Можно ли оформить патент проведения обучения через вебинары?

Можно ли оформить патент проведения обучения через вебинары?

Также данный вид деятельности – Услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству – попадает под закон г.Москвы о налоговых каникулах и позволяет два года вести предпринимательскую деятельность со ставкой 0%.

Условия применения ПСН:

  • Быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя
  • Сотрудников в штате не более 15 человек
  • Годовой оборот не должен превышать 60 млн.рублей

Необходимые документы для перехода на ПСН

  • Копия паспорта индивидуального предпринимателя
  • Копии ИНН и ОГРНИП
  • Стоимость патента на услуги по обучению населения и репетиторству в Москве составляет
  • 19 800 рублей и не зависит от округа и количества сотрудников (главное не более 15 человек)
  • Стоимость патента на услуги по обучению и репетиторству в Московской области зависит от количество сотрудников в штате индивидуального предпринимателя.
Количество сотрудниковСтоимость патента на 12 мес.
без сотрудников 13 343 руб..
от 1 до 3 человек 26 253 руб.
свыше 4 человек (не более 15) 50 860 руб.

Преимущества патентной системы налогообложения:

  • не нужно платить налог по УСН
  • не нужно сдавать налоговую декларацию
  • патент можно получить в любое время. Срок действия патента можно выбирать на усмотрение предпринимателя
  • упрощенный порядок учета

Воспользуйтесь нашими услугами по оформлению патента! 

Мы вам поможем:

  • определить относится ли Ваш вид деятельности к патентной системе налогообложения (ПСН)
  • рассчитать стоимость патента для вашей деятельности
  • оформить необходимые документы для получения  патента
  • подать документы на получение патента в ИФНС

Закажите услугу по оформлению перехода на ПСН.

Выберите подходящий вариант оформления патента

Пакет «Патент-1»Пакет «Патент-макси»Пакет «ИП + Патент»Пакет «ИП + Патент макси»
Оформление заявления для оформления патента Оформление пакета документов для оформления патента Оформление пакета документов на регистрацию ИП Оформление пакета документов на регистрацию ИП
Подача документов в ИФНС (без участия клиента)* Подборка ОКВЭД, подготовка заявления по переходу на УСН Подборка ОКВЭД, подготовка заявления по переходу на УСН
Получение готовых документов в ИФНС Оформление пакета документа для оформления патента Подача и получение документов в ИФНС
Передача готовых документов клиенту Помощь в открытии счета в банке (Сбербанк, Точка, Тинькофф) Оформление пакета документов для оформления патента
Подача заявления на получение патента в ИФНС
Передача готовых документов клиенту
Помощь в открытии счета в банке (Сбербанк, Точка, Тинькофф)
Выпуск ЭЦП для регистрации ИП электронно
Срок — 1 день Срок 7-10 дней (в зависимости от сроков ИФНС Срок – 1-2 дня Срок – 7 дней регистрация ИП, 7-10 дней до получения патента после регистрации ИП.
2200 руб. 4500 руб. 4700 руб. 9000 руб.
Можно ли оформить патент проведения обучения через вебинары? Можно ли оформить патент проведения обучения через вебинары? Можно ли оформить патент проведения обучения через вебинары? Можно ли оформить патент проведения обучения через вебинары?
  1. * Дополнительно потребуется нотариально заверенная доверенность на нашего сотрудника (примерная стоимость услуг нотариуса 1200 руб.)

  2. ДО ПОДАЧИ ДОКУМЕНТОВ В ИФНС НА ОФОРМЛЕНИЕ ПАТЕНТОВ ДЕЙСТВУЮЩИЕ С 01 декабря ОСТАЛОСЬ

  3. Для более подробной информации о ПСН посмотрите видео о патенте на услуги по обучению и репетиторству

Почему выгодно заказывать услуги по оформлению патентов в ФЭП

Вы получите:
1. Быстрое и качественное выполнение заказа
2. Платежные документы для оплаты налога ПСН
3. Книгу учета доходов ПСН + образец заполнения
4. Бесплатные консультации наших специалистов на все время действия патента

Что нужно сделать, чтобы начать с нами сотрудничество?

Для заказа услуги позвоните нам по телефону 8(495)162-64-24  или нажмите “Заказать” и мы сами Вам перезвоним и обсудим детали сотрудничества.

Мы оказываем услуги по г.Москве и Московской области.

Обязательно ли приезжать к нам в офис для получения услуги?

Мы всегда рады гостям и готовы встретить вас у нас в офисе, угостив вкусным кофе, но если вы не располагаете достаточным свободным временем, то мы начинаем работу сразу же после получения от вас необходимых документов по электронной почте. Если понадобится получить от вас оригиналы документов, то наши специалисты смогут с Вами встретиться в удобном для Вас месте.

Остались вопросы? Звоните +7 495 162-64-24 

Дополнительные услуги

Наименование услугиСтоимость
Внесение изменений в ОКВЭД (подготовка заявления) 1500 руб.
Уведомление Роспотребнадзора (подготовка заявления) 1000 руб.
Курьерская доставка документов по г.Москве 300 руб.
Постановка ККМ на учет 1900 руб.

Вернуться назад к странице про ПСН >>>

В россии начнут выдавать лицензию на онлайн-образование

В чем «вся соль» документа? Организации, использующие исключительно электронные или дистанционные технологии обучения, теперь могут не предъявлять заключение о соответствии помещений и оборудования санитарным нормам. Никогда еще в российском образовательном правовом поле не было таких послаблений. Барьеры для развития онлайн-образования в России, похоже, уходят в прошлое.

Можно ли оформить патент проведения обучения через вебинары?

Система образования поставила перед учителями новые задачи

Дистант в законе

Главные «разработчики» изменений — специалисты Агентства стратегических инициатив (АСИ), Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и «Университета Национальной технологической инициативы 2035».

— Дистанционное образование прочно вошло в жизнь каждого российского школьника и студента, а пандемия коронавируса, отправившая учащихся по домам, обнажила имеющиеся сегодня сложности, — отмечает гендиректор АСИ Светлана Чупшева. — В частности, действующие нормативно-правовые акты не отражали новой реальности и предъявляли ко всем образовательным организациям одни и те же требования. Но для тех, кто учит исключительно онлайн, они избыточны.

Рабочая группа определила срок действия этого положения на год. Но это не значит, что через год все отменится и снова станет как было.

— С учетом поручения об упрощении механизмов лицензирования и аккредитации мы ожидаем, что эти предложения будут зафиксированы и в новых правовых актах, — рассказала «РГ» ректор «Университета 2035» Нина Яныкина.

— Мы надеемся, что инициативы позволят привлечь в профильные государственные проекты те качественные и актуальные программы цифровых платформ, которые из-за ограничений не могут получить лицензию на дополнительное профобразование.

Один из таких проектов — персональные цифровые сертификаты на обучение граждан в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Здесь за каждого выпускника образовательным организациям с лицензией компенсируют в 2020 году до 30 тысяч рублей.

До конца года планируется обучить 33 000 россиян из более чем 40 регионов страны. При этом обучение в этом году полностью проходит в дистанционном формате.

До сих пор ко всем образовательным организациям предъвляли одинаковые лицензионные требования. Но для тех, кто учит исключительно онлайн, они избыточны

Однако не получится ли так, что теперь, как грибы после дождя, появятся онлайн-школы и вузы, которые начнут направо и налево выдавать дипломы и аттестаты? Все опрошенные «РГ» эксперты уверены: однозначно, нет ! Речь идет не о школьном или вузовском образовании. А о дополнительных программах для детей и даже в большей степени — для взрослых: профессиональных программах переобучения, повышения квалификации, языковых, гуманитарных и IT-курсах.

— Чтобы выдавать вузовские дипломы и школьные аттестаты, нужна не только лицензия, но и аккредитация. Но ее не получить без материально-технических условий, прописанных в федеральных государственных образовательных стандартах.

Новое постановление вопросы аккредитации никак не затрагивает, — рассуждает директор Центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин.

— Так что, скорее всего, мы увидим именно лицензированные профессиональные онлайн-курсы.

Есть и еще нюанс.

Да, требования к зданиям и помещениям для онлайн-платформ сняли, зато добавили новое условие: теперь нужно будет доказать, что у обучающей организации для качественного онлайна есть необходимая электронная информационно-образовательная среда. Электронные ресурсы и технические средства. Кроме того, по-прежнему для получения лицензии нужно создать собственные образовательные программы, собрать квалифицированных педагогов и многое другое.

Какие риски

Кстати, по данным исследования ВШЭ, до пандемии рынок онлайн-образования в России рос примерно на 17-25% в год.

А после объявления карантинных мер число пользователей популярных образовательных платформ увеличилось в 6-10 раз.

Однако мало кто знает: огромное количество онлайн-платформ и онлайн-курсов сегодня работают, по сути, без лицензии и оказывают не образовательные, а консультационные услуги.

Можно ли оформить патент проведения обучения через вебинары?

Исследование: родители более нетерпимы к дистанционке, чем их дети

— Самое сложное — получить санитарно-эпидемиологическое заключение на помещение, адрес которого будет указан в лицензии, — признались эксперты одной из компаний. — Мы получали лицензию на допобразование трижды. И каждый раз это стоило огромных усилий и требовало участия профильного юриста.

Опрошенные «РГ» участники рынка — «Фоксфорд», Учи.ру, Skyeng считают: отмена требования о санитарно-эпидемиологическом заключении на помещение — важное решение для Edtech-отрасли.

Снятие барьеров может стать толчком к открытию новых онлайн-школ и сервисов. Правда, есть и риски: на первоначальных этапах могут появляться продукты плохого качества.

Но в конечном счете аудиторию сохранят те, кто сумеет быстро адаптироваться и предложит высококачественные продукты и сервисы.

Стадион вместо лекции?

— У дистанционного обучения своя специфика, — говорит ректор РосНОУ Владимир Зернов. — Не нужны большие площади или те же спортивные сооружения, как в случае с очным.

У нас может быть великолепный стадион, но отвратительная электронная среда — и кому от этого хорошо? Важны качество электронной среды, образовательного контента и, конечно, возможность контроля за ходом экзамена. Раньше все отслеживали методисты, а сейчас это можно делать удаленно и не менее эффективно.

Если ввести четкие, ясные требования, качество обучения в дистанте фактически не будет уступать аудиторным занятиям. Нужно просто четко прописать, что требуется в обоих случаях.

Кстати, примерно о том же «РГ» рассказали в Рособрнадзоре — главном ведомстве, которое отвечает в России за образовательные лицензии. По сути, чтобы новое положение заработало на полную, необходимы еще несколько нормативных актов.

Официально

— Действующей редакцией Федерального закона «Об образовании в РФ» определено: организации вправе применять электронное обучение и дистант в порядке, установленном минобрнауки по согласованию с минпросвещения, — прокомментировали ситуацию в Рособрнадзоре.

— Действующий на сегодня порядок утвержден в 2017 году. Новый порядок пока не утвержден. В законе установлено, что перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, по которым не допускается исключительно дистанционное обучение, также утверждается минобрнауки.

Этот перечень пока также не утвержден.

Можно ли оформить патент проведения обучения через вебинары?

Инфографика «РГ»/ Антон Переплетчиков/ Ксения Колесникова

Мнение

Роберт Уразов, генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»:

— Сегодня в условиях пандемийных ограничений появляется все больше качественных онлайн-программ, которые позволяют осваивать новые профессии, не выходя из дома. Например, сейчас мы реализуем большую правительственную программу по переобучению лиц, пострадавших от последствий распространения новой коронавирусной инфекции.

Всего планируем обучить 110 тысяч человек, в том числе дистанционно. Среди компетенций — «Веб-дизайн и разработка», «Графический дизайн», «Программные решения для бизнеса» и многие другие.

Но наша практика показывает: получить полноценное образование, в том числе практические навыки исключительно в Сети, можно только по крайне ограниченному кругу профессий. В основном связанных с работой в виртуальных средах.

Но как только профессия делает хотя бы небольшой «шаг» в реальный мир, без физического контакта, без специального оборудования не обойтись. Та же самая мехатроника или инженерный дизайн — вроде бы тоже IT-направления. Но нужно уметь работать с платами для мехатронных интерфейсов, с оборудованием для прототипирования…

Можно ли оформить патент проведения обучения через вебинары?

Утверждены новые правила целевого обучения в колледжах и вузах

Алихан Динаев, учитель права и обществознания из Грозного, «Учитель года России-2018»:

— Упрощение процедуры лицензирования для тех организаций, которые работают исключительно онлайн, — разумный и правильный шаг. В каком-то смысле это законодательное закрепление того, что де-факто уже существует. А еще это избавление учителей, репетиторов, бизнесменов от чрезмерных бюрократических препятствий, которое должно создать дополнительные рабочие места.

Наверняка, многие воспримут это решение как очередную атаку на систему традиционного «офлайн-обучения». Мне кажется, всерьез беспокоиться об этом не стоит. Полноценное и всестороннее общее и вузовское образование в онлайне просто невозможно. Однако всем нам придется смириться с мыслью: доля, значимость и эффективность онлайн-обучения с каждым годом будут только расти.

Патентная система налогообложения для инфобизнеса

Россия, Ивановская область, город Иваново

Можно ли оформить патент проведения обучения через вебинары?

Сразу оговорюсь, что не бухгалтер и в статье могут быть какие-то ошибки или неточности. Уточняйте в вашей налоговой инспекции.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена прекрасная возможность экономии на налогах для тех, кто занимается информационным бизнесом (с некоторыми ограничениями, в частности — если вы отправляете физические версии дисков или книг — это под патент уже не подпадает).

Это ПСН (Патентная система налогообложения), которая может заменять УСН (Упрощенную систему налогообложения). Или дополнять ее (возможно одновременное нахождение на этих двух системах налогообложения).

Для простоты поясню на примере дохода в 1 миллион рублей:

  • Если вы выбираете УСН с налоговой базой «доход», то заплатите 6% от миллиона — 60 тысяч рублей в год налогов.

Есть еще вариант выбрать налоговой базой «доходы минус расходы», но для инфобизнеса это не всегда подходит, так как документально подтвердить расходы в большинстве случаев практически нереально.

  • Если вы выбираете ПСН, то заплатите в год фиксированную сумму налогов, которая, в зависимости от региона, составляет от 6 до 20 тысяч (может есть и другие цифры, но я встречал пока только такие рамки). В частности, в моем регионе это 8 тысяч рублей, а совсем недавно было 6.

Получается серьезная экономия даже с дохода в миллион рублей на налогах. Но не стоит забывать еще и про взносы в фонды.

При нахождении на УСН вы можете уменьшить сумму налога на размер уплаченных вами взносов в ПФР (а он составляет около 20 тысяч в год + 1% от суммы, превышающей годовой дохож в 300 тысяч рублей), а на ПСН вы этого сделать не можете.

То есть, на УСН при доходе в миллион рублей в год вы заплатите:

  • 20 тысяч рублей взносов фиксированно+1% от суммы превышения вашего дохода над 300 тысячами рублей, то есть — еще 7 тысяч рублей. Итого — 27 тысяч рублей взносов в ПФР
  • 60 тысяч рублей налогов минус сумму, уплаченную в ПФР, то есть — 60 тысяч рублей минус 27 тысяч рублей. Итого 33 тысяч рублей.
  • Всего получается платежей в пользу государства 60 тысяч рублей.

Теперь посчитаем сколько придется заплатить при нахождении на ПСН при том же доходе в миллион рублей, ведь на этой системе налообложения нельзя уменьшать сумму налога на сумму уплаченных взносов:

  • 20 тысяч рублей взносов в ПФР (в ПСН сумма взносов исчисляется исходя из потенциальной суммы дохода, а не реальной)
  • от 6 до 20 тысяч рублей налогов (в зависимости от региона)
  • Всего получается от 26 до 40 тысяч рублей.
  • То есть — даже при доходе в миллион рублей, патентная система выгоднее, чем УСН.
  • Теперь рассмотрим другие цифры:
  • Платеж УСН = 120 тысяч в год
  • Платеж ПСН = от 26 до 40 тысяч рублей (в зависимости от региона)
  • Платеж УСН = 300 тысяч в год
  • Платеж ПСН = от 26 до 40 тысяч рублей (в зависимости от региона)

И так далее. Как вы видите — чем больше доход, тем больше экономия.

Кто может перейти на патентную систему налогообложения: индивидуальные предприниматели с доходом за год не более 60 миллионов рублей и с числом сотрудников не более 15.

Кому есть смысл перейти: индивидуальным предпринимателям с доходом за год более 800 тысяч рублей. Если меньше — нет смысла.

Если вы ведете несколько видов деятельности: можете находиться сразу на 2 системах. По деятельности, подпадающей под ПСН — на ней, по другим видам деятельности — на УСН.

Процедура перехода на патентную систему налогообложения:

1. Зайдите на сайт ФНС, выбираете сверху ваш регион и внимательно читаете.

2. Не позднее чем за 10 до начала применения патентной системы налогообложения подаете в вашу налоговую инспекцию заявление по установленной форме.

Вот это заявление, размещенное на сайте ФНС

3. Если все заполнено правильно и ваша деятельность входит в список тех, которые могут работать с ПНС, то через 5 дней можете забирать патент в вашей налоговой инспекции.

Вот как он выглядит:

Теперь по некоторым моментам заполнения заявления:

  • Какой вид предпринимательской деятельности писать и какой у него идентификационный код?

Такой, который указан в Классификаторе для вашего региона.

Вот общий Классификатор, найдите в нем ваш регион и посмотрите.  Идентификатором будут три следующие друг за другом цифры из первых трех столбцов.

Вот здесь Не забудьте сначала выбрать ваш регион.

Что потом? Все просто — декларации сдавать не нужно, просто уплачиваете сумму патента и все. И платите сумму взносов в ПФР. Да, еще нужно вести книгу Учета доходов.

Если хотите автоматизировать процесс:

Вот и все — успехов!

P.S. Если есть вопросы — задавайте их в х.

Как защитить образовательную методику и способ обучения?

Объем мирового рынка образования еще в 2017 г. достиг $4,5-5,0 трлн, и продолжает расти. Безусловный лидер рынка Восточной Европы и драйвер развития региона в целом — Россия. Среднегодовой рост рынка образовательных услуг в России, по оценкам TAP Advisors, достигает 17-25%.

Бурный рост рынка стимулирует появление все большего количества профильных предприятий. Вместе с ними на образовательном рынке появляется все больше разнообразных технологий, направленных на обеспечение уникальных конкурентных преимуществ разработавшим их компаниям.

Правда, уникальными эти преимущества будут только в том случае, если исключительные права на использование обеспечивающих их технологий будут должным образом закреплены за компанией-разработчиком.

В противном случае успешная методика будет незамедлительно скопирована и широко растиражирована другими игроками рынка, не несущими какой бы то ни было ответственности за явный плагиат — ведь подходы к организации обучения, как и бизнес-идеи, не являются объектами авторского права и не охраняются «автоматически», просто в силу их создания.

Так что же делать?

Единственный представленный в современном правовом поле способ полноценно защитить разработанную образовательную методику (способ обучения) — это получение патента на изобретение, охраняющего принципиальные элементы выработанного педагогического подхода. Безусловно, в качестве изобретений охраняются только технические решения, поэтому защитить получится не все, но даже фрагментарная защита много лучше, чем полное ее отсутствие.

Чтобы не быть голословными, мы подобрали для вас несколько патентов, относящихся к образовательным технологиям:

  • Способ развития эмоционального интеллекта ребенка: патент на изобретение № 2634635, правообладатель ООО «Монсики»
  • Система и методика автоматического обучения языкам на основе частотности синтаксических моделей: патент на изобретение № 2632656, правообладатель ЛИНГУАЛЕО, ИНК.
  • Способ обучения плаванию: патент на изобретение № 2677527, правообладатель БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова
  • Средство обучения чтению: патент на полезную модель №144502, правообладатель ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Способ обучения пилотов: патент на изобретение № 2484534, правообладатель ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации»
  • Способ обучения юных футболистов технике ведения мяча с обводкой: патент на изобретение № 2680130, правообладатель ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
  • Способ обучения пародистов: патент на изобретение № 2546468, правообладатель Меньших Семён Олегович

Как видно из примеров, защищаться может почти любая образовательная новация, содержащая тот или иной технический аспект. Будь то игра в шахматы, плавание, пение или изучение иностранных языков — практически в каждом случае есть возможность для патентования разработок, направленные на совершенствование образовательного процесса и улучшение достигаемых учащимися результатов обучения.

Что даст вам патент?

Основная функция патентного документа — предоставление его обладателю временной монополии на использование определенного технического решения. На практике это означает, что успешно полученный патент на изобретение (или полезную модель) обеспечит вам:

  • защиту от копирования вашей разработки: для начала на имиджевом уровне, а в случае возникновения действительно серьезного конфликта — и в судебном порядке,
  • исключительное право использовать разработанное техническое решение: а следовательно, возможность становиться единственным поставщиком в рамках конкурсных процедур, требующих предоставления услуг с использованием зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности,
  • объективную поддержку тезисов ваших маркетинговых материалов об уникальности предоставляемых вашей компанией сервисов, продуктов и услуг.

Все вышеуказанные преимущества активно используются игроками образовательного рынка. Легко вспомнить громкие слоганы о «запатентованных технологиях и методиках», используемых при обучении в тех или иных профильных организациях.

Еще интереснее познакомиться с результатами закупок.

И безусловно у всех на слуху громкие судебные споры, относящиеся к нарушениям интеллектуальных прав, хотя на практике правообладатели стремятся к урегулированию взаимных претензий в досудебном порядке (что обеспечивает существенное снижение юридических издержек).

Как получить патент: пошаговая инструкция

Рассказываем, как выглядит процесс перехода от разработанной образовательной технологии к выданному в установленном порядке патенту на изобретение или полезную модель:

  • Определитесь, что вы будете патентовать. Для этого необходимо сформулировать краткое описание методики (способа обучения) с указанием, как она помогает улучшить образовательный процесс. Чрезвычайно важно понять, через какие измеримые параметры могут быть раскрыты улучшения, обеспечиваемые этой методикой. Например, она обеспечивает улучшение запоминаемости, или ускорение освоения материала, или снижение уровня стресса в процессе обучения.
  • Раскройте отличия вашей методики от уже существующих. Сравните основные характеристики вашей методики с известными вам похожими решениями, покажите ваши объективные технические отличия. На этом этапе также может быть выполнен профессиональный патентный поиск, позволяющий оценить шансы на успешное получение патента.
  • Составьте подробное описание для заявки в Роспатент. Заявка на выдачу патента должна содержать детальное раскрытие всех подробностей реализации методики, для наглядности можно использовать картинки и чертежи. В целом, комплект заявочной документации включает четыре документа — описание, формулу, реферат и чертежи. Именно в таком составе (можно без чертежей), заявка и подается в Роспатент.  
  • Подайте заявку в Роспатент и ожидайте результатов экспертизы. После подачи заявки и оплаты обязательных патентных пошлин заявка проходит обязательную экспертизу в Роспатенте.  Для изобретения срок такой экспертизы составляет около 18 месяцев, для полезной модели – 6 месяцев с даты подачи заявки.
  • Ура, готово! Экспертиза Роспатента вынесла положительное решение, вы уплачиваете установленные патентные пошлины — и получаете на руки охранный документ, патент на вашу образовательную технологию. Остается только не забывать поддерживать его в силе, а это нужно делать каждый год.

Хотели бы узнать больше о запатентованных методиках и способах обучения? Попробуйте воспользоваться бесплатным онлайн-поиском по патентным базам данных. Заодно оставим ссылку на информацию о порядке регистрации изобретений и полезных моделей в Роспатенте.

Лицензия на знания: как проводить вебинары и не получить штраф

Во время пандемии случился настоящий образовательный бум. Свои вебинары и курсы решили запустить многие организации и проекты. А может ли команда вашей организации делиться знаниями, не получая при этом образовательную лицензию, и законно ли это? Журналист Теплицы Екатерина Ульянова разбиралась вместе с юристом Оксаной Гордиенко. 

Наша организация проводит вебинары. Нужно ли нам получить образовательную лицензию? 

Разовые мероприятия не являются образовательной деятельностью. То есть если вы решили просто поделиться знаниями и провести вебинар, а не запустить, например, программу повышения квалификации, то проблем возникнуть не должно. 

А что именно тогда считается образовательной деятельностью? 

Ваша деятельность будет считаться образовательной и подлежать лицензированию, если у вас есть:

  • составленная программа занятий и расписание; 
  • штат преподавателей;
  • договор с пользователями с указанием на проведение обучения;
  • итоговая аттестация с оценками;
  • сертификаты и удостоверения об образовании. 

Последний пункт не значит, что вы не можете выдавать никакие сертификаты. Можете, если там будет написано, что это сертификат участника или слушателя. Без лицензии вы не имеете права выдавать удостоверения о повышении квалификации, дипломы об обучении или другие документы об образовании. 

Итак, если вы хотите обучать специалистов для их дальнейшего трудоустройства по специальностям, то, конечно же, вам нужно получить лицензию. Если хотите просто давать людям знания без выдачи диплома государственного образца, то лицензия не нужна. 

Подробнее о том, что считается образовательной программой, можно почитать в Федеральном законе (ФЗ) от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Есть какие-то требования к учебной программе дистанционного обучения? 

Каких-то единых строгих требований и стандартов нет. Учебно-тематический план может содержать перечень разделов, тем, а также количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Вот, например, как может выглядеть учебная программа дистанционного образования. 

Если мы просто хотим проводить вебинары, нужно вписывать какие-то дополнительные ОКВЭД?

Если проведение вебинаров или тренингов не является вашей основной деятельностью, и если основной ОКВЭД у организации другой, то лучше внести данный ОКВЭД как дополнительный вид экономической деятельности. Например, ОКВЭД 63.99.1 – деятельность по оказанию консультационных и информационных услуг. Это не будет лишним в случае если у кого-то возникнет вопрос о правомерности вашей работы. 

Мы специалисты в своей области, но у наших сотрудников нет педагогического образования. Если мы проведем вебинар, это не будет противоречить закону?

Нет, не будет противоречить. Педагогическое образование требуется, если организация планирует заниматься образовательной деятельностью, обучать. Прослушивание участниками различных курсов, семинаров, тренингов – это не образовательная деятельность. 

Хорошо, а как нам все-таки получить лицензию?

Тогда придется хорошо подготовиться, это не самый простой процесс. Вот, например, какие есть требования к тем, кто подает заявку.

  • У вас должно быть собственное или арендованное здание (помещение), которое соответствует заявленным образовательным программам.
  •  Санитарно-эпидемиологическое заключение на это помещение.
  • Собственные разработанные образовательные программы.
  • Штатные или привлеченные по гражданско-правовому договору педагогические работники с соответствующем образованием. 

Все требования, в зависимости от типа образования, можно посмотреть в тексте Постановления «О лицензировании образовательной деятельности».

Такие же требования и к онлайн-образованию?

Увы, но пока да. Лицензия необходима организациям, которые обучают людей в любом формате – дистанционно или очно. И отдельного закона для дистанционных программ и курсов пока нет.

Возможность онлайн-обучения прописана только в ФЗ «Об образовании в РФ» в статье 16 и приказе Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816.

Может быть, пандемия и самоизоляция станут толчком к переменам в этой области, но пока никаких глобальных изменений нет.

Это значит, что получить лицензию без помещения, которое соответствует всем нормам, вы не можете. Даже если все занятия будут проходить дистанционно. Однако при получении лицензии на онлайн-обучение не надо обустраивать учебный класс и места для работы с учениками.

Вот еще несколько требований, которые придется соблюсти, если ваша организация хочет получить лицензию на онлайн-образование.

  • Обеспечить учеников электронно-образовательными ресурсами. То есть у них должен быть доступ, например, к платформе для проведения вебинаров, электронным системам обучения или личному кабинету на сайте. Речь идет о любом инструменте, с помощью которого ученик получит доступ ко всем программам, курсам, учебным планам, отметкам, зачетке и своей личной информации. Аналогично зачетке и личному делу любого учащегося, которое лежит в университете только в виде толстой бумажной папки. 
  • Предоставить доступ к электронно-информационным ресурсам – онлайн-библиотекам, справочникам или другим образовательным материалам. 
  • Обустроить рабочее место с компьютером и техническими средствами связи.
  • Составить дополнительные внутренние документы. Это могут быть правила работы с техническими средствами и положение об использовании дистанционных технологий. 

Что будет, если лицензию не получить? 

Ничего хорошего. Если ваша деятельность очень похожа на образовательную, проверка может начаться уже после первой жалобы недовольного ученика.

Прокуратура будет исследовать вашу организацию на предмет деятельности, похожей на лицензируемую. А также будет назначена экспертиза с привлечением представителей комитета по образованию.

При неоформленной лицензии деятельность начинает квалифицироваться как незаконное предпринимательство. 

За отсутствие лицензии на образование грозит: 

  • административная ответственность (статья 14.1 КоАП РФ , для юридических лиц – до 50 тысяч рублей, для должностных – до 5 тысяч рублей);
  • уголовная ответственность (статья 171 УК РФ, до 500 тысяч рублей, заключение до 5 лет).

Что делать, если у меня все-таки есть сомнения, получать лицензию или нет? 

Надежнее всего – спросить у компетентных органов. Составьте письменные запросы в отдел образования в своем регионе, прокуратуру, Рособрнадзор.

В запросах уточните все детали: чем занимается ваша организация, по каким ОКВЭДам работает, кого и чему учит, какие сертификаты выдает. Есть специализированные организации, которые помогают получить образовательные лицензии.

Обычно у них большой опыт в таких делах и можно обратиться за консультацией к ним.

Защита метода, методики. Можно ли получить патент?

Действующее российское законодательство предусматривает правовую возможность патентования методов (методик), при условии их соответствия определенным критериям.

К таким критериям, в частности, относятся:

  • направленность на решение определенных технических задач;
  • совершение действий в отношении материальных объектов;
  • достижение при использовании определенной последовательности действий конкретного результата;
  • соответствие изобретательскому уровню;
  • новизна предлагаемого решения;
  • возможность внедрения в производственном масштабе.

Из этого прямо следует, что методы, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности, методы интеллектуальной деятельности, методы используемые в математике или играх, а также методы, представляющие собой только отображение какой-либо информации, не отвечают указанным выше критериям и, формально, защитить такие методы путем патентования не представляется возможным, их правовая защита реализуема только в качестве объектов авторского права. Однако не все так однозначно…

Варианты защиты

Выбор способа защиты напрямую зависит от специфики метода (методики). Если присутствуют технические характеристики, метод (методика) патентуется в качестве изобретения. Если технические признаки отсутствуют, метод (методика) защищаются в качестве произведения или компьютерной программы.

Также, в некоторых случаях, если есть возможность изложения интеллектуального, информационного или иного метода (методики) с использованием материально-технических средств, следует юридически и технически грамотно доработать документацию заявки, чтобы довести ее до уровня патентоспособности, после чего запатентовать в качестве изобретения.

Рассмотрим наиболее вероятные правовые сценарии защиты методов (методик) на примере сферы IT.

Допустим, что IT- компания создала уникальный и перспективный программно-аппаратный комплекс и успешно зарегистрировала его в Роспатенте в качестве программы ЭВМ или в качестве изобретения (в отдельных случаях патентование составляющих ПО в качестве изобретения также возможно).

Однако перед компанией-разработчиком стоит задача правовой защиты не только самого уникального программно-аппаратного комплекса, но и способа работы с ним (управление, передача и обработка данных и т. д.) .

В данной ситуации возможны три правовых сценария:

  1. Методика работы с ПО оформляется в виде произведения (литературного и/или графического), например, в виде учебного пособия, иллюстрационных материалов и т. д. В этом случае правовая защита осуществляется методами авторского права (регистрация в РАО, депонирование). Очевидным минусом данного сценария является отсутствие правоустанавливающего документа (патента или свидетельства о госрегистрации), что создает определенные проблемы при защите прав на методику, в случае ее несанкционированного использования третьими лицами.
  2. Методика работы с ПО формируется в виде компьютерной программы и /или базы данных и регистрируется в Роспатенте. Безусловно, создание интеллектуального продукта в виде компьютерной программы представляется более надежным с юридической точки зрения, поскольку есть возможность получить свидетельство о госрегистрации такой программы, зафиксировав тем самым свои права на методику.
  3. Методика патентуется в Роспатенте в качестве способа работы с программным оборудованием, то есть она признается изобретением и защищается патентом.
  • Какому сценарию отдать предпочтение определяется целями и желаниями компании-разработчика, а также особенностями защищаемой им методики.
  • Аналогично сфере IT подобные правовые сценарии защиты реализуются и в других отраслях, при условии возможности формирования конкретного метода (методики) в желаемый интеллектуальный продукт (произведение, компьютерную программу или изобретение).
  • Как запатентовать методику?

Патентование методов (методик) во многих случаях является приоритетной стратегией, которая предусматривает более высокий уровень правовой защиты. Патентование методов особенно актуально, когда речь идет о работе с новыми разработками (материалы, оборудование и т.д.

), так как в таких случаях появляется возможность не только защитить права на разработку в виде материального объекта, но и создать определенные трудности для потенциальных конкурентов, одновременно защищая патентом и метод работы с новым объектом и/или способ его получения, тем самым препятствуя появлению на рынке аналогичных модифицированных решений.

Тем не менее не стоит забывать о том, что патентоспособный интеллектуальный продукт должен отвечать всем необходимым критериям, установленным законодательством, основным из которых является изобретательский уровень.

Поэтому, прежде чем приступать к патентованию такого продукта, необходимо:

  • тщательно исследовать текущий уровень техники;
  • отследить тенденции развития интересующей отрасли;
  • убедиться в возможности патентования метода (методики), с учетом его специфики;
  • провести предварительный патентный поиск, чтобы исключить возможность наличия уже запатентованных или находящихся в процессе патентования сходных или аналогичных решений;
  • юридически и технически грамотно подготовить документацию заявки.

Самостоятельно осуществить такой объем работ на профессиональном уровне довольно сложно, поэтому рекомендуется делегировать эти задачи полностью или частично опытному специалисту в области патентования, который на начальном этапе оценит риски отказа в госрегистрации и поможет правильно сформировать пакет документов, а впоследствии возьмет на себя все хлопоты, связанные с ведением делопроизводства по заявке и коммуникацией с экспертами.

Сроки процедуры патентования, если речь об изобретении, составляют от восемнадцати месяцев. Также Роспатентом официально предлагается и ускоренная регистрация, которая позволяет получить патент уже через три месяца. Однако следует отметить, что ускоренная процедура возможна только при условии заказа услуги быстрого патентного поиска, стоимость которой является довольно высокой.

Проблемы патентования методов (методик) в международном масштабе

Российское патентное ведомство является довольно лояльным к патентованию методов (методик) в виде изобретений, по сравнению, скажем с США или некоторыми европейскими странами, в которых далеко не во всех отраслях методы (методики) могут быть признаны патентоспособными.

Так, например, в нашей стране нет никаких проблем с патентованием перспективных методов лечения или диагностики заболеваний. А в США запатентовать такие методы уже не получится.

Невозможно получить на них и Европатент, поскольку он имеет расширение на тридцать восемь стран Европы одновременно, а некоторые из этих стран, по аналогии с США, также не признают методики в области медицины и диагностики в качестве изобретений.

Поэтому, если есть планы защиты методики за рубежом, уже на стадии формирования интеллектуального продукта необходимо проконсультироваться с опытным специалистом в области международного патентования, и принимать решение по ситуации. Например, можно запатентовать методику в качестве изобретения в отдельных зарубежных странах, где это юридически возможно, либо выбирать иные правовые стратегии международной защиты своего интеллектуального продукта.

Получите подробный разбор Вашей ситуации и узнайте, как запатентовать методику, обратившись к нам за бесплатной консультацией.

Получить консультацию

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *