяет создать систему «сдержек и противовесов», чтобы контролировать движение крупных финансовых потоков и активов компании (принцип «двух ключей» или «четырех глаз»), говорит Максим Григорьев, партнер, руководитель специальных проектов юрфирмы VEGAS LEX. Кроме того, продолжает он, можно разделить публичную ответственность нескольких директоров согласно сферам и направлениям, за которые они отвечают внутри компании. И построить мобильную систему управления, в том числе с учетом взаимозаменяемости.

2. Где это используется?

В ЕГРЮЛ укажут сведения о полномочиях нескольких директоровСамый очевидный пример – общества с двумя учредителями, которые примерно одинаково участвуют в бизнесе. Каждый из них свободен выбрать своего директора. Но если фирма небольшая и быстро развивается – ей может быть важнее скорость и эффективность, чем дополнительный контроль, поэтому удобнее обойтись одним главой, отмечает юрист корпоративной практики Hogan Lovells в России Мария Казакова. К тому же несколько руководителей могут слишком дорого обойтись маленькой фирме, добавляет Кукин. Такая модель управления чаще встречается в средних компаниях, но иногда и в больших, делится наблюдениями Григорьев. «Например, в ПАО «Мегафон» два единоличных исполнительных органа – генеральный и исполнительный директоры», – рассказывает он.

Наиболее подходящая структура – это многопрофильная компания (материнская компания многопрофильного холдинга), считает юрист Eterna Law Евгений Степин: «Каждому директору можно определить отдельную зону ответственности – производство, реклама, продажи». Или так: в добывающем секторе решения по большинству вопросов принимает один глава, но там, где нужны технические или инженерные познания, нужно одобрение второго директора-«технаря», предлагает Казакова. Также несколько руководителей может быть в совместном российско-иностранном предприятии, добавляет она. «Как правило, российский партнер хочет назначить своего управленца, но зарубежный партнер всегда стремится контролировать бюджет и качество работ. Они могут назначить каждый своего человека», – поясняет Казакова.

3. Как можно распределить полномочия?

  • В ЕГРЮЛ укажут сведения о полномочиях нескольких директоровА) Совместное управление обществом
  • Такой вариант используется в случае, если каждый из директоров защищает интересы «своего» бенефициара, или в переходный период, когда у нового менеджера еще нет необходимого опыта или кредита доверия, говорит Григорьев.
  • Б) Раздельное управление отдельными сферами деятельности
  • Для разграничения зон ответственности – с учетом компетенции каждого из управленцев.
  • В) Равноправное независимое управление обществом

Два или более директора действуют независимо друг от друга, и у каждого – вся широта полномочий. Это наиболее гибкая и мобильная модель, когда руководят проверенные и опытные сотрудники компании, говорит Григорьев.

4. Как проверить компанию с несколькими директорами ее контрагенту?

  1. В ЕГРЮЛ укажут сведения о полномочиях нескольких директоровСтепин из Eterna Law предлагает такой алгоритм:
  2. – проверить полномочия директоров по уставу и внутренним документам, которые регулируют работу органов управления;
  3. – проверить сведения в ЕРГЮЛ;
  4. – проанализировать протокол об избрании нескольких единоличных исполнительных органов;
  5. – проверить наличие и проанализировать необходимые корпоративные одобрения или согласия.

5. А как двух директоров указывают в Едином госреестре юрлиц?

В ЕГРЮЛ укажут сведения о полномочиях нескольких директоровВ ЕГРЮЛ можно внести данные о нескольких руководителях, но нельзя конкретизировать их полномочия (то есть не получится указать, действуют они совместно или раздельно, и кто решает какие вопросы), сетует Григорьев из VEGAS LEX. По его словам, эта проблема серьезно мешает работе института «множественных» директоров. Конечно, можно запросить устав компании, где подробно описана компетенция, говорит Кукин. Но нет гарантии, что в момент заключения сделки устав не поменяют, отмечает он.  

Неординарные способы решить проблему придумывают в АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». В частности, указать на ограничения в полномочиях можно в самом названии должности в ЕГРЮЛ, предлагает советник бюро Татьяна Невеева.

6. Хорошо, в ЕРГЮЛ нет сведений о том, как разграничены полномочия. Но если не читать устав – откуда же узнать, как действуют директоры?

В ЕГРЮЛ укажут сведения о полномочиях нескольких директоровЗакон не обязывает третьих лиц проверять устав на предмет разграничения полномочий одного или нескольких директоров. По общему правилу для таких третьих лиц действует презумпция: каждый директор действует независимо от другого по всем вопросам компетенции. Это разъяснил Пленум Верховного суда в п. 22 Постановления от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Презумпция «всеохватности» каждого из управленцев не работает лишь тогда, когда третье лицо знало, что в уставе полномочия разграничены. Что это значит на практике, разъясняет Григорьев.

Если один из директоров подписал договор с превышением полномочий, такое соглашение будет трудно признать недействительным. Ведь для этого надо будет доказать, что контрагент фирмы знал или должен был знать об отсутствии компетенции, говорит Григорьев.

7. А чего еще не хватает в законодательстве для регулирования института?

В ЕГРЮЛ укажут сведения о полномочиях нескольких директоровПробелов очень много, констатирует руководитель проектов АБ «S&K Вертикаль» Елена Батура. Нет регламента, как наделять полномочиями и прекращать их, если в компании несколько директоров. Ничего не говорится о том, как они осуществляют свои полномочия, или как привлечь к ответственности сразу нескольких лиц, говорит Батура.

8. А как подписывать различные заявления в государственные органы? Формы обычно предусматривают только одну подпись

В ЕГРЮЛ укажут сведения о полномочиях нескольких директоровТакая проблема есть, и она создает сложности техническо-юридического характера, говорит Григорьев. Например, налоговые декларации предусматривают только одну подпись гендиректора.

Если акционеры выбрали модель совместных полномочий, надо обязательно оставить одному из них возможность единолично подписывать документы в госорганы, советует Казакова из Hogan Lovells.

9. Какие еще минусы и риски у модели «множественных» директоров?

В ЕГРЮЛ укажут сведения о полномочиях нескольких директоровРиски для компании – путаница в полномочиях директоров, задвоение полномочий, «наезды» на компетенцию разных директоров и конфликты на этой почве, перечисляет Кукин из «Инфралекса». Контрагентам, в свою очередь, сложно проверить полномочия подписанта, а еще им могут грозить злоупотребления, продолжает эксперт.

Если говорить о равноправном независимом управлении, есть риск конкуренции компетенций, когда два директора заключают дублирующие или взаимоисключающие сделки, предупреждает Григорьев.

Кроме того, обоих управленцев могут привлечь к ответственности (например, административной), потому что сложно будет определить, кто из них допустил нарушение.

Впрочем, чтобы от этого застраховаться, достаточно четко описать компетенцию каждого менеджера во внутренних документах – трудовых договорах, должностных инструкциях и так далее, советует Григорьев.

10. Насколько часто используют этот инструмент?

В ЕГРЮЛ укажут сведения о полномочиях нескольких директоровОбычно новые институты «приходят» в практику постепенно, говорит Казакова. Не исключение, по ее словам, и «множественность» директоров, которая к тому же пока недостаточно урегулирована законом. Назначение двух и более директоров пока не стало популярным, подтверждает Кукин: для некрупного бизнеса это дорого, а крупный обычно и так имеет коллегиальный исполнительный орган (правление). Небольшим непубличным компаниям проще использовать более привычные механизмы ограничений, говорит Кукин.

В то же время возможность назначить двух и более директоров (вместе с другими корпоративными новеллами и расширением диспозитивности) действительно поможет бороться с корпоративными конфликтами (в том числе «дедлоками»), убеждает Невеева. По ее мнению, по мере решения технических трудностей институт будут применять все чаще.

Публичная достоверность сведений ЕГРЮЛ

Здравствуйте, уважаемые читатели моего юридического блога. Решил сегодня переключиться на корпоративное законодательство.

Развитие законодательства о юридических лицах предполагает в числе прочего повышение стабильности гражданского оборота. Юридические лица, взаимодействуя между собой, должны иметь возможность узнать друг о друге информацию. Для этого необходимы информационные ресурсы, котором бы все доверяли, а сведения, туда загружаемые, проверялись.

Иначе компании сильно рискуют своим капиталом, многократно возрастает риск крушения бизнеса, особенно при значительных оборотах в ходе хозяйственной деятельности.

К какому ресурсу обращаются чаще всего, когда хотят проверить контрагента на благонадежность? Конечно же на официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ, а именно к сервису «Проверь себя и контрагента».

Он содержит все основные сведения, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

В ЕГРЮЛ укажут сведения о полномочиях нескольких директоров

Общие положения о достоверности сведений ЕГРЮЛ

Федеральным законом от 28.06.2013 г. № 134-ФЗ внесены изменения в ГК РФ, повышающие защищенность добросовестных контрагентов при совершении сделок. Законодательно введен принцип публичной достоверности данных, внесенных в ЕГРЮЛ. Соответствующее положение закреплено в статье 51 ГК РФ.

Отправной точкой является обязательность государственной регистрации юридического лица в уполномоченном государственном органе. Для коммерческих организаций — это ФНС РФ.

Именно с момента регистрации юридическое лицо считается созданным. Порядок регистрации урегулирован Федеральным законом от 08.08.

2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ).

В пункта 2 статьи 51 введено следующее положение:

«Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.

Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица».

Первое предложение можно свести к фразе: сведения, содержащиеся в реестре считаются достоверными, пока не доказано иное. Это и есть выражение принципа публичной достоверности ЕГРЮЛ.

В ходе взаимодействия с контрагентом, полагающимся на сведения реестра, заявлять об их недостоверности юридическое лицо не вправе. Ссылка на недостоверность возможна только если данные попали в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или другим путем помимо воли юридического лица.

Более подробно указанная норма раскрывается в пункте 22 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление № 25).

В нем раскрывается и другая грань принципа публичной достоверности: предполагается, что лицо, полагающееся на данные ЕГРЮЛ, не знало и не должно было знать о недостоверности таких данных.

Достоверность — это хорошо. Позволяет избежать сомнительных сделок. Как эта достоверность ЕГРЮЛ обеспечивается?

Обеспечение достоверности

Новая редакция п. 3 ст. 51 ГК РФ предусматривает, что до государственной регистрации самого юридического лица, измений устава, включения иных данных в ЕГРЮЛ уполномоченный государственный орган обязан (!) провести проверку достоверности данных, включаемых в этот реестр.

Читайте также:  Доходы от другого ИП относится к доходам в декларации 3 ндфл?

Порядок и срок проверки должен быть установлен законом. Но он не установлен на сегодняшний день, хотя с момента вступления в силу этой нормы прошло 2 года. В этом и в некоторых других случаях действующее законодательство зачастую препятствует исполнению указанной обязанности надлежащим образом.

Срок для регистрации юридического лица — 5 рабочих дней с момента представления документов в налоговый орган. Для проверки данных такого отрезка времени не всегда достаточно, а возможность увеличения срока не предусмотрена. По факту налоговый орган просто отказывает в регистрации, не имея возможности уточнить интересующую информацию.

Пункт 23 Постановлении № 25 напоминает о п. 4.1 ст. 9 и п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ. В частности, ИФНС не уполномочена проверять форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в них сведения на предмет соответствия законодательству РФ, за исключением случаев, предусмотренных самим Законом № 129-ФЗ.

А п. 1 ст. 23 содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица.

Пленум ВС РФ указывает также, что регистрирующий орган по общему правилу не уполномочен проверять содержание учредительных документов юридического лица на соответствие их закону как при учреждении юридического лица, так и при его реорганизации.

В какой-то мере достоверность реестра обеспечивает установление круга лиц, которые могут быть заявителями. Кроме того, подпись на заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом. Несмотря на это по-прежнему наблюдается практика создания юридических лиц через подставных учредителей. Ими могут являться массовые учредители, некоторые готовы выступить учредителями за соответствующую плату.

Проблемы возникают и с достоверностью адреса регистрации компании. На практике ИФНС, руководствуясь тем же п. 3 ст. 51 ГК РФ, при регистрации проверяет: действительно ли юридическое лицо будет находится по указанному адресу? Если инспекция выяснит, что адрес регистрации является массовым, то с большой долей вероятности в регистрации будет отказано.

Обычно такие отказы с успехом оспариваются в суде. Но заявитель теряет время и деньги. Поэтому советую адресами массовой регистрации стараться не пользоваться. В идеале вместе наряду с установленным перечнем документов предоставить еще и гарантийное письмо от собственника помещения, адрес которого будет использован для регистрации (вариант: договор аренды).

ИФНС имеет возможность проверить личность гражданина РФ, чьи данные указаны в заявлении о государственной регистрации юридического лица. Если по данным УФМС эти сведения окажутся несоответствующими данным паспорта, то в регистрации будет отказано (пп. «к» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ).

Порядок и срок проверки должен быть установлен законом. С момента вступления в силу этой нормы прошло 2 года.

Срок для регистрации юридического лица — 5 рабочих дней с момента представления документов в налоговый орган. Для проверки данных такого отрезка времени не всегда достаточно, а возможность увеличения срока не предусмотрена. По факту налоговый орган до сих пор просто отказывал в регистрации, не имея возможности уточнить интересующую информацию.

Пункт 23 Постановлении № 25 напоминает о п. 4.1 ст. 9 и п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ. В частности, ИФНС не уполномочена проверять форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в них сведения на предмет соответствия законодательству РФ, за исключением случаев, предусмотренных самим Законом № 129-ФЗ.

Пленум ВС РФ указывает также, что регистрирующий орган по общему правилу не уполномочен проверять содержание учредительных документов юридического лица на соответствие их закону как при учреждении юридического лица, так и при его реорганизации.

Однако, совсем скоро, 1 января 2016 года, в силу вступают поправки внесенные в Закон № 129-ФЗ. В нем появляются пункты 4.2, 4.3 и 4.4 статьи 9.

ИФНС будет вправе осуществлять проверку достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, если у нее возникнут обоснованные сомнения в достоверности этих сведений. Это будет распространяться и на случаи поступления возражений со стороны заинтересованных лиц относительно предстоящих государственной регистрации изменений учредительных документов или включения дополнительных сведений в реестр.

Многое отдано на усмотрение должностных лиц налоговых органов. А уж определение степени обоснованности сомнений и вовсе носит сугубо субъективный характер. С точки зрения налогового инспектора — сомнение обоснованное. Заявителю же может показаться, что инспектор просто придирается.

Получается, что такое разрастание компетенции регистрирующего органа может привести к злоупотреблениям и волоките, но отсутствие порядка проверки достоверности способно привести к ущемлению прав добросовестных лиц. С одной стороны нельзя не признать, с другой — нельзя не учитывать.

Для полной картины следует посмотреть на список проверочных мероприятий, которые уполномочен осуществлять регистрирующий орган. Проверка осуществляется посредством:

  1. изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, документов и пояснений, представленных заявителем;
  2. получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
  3. получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
  4. проведения осмотра объектов недвижимости;
  5. привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Перечень мероприятий закрытый, никакие другие применяться не могут. В какой-то мере это защищает добросовестных заявителей.

В каких случаях могут применяться те или иные проверочные мероприятия?

Например, проведение осмотра объектов недвижимости явно направлено на борьбу с регистрацией компании по адресу массовой регистрации. Путем осмотра налоговый орган сможет убедиться, что компания действительно будет располагаться по данному адресу, имеется все необходимое для ведения тех видов деятельности, которые указаны в заявлении.

Основания, условия и способы проведения указанных мероприятий, а также порядок использования результатов, полученных в результате проверки, в соответствии с п. 4.3 ст. 9 должен быть установлен уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Разумеется, сейчас его еще нет. Ожидать принятия соответствующего нормативного акта следует после вступления в силу поправок, внесенных в Закон № 129-ФЗ. Пока же будем надеяться, что документ будет устанавливать те самые основания, условия и способы исчерпывающим образом без двусмысленных формулировок.

При установлении недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, государственная регистрация не может быть осуществлена в силу п. 4.4 ст. 9 названного Закона.

При наличии оснований для осуществления мероприятий по проверке достоверности сведений вносимых в ЕГРЮЛ в связи с реорганизацией, ликвидацией организации, внесения изменений в сведения реестра, регистрация приостанавливается не более чем на 1 месяц.

Само решение о приостановлении регистрации принимается в пределах отведенного регистрации срока, течение которого прерывается, т. е. в дальнейшем начинает исчисляться заново.

Решение о приостановлении регистрации должно будет содержать:

  • основание, по которому она приостанавливается;
  • срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, но не менее 5 дней.

Будем надеяться, что вводимые нормы позволят обеспечить достоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, но не в ущерб правам и интересам добросовестных лиц.

Судьба сделок, совершенных лжедиректорами

Какие данные реестра и для чего нужны третьим лицам? Про адрес уже сказано, добавлю только, что он может использоваться для направления судебных извещений, писем из ИФНС, иных государственных органов.

Для потенциальных контрагентов наиболее важными являются сведения о руководителе юридического лица. Особенно сейчас, когда от его имени уполномочены выступать несколько лиц.

Нормы о полномочиях руководителей, выступающих совместно, разъясняются в пункте 22 Постановления № 25. Предполагается, что все лица, полагающиеся на общедоступные сведения реестра вправе исходить:

  • из неограниченности полномочий каждого из директоров, действующих раздельно;
  • из неограниченности полномочий директоров, осуществляющих полномочия совместно.

Если устав содержал какие-то условия осуществления несколькими директорами своих полномочий, то на права третьих лиц и на действительность совершенных сделок это не влияет. Исключением является случай, когда будет доказано, что другая сторона при совершении сделки знала об ограничениях полномочий.

  • Принцип публичной достоверности позволяет разрешить проблему действительности сделок, совершенных лжедиректорами.
  • В ЕГРЮЛ укажут сведения о полномочиях нескольких директоров
  • Лжедиректор — это лицо, сведения о котором, как о единоличном исполнительном органе, внесены в ЕГРЮЛ, однако решение общего собрания (совета директоров, наблюдательного совета) о назначении директора впоследствии было признано недействительным.

Необходимо помнить, что полномочия директора возникают не с момента внесения сведений о нем в реестр, а с момента избрания участниками корпорации. Если корпоративный акт, о наделении соответствующими полномочиями, был признан недействительным, то полномочий на совершение сделки у лжедиректора не имелось с самого начала.

Раз сделка была совершена неуполномоченным лицом, то она должна бы являться недействительной с момента совершения.  Лжедиректор мог действовать вполне добросовестно, во благо юридического лица. Но стабильность гражданского оборота страдает.

Принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ позволяет эту стабильность обеспечить.

Пленум ВС РФ в абзаце 2 пункта 119 Постановления № 25 указал следующее.

«По общему правилу, когда недействительным является решение собрания об избрании единоличного исполнительного органа юридического лица, а контрагент юридического лица добросовестно полагался на сведения о полномочиях указанного органа, содержащиеся в ЕГРЮЛ, сделка, совершенная таким органом с этим контрагентом, создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности для юридического лица с момента ее совершения, если только соответствующие данные не были включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (статьи 51 и 53 ГК РФ)».

Несмотря на то, что сделка совершена неуполномоченным на то лицом (порок компетенции), она признается действительной. Происходит исцеление сделки, или, по-другому и умным словом, ее конвалидация. Разумеется, если она сама по себе не содержит каких-то других пороков, влекущих ее оспоримость или ничтожность.

Однако, чтобы не было перекосов, приводящих к нарушению прав добросовестных участников корпорации, пострадавших от корпоративных захватов, принцип публичной достоверности ограничен степенью добросовестности контрагента по сделке.

Если контрагент недобросовестный, то по мнению Пленума ВС РФ в этом случае следует применить ст. 183 ГК РФ (абз. 3 п. 119 Постановления № 25).

Что это означает?

Лжедиректор после признания решения общего собрания недействительным считается утратившим полномочия с момента его принятия и — не может считаться органом юридического лица. Следовательно ст.

174 ГК РФ применить нельзя потому, что в ней речь идет о превышении полномочий органом юридического лица, а лжедиректор на весь предшествующий период от принятия корпоративного акта до признания его недействительным органом не признается и превысить ничего не мог.

Пленум ВС РФ счел возможным распространить на эту ситуацию норму о представительстве, устанавливающую последствия для сделки неуполномоченным лицом. Совершенную сделку должно одобрить само юридическое лицо. Если не одобрит, то сделка считается заключенной с бывшим лжедиректором.

Возможность одобрения — еще одна возможность исцелить сделку, что благоприятным образом влияет на стабильность гражданского оборота.

Но даже если контрагент полагался на данные ЕГРЮЛ добросовестно, если сведения внесены в результате неправомерных действий третьих лиц, все равно применяется ст. 183 ГК РФ. Иначе принцип публичной достоверности мог бы сыграть на руку рейдерам, выводящим активы захваченной корпорации через аффилированных лиц.

Читайте также:  Какие службы нужно уведомить после начала деятельности (ИП, общепит)?

Эта аффилированность может быть хорошо замаскирована и определить кто-из контрагентов является добросовестным, а кто — не очень, бывает трудно. В дальнейшем юридическое лицо получает возможность самому одобрить некоторые сделки.

Принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, уравновешенный презумпцией добросовестности контрагента и возможностью одобрения или отклонения сделки, совершенной неуполномоченным лицом, позволяет обеспечить стабильность гражданского оборота, соблюдая при этом права и интересы добросовестных участников юридических лиц.

С уважением, Альберт Садыков

Полномочия директоров, указанных в ЕГРЮЛ

Полномочия всех указанных в ЕГРЮЛ руководителей юрлица считаются неограниченными (Постановление  Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25
«О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (ч. 3).

В ЕГРЮЛ укажут сведения о полномочиях нескольких директоровСогласно обновленным редакциям п. 2 ст. 51 и п. 1 ст. 53 ГК РФ учредительным документом юрлица может быть предусмотрено, что полномочия выступать от его имени предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в данный реестр. Лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.

  • Комментируя данные положения, Верховный Суд РФ отметил следующее.
  • По общему правилу закон не устанавливает обязанности лица, не входящего в состав органов юрлица и не являющегося его учредителем или участником (третьи лица), по проверке учредительного документаорганизации с целью выявления ограничений или разграничения полномочий единоличного исполнительного органа юрлица или нескольких таких органов, действующих независимо друг от друга либо совместно.
  • В связи с этим третьи лица, полагающиеся на данные ЕГРЮЛ о лицах, уполномоченных выступать от имени организации, по общему правилу вправе исходить из неограниченности этих полномочий.

Так, если в ЕГРЮЛ содержатся данные о нескольких лицах, уполномоченных выступать от имени компании, третьи лица вправе исходить изнеограниченности полномочий каждого из них. А при наличии в реестре данных о совместном осуществлении таких полномочий несколькими лицами – из неограниченности полномочий лиц, действующих совместно.

Положения учредительного документа, определяющие условия осуществления полномочий лиц, выступающих от имени юрлица, в том числе о совместном осуществлении отдельных полномочий, не могут:

  • влиять на права третьих лиц;
  • служить основанием для признания сделки, совершенной с нарушением этих положений, недействительной.

Исключением является случай, когда будет доказано, что другая сторона сделки в момент ее совершения знала или заведомо должна была знать об установленных учредительным документом ограничениях полномочий на ее совершение.

При этом по смыслу ст. 51 и 53 ГК РФ неясности и противоречия в положениях учредительных документов юрлица об ограничениях полномочий единоличного исполнительного органа толкуются в пользу отсутствия таких ограничений.

http://www.v2b.ru/

Ответ недели: смена руководителя ООО

В ЕГРЮЛ укажут сведения о полномочиях нескольких директоров

У нас в ООО произошла смена генерального директора. Решение единственного участника (он же гендиректор бывший) от 09.06.2020:
«Снять с должности генерального директора ООО меня (основание – личное заявление), назначить на должность генерального директора общества другого»
18 июня 2020 внесена запись в ЕГРЮЛ о смене генерального директора.

Вопрос — в какие даты необходимо уволить/принять нового? Может ли быть заявление бывшего генерального директора написано за 2 недели? Как принять на эту же должность нового гендиректора, они же по срокам будут совпадать?

  • Сообщаю Вам следующее:
  •  Допускается  уволить старого директора общества и принять нового в один день только при условии что уставом ООО предусмотрено одновременное наличие несколько руководителей (директоров) и сведения об этом включены в ЕГРЮЛ.

Решение о прекращении полномочий старого директора и избрании нового вполне возможно принять в один день, даже если согласно уставу организации действует только один руководитель (генеральный директор).

Например, в ООО обычно так и происходит: решения по обоим вопросам, в том числе о датах прекращения и наделения полномочиями директоров, принимаются на одном заседании общего собрания участников общества (если избрание и прекращение полномочий директора находятся в его компетенции) (пп. 4 п. 2 ст. 33, абз. 1 п. 1 ст. 40 Закона об ООО).

При этом, полномочия лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, прекращаются с момента принятия решения уполномоченным органом управления общества, а не со дня внесения сведений в ЕГРЮЛ.

Согласно ч. 1 ст. 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.

Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом сохранялось место работы (должность) (ч. 3 ст. 84.1 ТК РФ).

Лицо, назначаемое на должность директора общества, может быть принято на работу не ранее дня, следующего за днем прекращения трудового договора с работником, увольняемым с этой должности.

Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора с работником, занимающим должность директора общества, и приказ (распоряжение) о приеме лица на работу по этой должности могут быть оформлены в один день, в случае если уже заключен трудовой договор с лицом, принимаемым на работу по указанной должности.

В соответствии со ст. 280 ТК РФ руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц. По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении (ч. 2 ст. 80 ТК РФ).

Особенности регулирования труда руководителей установлены гл. 43 Трудового кодекса РФ. При этом согласно ч. 2 ст. 273 ТК РФ положения данной главы, и соответственно, ст. 280 ТК РФ на него не распространяются.

Предупреждать кого-либо о своем намерении прекратить трудовые отношения с обществом за месяц, полагаем, он не обязан. Заявление бывшего генерального директора может быть написано и до истечения месячного срока.

См. также Готовое решение: Как сменить директора ООО (КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

4.2. Вывод из судебной практики: Полномочия лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, прекращаются с момента принятия решения уполномоченным органом управления общества, а не со дня внесения сведений в ЕГРЮЛ.

В настоящее время избрание директора может быть отнесено к компетенции как общего собрания участников, так и совета директоров (наблюдательного совета) общества с ограниченной ответственностью (пп. 2 п. 2.1 ст. 32, пп. 4 п. 2 ст. 33, п. 1 ст. 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Таким образом, Закон об обществах с ограниченной ответственностью не связывает возникновение либо прекращение полномочий руководителя общества с фактом внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений.

В уставе общества можно предусмотреть наделение полномочиями единоличного исполнительного органа нескольких лиц, действующих совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ). Сведения об этом подлежат включению в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 1 ст. 53 ГК РФ).

В некоторых из рассматриваемых ситуаций суды исходили из того, что в силу п. 2 ст. 33, п. 1 ст.

40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в редакции, действовавшей в период рассмотрения споров, образование единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью и досрочное прекращение его полномочий относилось к исключительной компетенции общего собрания участников.

Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и единоличный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью {КонсультантПлюс}

Путеводитель по трудовым спорам. Спорные ситуации при увольнении работника по собственному желанию {КонсультантПлюс}

Вопрос: Директор общества, являющийся единственным участником ООО, увольняется с должности. Можно ли одним днем оформить увольнение предыдущего и назначение нового директора?

  1. Ответ: Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора с работником, занимающим должность директора общества, и приказ (распоряжение) о приеме лица на работу по этой должности могут быть оформлены в один день, в случае если уже заключен трудовой договор с лицом, принимаемым на работу по указанной должности.
  2. При этом лицо, назначаемое на должность директора общества, может быть принято на работу не ранее дня, следующего за днем прекращения трудового договора с работником, увольняемым с этой должности.
  3. Обоснование: Из вопроса следует, что речь идет об оформлении трудовых отношений с лицом, принимаемым на работу по должности директора общества с ограниченной ответственностью (является единственным участником ООО), и прекращении трудовых отношений с лицом, увольняемым с этой должности.

Особенности регулирования труда руководителей установлены гл. 43 Трудового кодекса РФ. При этом согласно ч. 2 ст. 273 ТК РФ положения данной главы не распространяются на руководителей организаций, которые являются единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества.

Следовательно, труд такого руководителя регулируется общими нормами ТК РФ.

Кроме того, вопросы, связанные с трудом руководителя общества с ограниченной ответственностью, регулируются нормами Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ трудовой функцией является работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации.

На одной должности единовременно может находиться только один работник, за исключением случаев заключения срочного трудового договора на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы.

Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора (ст. 68 ТК РФ).

Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность). Прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя (ст. 84.1 ТК РФ).

Статьей 14 ТК РФ определено, что течение сроков, с которыми ТК РФ связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей, а течение сроков, с которыми ТК РФ связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.

Таким образом, лицо, назначаемое на должность директора общества, может быть принято на работу не ранее дня, следующего за днем прекращения трудового договора с работником, увольняемым с этой должности.

Аналогичный вывод следует из ч. 4 ст. 32 и ст. 40 Федерального закона N 14-ФЗ, согласно которым к органам общества относится единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.). Это указывает на невозможность одновременного осуществления функций единоличного исполнительного органа общества несколькими лицами.

Что касается оформления приказов (распоряжений) о прекращении трудового договора и приеме на работу в отношении соответствующих лиц, то данные приказы (распоряжения) могут быть оформлены в один день, если уже заключен трудовой договор с лицом, принимаемым на работу по должности директора общества.

А.В.Безлер

  • Министерство труда и
  • социальной защиты
  • Российской Федерации

20.02.2015

{Вопрос: Директор общества, являющийся единственным участником ООО, увольняется с должности. Можно ли одним днем оформить увольнение предыдущего и назначение нового директора? (Консультация эксперта, Минтруд России, 2015) {КонсультантПлюс}}

Кроме этого, во избежание споров по поводу того, когда прекращаются полномочия прежнего директора и возникают полномочия у нового, рекомендуем указать также:

  • в отношении прежнего директора — дату прекращения его полномочий;
  • в отношении нового директора — срок полномочий и дату начала течения этого срока.
Читайте также:  Какую ИФНС указывать в гарантийном письме на юр адрес?

Указание данных сведений в решении позволит правильно заполнить заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ (разд. 2 и 3 листа К заявления по форме Р14001, пп. «л» п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).

  1. Образец решения единственного участника ООО о смене директора
  2. Общество с ограниченной ответственностью «Одуванчик»
  3. Адрес местонахождения: 123123, г. Москва,

Ленинский пр-т, д. 15, оф. 27

ОГРН 1057716787854, ИНН 7720125678

г. Москва 28 февраля 2020 г.

Я, Константинов Тимур Юрьевич, 16 января 1978 года рождения, место рождения — г. Москва, паспорт серии 4508 N 331742, выдан ОВД р-на Черемушки г. Москвы 20.02.1998, адрес регистрации: г. Москва, Пречистенская наб., д. 15, кв.

3, место принятия решения: 123456, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 5, оф.

4, являясь единственным участником общества с ограниченной ответственностью «Одуванчик» (далее — Общество) с долей в уставном капитале 100%, принял следующие решения:

Несколько директоров и ЕГРЮЛ: два года порознь, или не пора ли довести до ума здравую идею ГК?

Осенью 2014 года в ст.53 ГК внесли норму о том, что в организации может быть несколько единоличных исполнительных органов.

В этой норме указано: «Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга.

Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц».

Законодатель исходил из того, что в Закон о регистрации юрлиц будут внесены поправки, которые позволят в ЕГРЮЛ указывать на характер полномочий нескольких директоров: совсместный или независимый. 

Из этого исходит и Постановление Пленума ВС РФ №25 от 23 июня 2015 года, в п.21 и п.24 прямо указывая на то, что совместный характер полномочий директоров может отражаться в ЕГРЮЛ.

В то же время до сих пор Закон о государственной регистрации юрлиц не изменили.

Проект на сей счет был разработан в пакете поправок в корпоративное законодательство, направленных на гармонизацию этих законов с новой редакцией ГК, но где-то застрял в Правительстве.

Это очень печально, так как по сути блокирует возможность реализовать заложенную в ГК норму о возможности назначения нескольких директоров с совместными полномочиями.

Если точнее, конечно указать в уставе на наличие нескольких директоров можно. Более того, в ЕГРЮЛ, как я понимаю, можно внести указание на нескольких директоров (по крайней мере коллеги утверждают об этом), но записи о характере полномочий в ЕГРЮЛ не предусмотрено.

Это не страшно для случая, когда несколько директоров имеют независимые полномочия. Дело в том, что в силу п.24 Постановления Пленума ВС РФ №25 от 23 июня 2015 года при отсутствии в ЕГРЮЛ записи о совместном характере полномочий предполагается, что директора имеют независимые полномочия и могут совершать сделки раздельно. 

Но для тех инвесторов, которые решили, обрадовавшись возможности, открытой реформой ГК, назначить несколько директоров с совместными полномочиями, это разъяснение в условиях отсутствия возможности внести в ЕГРЮЛ данные о совместности полномочий означает разрушение самой идеи.

В уставе они, конечно, могут закрепить совместность полномочий двух директоров, но третьи лица, не видя в ЕГРЮЛ данные о совместности, полагаясь на п.24 Постановления Пленума ВС РФ №25 и в с силу п.

21 того же Пленума не будучи обязаны изучать устав, могут спокойно заключить договор с любым из этих директоров практически без страха признания сделки недействительной.

В итоге попытка реализовать в России схему «двух ключей» из-за нерасторопности законодателя сейчас фактически невозможна. Вопрос о внесении в Закон о госрегистрации юрлиц поправки на сей счет стоит крайне остро.

В целом надо сказать, что множественность директоров в компаниях — это стандартная практика за рубежом. В торговых реестрах Германии, Франции и практически всех развитых стран полно компаний с указанием на нескольких директоров.

Тут же в выписке из реестра обычно указывается, какие у них полномочия.

Обычно я встречал такое указание: а) независимые, б) совместные, в) совместные с таким-то числом директоров из общего списка директоров (для случая, когда указано более двух директоров).

Для чего нужен принцип «двух ключей». Он, конечно, не очень удобен для компаний, ведущих активную хозяйственную деятельность и заключаюшую тысячи контрактов: ведь все они должны подписываться двумя директорами.

Но для совместных предприятий, на балансе которых оказывается очень ценный актив (недвижимость, дорогостоящий патент, пакет акций и т.п.), принцип двух ключей может быть очень полезен.

Здесь один инвестор нередко боится, что директор, назначенный другим акционером, может просто распорядиться активом во вред компании, повесить на компанию какой-то надуманный долг (например, за счет поручмтельства) и в итоге потерять ценный актив. Доверять в России друг другу сложно.

Поэтому он соглашается войти в совместное предприятие только с условием о том, что в компании будет два (три и т.п.) директора от каждого из акционеров или групп акционеров. Это практически гарантирует от злоупотреблений менеджеров в угоду одному из акционеров.

Если компания не ведет активную договорную работу, трансакционные издержки от необходимости подписания договоров двумя подписями не столь высоки, зато риски исключены. Кроме того, издержки можно снизить, если два директора выдадут доверенность некому лицу на совершение обычных хозяйственных сделок от имени компании.

В принципе, я не вижу проблем в том, чтобы таким представителем мог оказаться один их этих двух директоров (хотя вопрос в нашем праве спорный). В крайнем случае это может быть и некий менеджер. Получается, вся договорная «мелочь» оформляется таким представителем, а все более или менее серьезные сделки, способные ударить по имущественным интересам акционеров, оформляются только двумя подписями.

Короче говоря, конструкция эта очень полезная и правильная. Но вот такая казалось бы техническая деталь как отсутствие возможности отразить совместный характер полномочий в ЕГРЮЛ не позволяет этот потенциально полезный институт в России использовать. 

Призываю ответственных лиц в Минюсте, МЭР или Госдуме обратить на эту проблему внимание и отразить соответствующую поправку в рамках ближайшего по времени пакета поправок в Закон о госрегистрации юрлиц (его достаточно часто правят, так что окно возможностей наверняка откроется вскоре), либо вовсе провести отдельным законопроектом.  

Но в принципе не исключаю, что эту же идею можно реализовать и без поправок в Закон о госрегистрации. Ведь прямое указание на отражение данных о характере полномочий директоров в ЕГРЮЛ есть в ст.53 ГК.

Этого, по-моему, вполне достаточно, чтобы принять поправки в соответствующие подзаконные нормативные акты, отразить в ЕГРЮЛ необходимую строку и внести еще одну строчку в соответствующие формы заявлений о внесении данных в ЕГРЮЛ.  

Нужно, чтобы в выписке из ЕГРЮЛ при наличии нескольких лиц, имеющих право действовать от имени организации без доверенности, рядом с указанием соответствующих фамилий стояли пометки: «Независимые полномочия» или «Совместные полномочия».  Это, так сказать, программа-минимум. 

Было бы также желательно, чтобы была возможность внести в ЕГРЮЛ и отразить в выписке такую пометку: «Полномочия, осуществление которых возможно совместно с ___ другими лицами, указанными в качестве лиц, действующими без доверенности от имени организации». Это для тех случаев, когда в компании три-четыре директора, но устав позволяет совершать сделки от имени компании любой паре из этих директоров. Но это уже программа-максимум. 

Егрюл и принцип «двух ключей»

Сведения о полномочиях двух и более руководителей фирмы теперь будут отображаться в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Так гласит новая поправка в Закон о регистрации юридических лиц, недавно подписанная Президентом.

Предполагается, что новый порядок будет предотвращать случаи, когда появляются сомнения в том, должны директора действовать совместно или независимо друг от друга.

Новая редакция ст.

5 Закона о государственной регистрации юрлиц требует указывать в ЕГРЮЛ, помимо реквизитов лиц, которые вправе действовать от имени организации без доверенности, ещё и допустимый порядок таких действий — независимо друг от друга или только совместно.

Совместные полномочия, прописанные в реестре, означают, что счесть сделку заключённой только при наличии подписей каждого из директоров. К таким случаям нельзя больше применять пункт 22 разъяснений Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 (далее – Постановление 25):

Третьи лица, полагающиеся на данные ЕГРЮЛ о лицах, уполномоченных выступать от имени юридического лица, по общему правилу вправе исходить из неограниченности этих полномочий (абзац второй пункта 2 статьи 51 и пункт 1 статьи 174 ГК РФ).

Если в ЕГРЮЛ содержатся данные о нескольких лицах, уполномоченных выступать от имени юридического лица, третьи лица вправе исходить из неограниченности полномочий каждого из них, а при наличии в указанном реестре данных о совместном осуществлении таких полномочий несколькими лицами – из неограниченности полномочий лиц, действующих совместно (абзац второй пункта 2 статьи 51 и пункт 1 статьи 174 ГК РФ).

Эксперты высоко оценили общую идею поправки, но вместе с тем нашли в ней и конструктивные недочёты.

Достоинство в том, что новая поправка позволит создавать чёткую структуру в совместных предприятиях с несколькими директорами, имеющими право заверять сделки двумя (или более) подписями, т.е. по Уставу должны действовать совместно.

При нехватке какой-либо из подписей сделка официально не считается заключённой. Такая схема воспрепятствует злоупотреблениям отдельных руководителей. Каждая группа участников совместного предприятия может выставить собственного директора, что даст ей некоторые гарантии безопасности.

Поскольку совместный характер полномочий этих руководителей теперь должен отображаться в выписке из ЕГРЮЛ, доступной любому третьему лицу, недобросовестный директор уже не сможет заявить, что якобы ничего не знает о «двух ключах», и сослаться на Постановление 25, которое устанавливает презумпцию независимости полномочий руководителей в тех случаях, когда нет прямых указаний на совместность их полномочий.

Разумеется, небольшие повседневные сделки, в том числе хозяйственные, будет подписывать один руководитель, например, исполнительный директор, но для этого понадобится доверенность с указанием лимитов по сумме, подписанная всеми «главными» руководителями. Но, если сделка достаточно серьёзна и выходит за пределы такой доверенности, то заключать её необходимо только с использованием совместных полномочий всех «главных» директоров, и в соответствующих документах должны присутствовать подписи каждого из них.

Нашлись замечания по техническим деталям, касающимся оформления доверенностей:

  • Например, допустимо ли выписывать доверенность на небольшие сделки одному из основных руководителей, которые эту доверенность сами себе и выписывают, а не третьему лицу?
  • Вправе ли один из двоих руководителей передать другому свою часть совместных полномочий (при болезни или ином форс-мажоре)?
  • Если да, то оба ключа окажутся в одних руках?

Закон пока не даёт ответы на данные вопросы, а возникнуть они могут в любой момент. Эксперты полагают, что необходимо чётко формулировать допустимость или запрет таких ситуаций в Уставе фирмы.

В системе Контур.Фокус легко получить свежую выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Документ выгружается в форматах pdf и xml. Выписка в xml подтверждена электронной подписью ФНС.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *