В госзакупках запретят участвовать родственникам

Предлагаемые изменения положительно отразятся на обеспечении добросовестной конкуренции, считают авторы законопроекта.

Министерство финансов России подготовило поправки в 223-й закон (о закупках госкомпаниями и монополиями), устанавливающие запрет на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих родственные связи с заказчиком. Текст соответствующего законопроекта опубликован на едином портале проектов нормативных актов.

«При закупке не допускается наличие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц — участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя,— участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии — (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц»,— говорится в законопроекте.

В пояснительной записке отмечается, что «установление механизма запрета участия в закупках юридических и физических лиц направлено на пресечение злоупотреблений, связанных с привлечением заказчиком к исполнению контракта аффилированных организаций». «Предлагаемые изменения положительно отразятся на обеспечении добросовестной конкуренции»,— отмечают авторы законопроекта.

В Минфине отмечают, что в настоящее время 44-й закон о контрактной системе для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусматривает запрет на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих конфликт интересов с заказчиком.

«Учитывая, что законом № 223-ФЗ регулируются сходные правоотношения, целесообразно распространить указанные положения и на закупки, осуществляемые в соответствии с положениями закона № 223-ФЗ»,— считают авторы поправок.

В Минфине рассчитывают, что поправки могут вступить в силу с 1 января 2018 года.

В госзакупках запретят участвовать родственникам

Госзакупки и родственники: ВС объяснил правила аукционов

Контекст

В ГД внесен законопроект, призванный пресекать коррупцию при госзакупках

Верховный суд (ВС) РФ разъяснил в каких случаях возникает конфликт интересов при наличии родственных связей между заказчиками и претендентами на исполнение госзакупок.

Высшая инстанция указала, что из конкурса должны исключаться компании, в которой работают родственники заказчика, даже если они не являются руководителями этой фирмы.

Между тем, компания выбывает из круга претендентов, в случаях, когда полномочия главы компании и его заместителя являются тождественными.

Таким образом, судьба конкурса при участии родственников заказчика во многом зависит от штатного расписания компаний.

Круг лиц, одновременное участие которых при осуществлении закупок свидетельствует о конфликте интересов, определяется в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. В обзоре судебной практики ВС указал, как российским судам следует трактовать его нормы.

Заместители тоже вылетают

Конфликт интересов возникает не только в отношении руководителей, но и в отношении должностных лиц, которые непосредственно участвуют в осуществлении закупки, указал суд. Правда, согласно его разъяснениям, ситуацию так нужно трактовать только в случаях, когда полномочия заместителей позволяют им влиять на процедуру закупки и результат её проведения.

Суд привел в пример спор хозяйственного общества, участвовавшего в открытом конкурсе на право заключения муниципального контракта на поставку товара.

Компания задекларировала отсутствие конфликта интересов, посчитав, что близкое родство заместителя руководителя контрактной службы заказчика с одним из членов совета директоров общества, являющегося его внуком, не препятствует участию в открытом конкурсе.

  • По результатам рассмотрения заявки конкурсная комиссия заказчика признала её соответствующей требованиям пункта 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
  • Однако антимонопольный орган пришел к выводу о наличии конфликта интересов и выдал предписание заказчику об отстранении хозяйственного общества от участия в определении поставщика.
  • Заказчик оспорил решение антимонопольного органа в арбитражном суде, однако проиграл процесс.
  • Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции напомнил круг лиц, участие которых в процедуре закупки предполагает наличие конфликта интересов: руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий.
  • Указанную норму необходимо применять с учётом закреплённых в статье 6 Закона № 44-ФЗ принципов контрактной системы в сфере закупок, обеспечивающих гласность и прозрачность осуществления государственных и муниципальных закупок и направленных на предотвращение коррупции и недопущение ограничения конкуренции, что корреспондирует требованиям пунктов 1 и 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», напомнил суд.
  • «В рассматриваемом деле, несмотря на то, что должность заместителя руководителя контрактной службы заказчика не включена в перечень, судом установлен конфликт интересов ввиду того, что полномочия руководителя контрактной службы заказчика и его заместителя являются тождественными по функциональным обязанностям, позволяют влиять на процедуру закупки и результат её проведения», — указал арбитраж.
  • Он пояснил, что и руководитель контрактной службы, и его заместитель несут ответственность за принятие решений при осуществлении закупок заказчиком.
  • Кроме того, суд установил, что в соответствии с должностной инструкцией заместитель руководителя контрактной службы имеет полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ).
  • «При названных обстоятельствах допуск к участию в открытом конкурсе хозяйственного общества приведёт или может привести к ограничению или устранению конкуренции, в том числе к созданию преимущественных условий участия в закупке, к координации деятельности участника закупки и заказчика, нарушению порядка определения победителя закупки», — отмечает ВС РФ.
  • Таким образом, комиссия по осуществлению закупок или заказчик в данном случае были обязаны отстранить хозяйственное общество от участия в определении поставщика.
  • Но наоборот можно
  • В другом деле произошла ровно обратная ситуация: компанию отстранили от конкурса, так как ее генеральный директор является братом заместителя руководителя контрактной службы заказчика.

На этом основании антимонопольный орган  принял решение об отмене протокола рассмотрения заявок и выдал предписание заказчику об отстранении хозяйственного общества от участия в определении поставщика. Заказчик не согласился с решением и пошел с жалобой в арбитраж.

«Признавая оспариваемые акты незаконными, суд указал, что в рассматриваемом деле полномочия заместителя руководителя контрактной службы заказчика по функциональным обязанностям не тождественны полномочиям руководителя.

Так, заместитель руководителя контрактной службы заказчика не обладает правом принятия фактических решений, влекущих за собой правовые последствия при разработке плана закупок, плана-графика и осуществлении иных функций и полномочий, которые отнесены к ведению контрактной службы (часть 4 статьи 38 Закона № 44-ФЗ)», — говорится в обзоре.

Таким образом, посчитал суд, в таких случаях у антимонопольного органа отсутствовали основания для отстранения хозяйственного общества от участия в определении поставщика.

Алиса Фокс

Родственникам чиновников запретили участвовать в госзакупках

С начала 2014 года в РФ вступили в действие поправки в законе, регулирующий участие в госзакупках. Теперь в законодательстве даны ясные определения конфликту интересов, аффилированной с заказчиком организации и родственным чиновничьим связям. Эти поправки закрывают возможность прямого участия в тендерах и госзакупках фирм, контролируемых близкими родственниками чиновников.

Вы спросите, как же быть с чиновниками-коррупционерами, которые “проводят” тендеры на госзаказ через компании своих друзей и жен/мужей с которыми формально развелись? Пока что эти поправки действуют только в отношении официальных супругов и родственников по прямой нисходящей и восходящей линии: дети и родители, внуки и бабушки, братья и сестры, а также неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные чиновником люди. После вступления в силу поправок эти люди не могут быть президентами, управляющими и директорами компаний, которые участвуют в любых госзакупках. Также вышеперечисленные родственники не могут участвовать в тендерах как индивидуальные предприниматели.

Теперь, даже если родственник чиновника, прямо или косвенно обладает не менее 10% акций или аналогичной долей предприятия (доля в уставном капитале), участвовать в госзакупках не сможет.

Введенная поправка к статье 31 «Требования к участникам закупки» нового Федерального закона (ФЗ 44) закрыла “прореху”, касающуюся аффилированных лиц, добавив их в один ряд с предпринимателями-должниками и компаниями-банкротами.

Последним аргументом для разработки новой поправки стал прошлогодний случай в Калининградской области, когда фирма, руководство которой связано с родственниками, выиграла тендер на оборудование для фельдшерских акушерских пунктов на крупную сумму.

Подведя итог скажем, что комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции отказался прокомментировать вступление в силу новой поправки к пункту 9 статьи 31. Независимые эксперты, наоборот, положительно отнеслись к нововведению, однако, посчитали введение этих мер недостаточным.

Читайте также:  Имею ли я право на налоговые каникулы?

; Открытые торги «Открытые торги» — одна из ведущих компаний России, специализирующихся на тендерном сопровождении. Мы открываем новые возможности для реализации товаров, работ и услуг для российских и международных компаний. К нам обращаются компании, как без опыта участия в тендерах, так и имеющие развитые тендерные отделы. Мы помогаем решить конкретные задачи здесь и сейчас, а также сформировать видение на будущее, сэкономить время и ресурсы. Контакты:

; Адрес: ул.Стромынка, д.13а 107014 Москва,

Телефон:+74952680544,

Телефон:88005556649,

E-mail: mail@open-torg.ru

Родственникам чиновников закрыли доступ к госзакупкам

С 1 января 2014 года в России вступили в силу поправки в законодательство о госзакупках.

Они четко определяют, что такое конфликт интересов и кто именно становится его причиной — аффилированные с заказчиком компании, а также родственники и близкие чиновников, отвечающих за тендер.

По мнению инициаторов этих поправок, подконтрольным чиновникам фирмам и их родственникам теперь будет закрыт прямой доступ к тендерам. 

Как рассказали «Известиям» в международной неправительственной организации «Транспэренси Интернешнл», которая исследует коррупцию в разных странах, инициатором поправок стала руководитель организации Елена Панфилова, которая также является членом правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства. 

В сентябре прошлого года на одном из заседаний Панфилова предложила дополнить законодательство пунктом о конфликте интересов, в частности норм нового федерального закона «О контрактной системе».

В качестве одного из доводов необходимости совершенствования законодательства о госзакупках она привела пример с тендером на поставку фельдшерских акушерских пунктов для нужд Калининградской области, который выиграла фирма, связанная с родственниками местного губернатора Николая Цуканова. 

Пункт 9 статьи 31 «Требования к участникам закупки» федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был принят Госдумой 28 декабря 2013 года и вступил в законную силу с 1 января 2014 года.

Эта поправка фактически залатала дыру в законе, который ранее позволял родственникам и супругам чиновников получать госзаказ. В новой версии закона приводится перечень лиц, которые должны избегать конфликта интересов: руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика и контрактный управляющий. 

Также приведен и список граждан, которые своим участием в конкурсе провоцируют конфликт интересов у ответственного лица.

В него вошли жены и мужья чиновников и родственники по прямой восходящей и нисходящей линии: родители и дети, дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные чиновником люди.

Все они не могут быть директорами, управляющими, президентами компании — исполнителя заказа и участвовать в конкурсе как индивидуальные предприниматели.

Доступ к тендерам закрыли для тех, кто не афиширует свое участие в хозяйственной деятельности компании — исполнителя заказа.

«Это люди, владеющие напрямую или косвенно долей не менее чем в 10% голосующих акций компании либо долей, превышающей 10% в уставном капитале компании», — говорится в законе. 

Таким образом статья 31 «Требования к участникам закупки» теперь стала более полной и универсальной. Напомним, что другие пункты этой статьи запрещают участие в конкурсе компаний-банкротов, бизнесменов-должников и предпринимателей с непогашенной административной и уголовной судимостью. 

Депутаты комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы затруднились прокомментировать последствия вступления в России в силу антикоррупционных поправок. 

Независимые же эксперты одобрили вступление в силу поправок, однако считают, что эти меры вряд ли остановят чиновников-коррупционеров. 

— Это, безусловно, закрывает дыру в законах, и давно следовало принять эту поправку, — заявил «Известиям» председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

— Однако аффилированные лица не ограничиваются родственниками и женами. Есть еще друзья. А кроме того, чиновники последнее время разводятся, сохраняя при этом отношения.

Как быть в таком случае, если формально всё гладко?

Может ли физическое лицо участвовать в государственных закупках по 44 и 223 ФЗ: где и как искать тендеры и как получить аккредитацию на ЭТП?

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определяет круг тех субъектов экономических правоотношений, которые имеют право выступать в качестве участника закупок.

В каких закупках можно участвовать физическим лицам, а в каких нельзя?

Среди субъектов, имеющих право выступать в качестве участника закупок, есть и юридические лица, и физические. При этом для последних возможно участие без оформления статуса индивидуального предпринимателя.

Право такого участия зафиксировано в положениях пункта 4 статьи 3 указанного Федерального закона.

Однако подробного регламентирования участия физических лиц в закупочных мероприятиях в данном нормативном акте не содержится.

Сложившаяся практика применения действующего законодательства в сфере закупок говорит о том, что есть некоторые закупочные процедуры, в которых принимать участие физическим лицам нельзя. К числу таких процедур относятся:

  • закупки, в которых заказчиком ограничен круг участников установлением специального параметра в виде допуска участников из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • если для исполнения контракта потребуется предоставление лицензии на осуществление определенных видов деятельности, а у физического лица такой лицензии нет в силу возможностей ее оформления только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, то ему запрещается участвовать в такой закупке;
  • закупочные мероприятия, направленные на исполнение государственного оборонного заказа, также имеют ограничение в виде допуска физических лиц к исполнению такого контракта;
  • если суммарный доход физического лица за год превысил 2500000 рублей, то участие в закупочной деятельности может быть осуществлено только после регистрации физлица в виде индивидуального предпринимателя.

Если же государственным или муниципальным заказчиком не установлено никаких ограничений в допуске участников закупки, то любые физические лица, которые соответствуют требованиям действующего законодательства, имеют право на участие в проводимых закупочных мероприятиях и на последующее исполнение взятых на себя обязательств по контракту.

При этом никаких ограничений в части того, какие именно процедуры доступны физическим лицам в качестве участников, в настоящее время не имеется – физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, может участвовать как в конкурентных, так и неконкурентных закупочных мероприятиях.

Особенности участия физических лиц в закупках с государственными и муниципальными заказчиками

Главной особенностью взаимодействия с государственными и муниципальными заказчиками физических лиц является полное отсутствие регламентирующих нормативных актов. В связи с этим при заключении контрактов и договоров с физическими лицами по итогам проводимых закупочных мероприятий приходится руководствоваться сложившейся практикой правоприменения.

Другими особенностями участия физических лиц в закупках различных видов следует считать:

  • участвовать в закупках для удовлетворения государственных и муниципальных нужд имеют право только те лица, которые имеют гражданство Российской Федерации;
  • осуществление проведения закупочного мероприятия по тому же порядку, что и для процедур с участием юридических лиц;
  • с документальной точки зрения, оформление поданной заявки происходит в несколько упрощенном варианте, так как перечень документов, входящих в сопроводительный пакет, сокращен по сравнению с юридическими лицами;
  • при оплате результатов исполнения по контракту заказчик обязан внести в бюджет в качестве налога на доход физических лиц тринадцать процентов от суммы контракта, а исполнителю выплатить сумму вознаграждения, уменьшенную на указанные 13 процентов;
  • физическое лицо может участвовать во всех проводимых тендерах за исключением тех, на которые наложено ограничение по допуску участников.

Порядок действий для участия в тендере

Весь алгоритм участия физлиц в закупочных мероприятиях выглядит следующим образом:

  • регистрация в Единой информационной системе в качестве потенциального исполнителя по контрактам для получения аккредитации в Едином реестре участников закупок и на электронных торговых площадках. Если гражданин Российской Федерации не пройдет такую регистрацию и не получит аккредитацию, он не сможет получить доступ на ЭТП для участия в тендерах;
  • поиск тех закупок, выполнение которых может взять на себя потенциальный исполнитель. Именно на этом этапе происходит оценка имеющихся закупочных мероприятий, на которые может получить доступ физическое лицо, а также уровень финансовой выгодности таких мероприятий, с точки зрения получения прибыли;
  • собственно участие в проводимой процедуре в случае, если таковая выбрана в части подачи необходимого пакета документов и предоставления своего предложения по исполнению обязательств;
  • в случае признания победителем процедуры наступает этап заключения контракта, который реализуется в том же порядке, что характерен и для аналогичного этапа с юридическими лицами.
Читайте также:  Может ли ип сделать запись в трудовой книжке работнику не оформленному официально?

Где и как искать закупки?

Законодательство в сфере закупок постоянно изменяется, что направлено на достижение максимальной прозрачности закупочной деятельности государственных и муниципальных заказчиков. Именно последними изменениями сформированы требования, согласно которым, теперь для размещения своих закупок заказчик имеет право пользоваться только двумя основными ресурсами:

  • Единая информационная система, на которой заказчик размещает всю документацию о проводимых и планируемых закупках. Здесь потенциальный исполнитель имеет право не только ознакомиться с теми закупками и документацией к ним, которые реализуются на текущий момент времени, но и теми, которые внесены в план-график и будут проводиться в дальнейшем;
  • Единый агрегатор торговли «Березка», пользование которым стало обязательным для государственных и муниципальных заказчиков с 1 марта 2019 года для проведения закупочных мероприятий, начальная максимальная цена контракта по которым не превышает ста тысяч рублей.

Кроме того, при наличии аккредитации на электронных торговых площадках гражданин РФ имеет право ознакомиться с теми закупками, которые размещены на таких площадках, в том числе в соответствии с их территориальным делением.

Как получить аккредитацию на ЭТП?

Аккредитация на торговых площадках, на которых происходит проведение процедур конкурентными способами для удовлетворения потребностей юридических и физических лиц, получается любым участником закупок с января 2019 года только при условии наличия регистрации и аккредитации в ЕИС.

Если аккредитация на ЭТП была оформлена до января 2019 года, то получить регистрацию в ЕИС можно до конца декабря 2019 года без потери функционала учетной записи на электронной торговой площадке.

В целом аккредитация физического лица на ЭТП выглядит следующим образом:

  • получение квалифицированной электронной цифровой подписи. Функционал всех ресурсов, связанных с осуществлением государственных и муниципальных закупок, построен таким образом, что после подтверждения учетной записи идентификация пользователя осуществляется только путем использования сертификата электронной цифровой подписи. Получить такую подпись можно в любом удостоверяющем центре, который имеет лицензию на такую деятельность, выданную Минкомсвязи России;
  • регистрация в ЕИС. Данная регистрация и получение аккредитации по итогам подтверждения учетной записи занимает не более одного рабочего дня с момента начала регистрационной процедуры. При этом потребуется предоставить сведения идентификационного типа, которые позволят подтвердить, что данный гражданин имеет право на участие в закупках любого вида;
  • получение аккредитации в Едином реестре участников закупок. Данная аккредитация получается в автоматическом режиме после того, как была подтверждена аккредитация гражданина РФ в Единой информационной системе. Включение в ЕРУЗ для юридических и физических лиц выполняется по идентичным процедурам. Исключение только в различных пакетах документов;
  • оформление специального банковского счета, на котором должны храниться денежные средства для внесения в качестве обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта;
  • получение аккредитации на электронной торговой площадке. На электронную торговую площадку сведения из Единой информационной системы выгружаются в автоматическом режиме после подтверждения учетной записи. Оператор электронной торговой площадки обязан в течение одного рабочего дня предоставить аккредитацию потенциальному участнику закупочных процедур с момента поступления к нему всех сведений из ЕИС.

Необходимые документы

Перечень документов для получения аккредитации на ЭТП и для участия в закупочных мероприятиях для физических лиц практически не различается. К числу основных документов, которые потребуются, относятся:

  • паспорт гражданина Российской Федерации, выданный в соответствии с установленными регламентами. Данный документ должен быть действительным в соответствии с правилами, установленными действующим законодательством в отношении данного документа;
  • свидетельство о присвоении индивидуального номера налогоплательщика человека;
  • документы о регистрации по месту постоянного нахождения или по месту временной регистрации (если сведения не указаны в паспорте);
  • сертификат электронной цифровой подписи.

Если речь идет о документах, подаваемых в подтверждение права на участие в закупочной процедуре, то пакет расширяется за счет:

  • декларации соответствия участника требованиям действующего законодательства в сфере закупок;
  • выписки из банка с указанием реквизитов счетов для перечисления средств, а также счетов, с которых происходит списание средств в счет обеспечения заявки и исполнения контракта;
  • согласия на заключение контракта;
  • в случае наличия – предложений по предоставлению услуг или товаров лучшего качества.

Правила составления и обеспечения заявки

Составление заявки на участие в закупочном тендере происходит на основании тех требований, которые сформулированы государственным или муниципальным заказчиком в документации к проводимой закупке.

Заявка составляется следующим образом:

  • если речь идет о закупке, проводимой путем электронного аукциона или конкурса, то она будет состоять из двух частей. Для первой части конкурсных заявок потребуется сформировать пакет документов, состоящего из согласия на поставку товара или выполнение услуг, предложения по качеству поставляемого товара, а также информации о качественных, функциональных и экологических характеристиках конкретного объекта закупки. Кроме того, если речь идет о закупке товара, то потребуется указать страну происхождения такого товара, конкретные показатели поставляемого товара, которые должны соответствовать требованиям, указанным в конкурсной документации и технических приложениях к ним. Во второй части указываются данные о потенциальном поставщике с учетом всех подробностей для идентификации и проверки самого поставщика на возможные факты нарушения требований действующего законодательства. Кроме того, во вторую часть заявки потенциальный исполнитель контракта должен приложить копии документов, которые смогут подтвердить соответствие товара, услуги или работы требованиям, сформулированным на основании положений действующего законодательства. Копии могут быть затребованы только в том случае, если действующим законодательством предусмотрено такое требование. Кроме того, потребуются документы, которые подтверждают квалификацию самого участника в случае, если наличие такой квалификации должно быть подтверждено на основании требований документации к закупке;
  • внутреннее содержание заявки, подаваемой для участия в электронном аукционе, несколько отличается. Первая часть содержит: согласие на выполнение работ или оказание услуг либо на поставку товара, которые будут выполнены в качестве исполнения обязательств по контракту; наименование страны, из которой произошел товар; конкретные показатели, которые подтверждают соответствие товара заявленным в документации требованиям к товару или услугам. Во второй части указываются полные идентификационные сведения для участника закупки, которые позволят провести полную проверку добросовестности потенциального исполнителя по контракту, а также документы, которые смогут подтвердить соответствие участника закупочной процедуры требованиям документации об аукционе. Во вторую часть заявки вкладываются документы, которые подтверждают соответствие товара или услуги либо работы тем требованиям, которые были сформулированы в документации к закупке, если наличие таких документов является установленным в законодательстве требованием;
  • для запроса котировок все указанные выше документы включаются в закупочную заявку, подаваемую вместе с предложением по цене заключения контракта. Такая заявка подается в виде единого пакета документов, который рассматривается государственным или муниципальным заказчиком после того, как были установлены предложения по ценам заключения и последующего выполнения контракта от всех потенциальных исполнителей.

Что касается обеспечения заявки на участие, то оно осуществляется за счет перечисления средств со специального счета физического лица оператору электронной торговой площадки. Размер такого обеспечения устанавливается государственным или муниципальным заказчиком в документации к проводимой закупке. При этом заказчик вправе и не устанавливать требование об обеспечении заявки (при начальной максимальной цене контракта менее одного миллиона рублей).

Если обеспечение заявки должно быть перечислено физическим лицом оператору ЭТП, то после завершения процедуры оно возвращается участнику.

Участие в закупочной процедуре

Как уже говорилось выше, для физического лица процедура участия в закупочном тендере не отличается от участия юридического лица или индивидуального предпринимателя и выглядит следующим образом:

  • после получения подтверждения регистрации заявки от оператора ЭТП (после перечисления средств в качестве обеспечения участия заявки) гражданин РФ должен направить на площадку свою заявку на участие. Ее оформление происходит в соответствии с теми требованиями, которые были сформулированы в действующем законодательстве и документации к соответствующей закупке;
  • если заявка (или ее первая часть) признана соответствующей, то можно выставлять свое предложение по цене в объявленную дату (например, в дату торгов или, как при запросе котировок или предложений, в дату предоставления своих предложений);
  • заказчик рассматривает имеющиеся предложения и выбирает наиболее выгодное из имеющихся, а с лицом, которое такое предложение сформировал, происходит заключение контракта.
Читайте также:  Как заполнить форму р14001 при смене генерального директора

Заключение контракта по итогам тендера

Как и остальные особенности проведения закупок с участием физических лиц, в отношении заключительного этапа – подписания контракта – в Федеральном законе «О контрактной системе» не содержится никаких ограничений или дополнительных предписаний. На основании этого можно сказать, что подписание контракта происходит на основании стандартной процедуры подписания в электронном виде с последующей регистрацией такого контракта в ЕИС.

В целом обеим сторонам подписанного соглашения дается от десяти до двадцати дней на то, чтобы контракт прошел все необходимые согласования и был подписан всеми его сторонами.

Сама процедура подписания выглядит следующим образом:

  • на основании проекта контракта, размещенного в документации о закупке, заказчик готовит контракт, который направляется потенциальному исполнителю на подписание. Направление контракта должно быть осуществлено не позднее, чем в течение пяти дней с даты публикации протоколов подведения итогов процедуры;
  • потенциальный исполнитель в течение пяти дней рассматривает предоставленный ему проект и в случае наличия разногласий публикует протокол разногласий, на обработку которого у государственного заказчика имеется не более трех дней с момента его получения;
  • обработанный контракт с учетом изменений на основании протокола разногласий вновь направляется исполнителю и должен быть подписан в течение пяти дней;
  • после этого заказчику дается три дня на то, чтобы подписать контракт в электронном виде.

С этого момента контракт признается заключенным, и гражданин Российской Федерации получает право приступить к его исполнению.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Конфликт интересов: родственников заказчика отстранят от закупок

Минфин разработал законопроект, запрещающий родственникам заказчика участвовать в закупках. Таким образом авторы рассчитывают обеспечить добросовестную конкуренцию при закупках госкомпаний и компаний с госучастием.

Новые правила могут заработать в январе 2018 года. Сейчас документ проходит обсуждение на федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru.

Законопроект Минфина вносит изменения в 3 ст. 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (закупки госкомпаний и компаний с госучатием).

Под новое регулирование подпадут участники закупки, руководители заказчика и члены комиссии по осуществлению закупок.

Заказчик и исполнитель (выгодоприобретатель) не должны состоять в браке или быть близкими родственниками (родителями, детьми, братьями, сестрами, бабушками и дедушками, в том числе по одному из родителей). Это правило также распространяется на приемных детей и родителей.

Выгодоприобретателями авторы документа называют физических лиц, напрямую или косвенно (через одну или несколько компаний) владеющих более чем 10% голосующих акций компании,  долей в уставном капитале более 10% или имеющих возможность определять решения, которые принимает другая компания. Например, распоряжаться более чем 50% ее голосующих акций или выполнять функций исполнительного органа этой компании. Заказчики должны будут проверять участников закупок на наличие прямого или косвенного конфликта интересов через Единую информационную систему.

Таким образом в Минфине планируют обеспечить добросовестную конкуренцию за заказы госкомпаний.

«Установление механизма запрета участия в закупках юридических и физических лиц направлено на пресечение злоупотреблений, связанных с привлечением заказчиком к исполнению контракта аффилированных организаций», — отмечают авторы проекта в пояснительной записке.

Они напоминают, что сейчас аналогичный запрет уже есть в 44-фз «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Учитывая, что 223-ФЗ регулирует сходные правоотношения, целесообразно распространить эти положения и на закупки 223-ФЗ, считают в Минфине.

Законопроект находится в русле политики Минфина по сближению Законов 223-ФЗ и 44-ФЗ, отмечает начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев. «Этот копипаст из правил контрактной системы в целом объясняется объективной необходимостью борьбы с манипуляцией результатами торгов», — поясняет он.

Идея общедоступности информации о всех связях, возникающих между заказчиком и поставщиком, не нова, как и желание властей отследить и пресечь потенциальный конфликт интересов в рамках 223-ФЗ, говорит гендиректор НП «Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок» Георгий Сухадольский.

С аналогичной инициативой год назад выступила Генпрокуратура. В июле прошлого года Генеральный прокурор Юрий Чайка утвердил план борьбы с откатами и коррупцией в госзаказе, закупках госкомпаний и естественных монополий. Генпрокуратура предложила ввести понятие «конфликт интересов» в закупки госкомпаний и расширить список должностей, на которых оно распространяется в закупках государства. 

Тогда же Минэкономразвития предложило распространить требования о запрете конфликта интересов не только на сотрудников контрактных служб, членов комиссий и заказчиков, но и на их начальников, если те могут на них влиять, например, на вице-губернаторов, отвечающих за закупки. По задумке ведомства, заказчики должны были размещать список таких лиц в Единой информационной системе. Такой же механизм может быть установлен для госкомпаний.

Отслеживание связей между заказчиком и поставщиком могло бы решить очень многие проблемы, считает Сухадольский.

«Если бы это делалось автоматически, на основе имеющихся у государства данных о гражданах, то могло бы решить многие задачи, сразу расставляло бы «флажки» для руководства заказчика и контролирующих органов.

Отслеживание может проходить не публично, чтобы не открывать персональных данных», — рассуждает он.

Конфликт интересов в процессе закупки может возникнуть не только с участием родственников, отмечает член Президиума Генсовета «Деловая Россия», руководитель Комитета по ГЧП и развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний Сергей Фахретдинов.

«Ситуации, в которых личная заинтересованность возникает между друзьями и или супругами, состоящими в фиктивном разводе, встречается гораздо чаще.

Поэтому в поправке стоит предусмотреть все возможные случаи нарушения законодательства, а главное, установить соразмерное наказание», — пояснил он T94.

Вопрос о том, всегда ли взаимное влияние означает манипуляцию, заслуживает отдельного обсуждения, считает Казанцев.

«Кроме того, не вполне понятно, почему запрещено взаимное влияние супругов, но разрешено, например, дяди и племянника, кузенов, зятя и тестя, пары без официальной регистрации отношений.

Все же взаимное и при этом манипулятивное влияние не укладывается в формальные схемы и зачастую требует оценки по существу в каждом конкретном случае. Одними лишь списками здесь не справиться», — считает он.

Анастасия Смоленская

Минфин предложил запретить участие в госзакупках родственникам заказчика

Предлагаемые изменения положительно отразятся на обеспечении добросовестной конкуренции, считают авторы законопроекта

Министерство финансов России подготовило поправки в 223-й закон (о закупках госкомпаниями и монополиями), устанавливающие запрет на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих родственные связи с заказчиком. Текст соответствующего законопроекта опубликован на едином портале проектов нормативных актов.

«При закупке не допускается наличие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц — участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, — участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии — (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц», — говорится в законопроекте.

В пояснительной записке отмечается, что «установление механизма запрета участия в закупках юридических и физических лиц направлено на пресечение злоупотреблений, связанных с привлечением заказчиком к исполнению контракта аффилированных организаций». «Предлагаемые изменения положительно отразятся на обеспечении добросовестной конкуренции», — отмечают авторы законопроекта.

В Минфине отмечают, что в настоящее время 44-й закон о контрактной системе для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусматривает запрет на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих конфликт интересов с заказчиком.

«Учитывая, что законом № 223-ФЗ регулируются сходные правоотношения, целесообразно распространить указанные положения и на закупки, осуществляемые в соответствии с положениями закона № 223-ФЗ», — считают авторы поправок.

В Минфине рассчитывают, что поправки могут вступить в силу с 1 января 2018 года.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *