Программы развития малого бизнеса, их актуальность и эффективность

1 Попов С.А. 1 1 Южно-Российский институт-филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Особое место в современной экономике каждого развитого государства занимает малое предпринимательство, которое призвано стать важнейшим фактором ускорения социально-экономического развития Российской Федерации.

Реализация государственной политики по поддержке малого предпринимательства на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) должна строиться таким образом, чтобы по ее итогам было получено максимальное количество положительных социально-экономических эффектов.

Наиболее важную значимость при решении поставленной задачи принимает результативная и эффективная реализация программ поддержки и развития малого предпринимательства. Настоящая статья проводит разграничения понятий «результативность» и «эффективность».

В статье предлагается использование авторской разработки: комплексного подхода оценки результативности и эффективности реализации программ поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на основе таких критериев, как полезность, необходимость, достаточность.

реализация государственной политикималое предпринимательство
1. Балекин Е.В.

Методические аспекты государственного управления развитием и поддержкой промышленного малого предпринимательства в Москве // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. – 2010. – № 2. – С. 137–141.
2. Гражданкин В.А.

Формирование институтов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Алтайском крае // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 93. – С. 117–122.
3. Егорова Н.Е., Хачатрян С.Р. Моделирование инвестиционной деятельности в жилищном секторе. – М.: ЦЭМИ РАН, 1998. – 90 с.
4. Кнышов А.В., Пономарев А.И.

Потребление, потребительский спрос и маркетинг. – Ростов-н/Д.: СКНЦ ВШ, 2003. – 167 c.
5. Курганов А. Результативность поддержки малого бизнеса // Государственная служба. – 2009. – № 1. – С. 83–85.
6. Преодоление региональных диспропорций. Опыт России, Сербии и некоторых стран ЕС. – М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2009. – 159 с.
7.

Результативность и эффективность бюджетных расходов: монография. – М.: Финансы, 2009. – 720 с.
8. Романенко Е.В. Государственная поддержка малого предпринимательства: особенности формирования и повышения эффективности // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2009. – № 8. – С. 30–35.

Государственная политика может считаться результативной и эффективной, в случае, если наряду с решением одной из ее задач происходит параллельное решение других по принципу мультипликативного эффекта.

Так, развитие малого предпринимательства увеличивает уровень занятости населения, что, в свою очередь, ведет к повышению уровня доходов населения.

Повышение уровня доходов населения ведет к повышению спроса на товары и услуги, а также спроса на расширение их спектра, что порождает рост предложения.

Вследствие этих процессов развивается инфраструктура регионов, повышаются показатели их социально-экономического развития и, как следствие, уровень жизни населения.

Социально-экономическая значимость малого предпринимательства и его гибкость особо важны при решении такой стратегической задачи государственной политики нашей страны, как выравнивание региональных диспропорций.

Поскольку малое предпринимательство, как свидетельствует мировой опыт, благодаря своей эластичности, способствует интенсивному и эффективному развитию экономики, результативная и эффективная государственная политика по поддержке малого предпринимательства посредством мультипликативного эффекта приводит к выравниванию диспропорций регионов.

Учитывая эти факты, своевременным является поиск ответа на вопрос о результативности и эффективности программ поддержки малого предпринимательства.

Прежде всего, целесообразно разграничить понятия «результативность» и «эффективность», на которых базируется наше исследование.

Результативность – это взаимосвязь между поставленными в программных документах целями и достигнутыми результатами [6, с. 7], а также оценка того, все ли результаты соответствуют установленным целям и в какой мере [7, с. 26].

Классически эффективность определяется как соотношение результата к затрат [7, с. 169]. Соответственно, чем большее значение принимает это отношение, тем эффективность выше.

Балекин Е.В. предлагает результативность использования выделенных средств на поддержку малого предпринимательства оценить по эффекту, который произвели выделенные средства на значение следующих показателей:

  • 1) количество малых предприятий;
  • 2) численность занятых на малых предприятиях;
  • 3) объем инвестиций в основной капитал малых предприятий;
  • 4) оборот малых предприятий;

5) фонд заработной платы на малых предприятиях [1, с. 139−140].

Однако динамика данных показателей является результатом реализации программы поддержки малого предпринимательства, а значит, целесообразно их отнесение к числу критериев эффективности государственной поддержки малого предпринимательства.

Оценку результативности программ поддержки малого предпринимательства целесообразно осуществлять по следующей формуле:

где R – результативность; F – фактическое значение показателей по итогам реализации программы; P – значение плановых показателей программы; при этом, если R ≥ 1 – программа результативна; R < 1 – программа не результативна.

Оценка результативности программ развития субъектов малого предпринимательства должна базироваться на расчетах таких показателей, как создание новых рабочих мест (Rраб.мест), доля налоговых поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (Rналог), оборот (Rоборота), вклад в валовой региональный продукт (RВРП).

Перечисленные показатели оценки результативности высчитываются отдельно и впоследствии применяются при определении результативности программы поддержки малого предпринимательства в целом:

Программы развития малого бизнеса, их актуальность и эффективность

Углублению анализа способствует оценка эффективности программ развития субъектов малого предпринимательства.

Для определения эффективности может быть использована следующая формула [4, с. 152]:

где Э – эффективность потребления; У – удовлетворенность; x, y, z – полезность, необходимость, достаточность; З – затраты.

Удовлетворенность (полезность, необходимость, достаточность) – это те критерии эффективности, которые следует определять в первую очередь.

Тем не менее, отсутствует единый подход к оценке эффективности государственной поддержки. Так, Курганов А. для оценки эффективности поддержки малого бизнеса предлагает использовать следующие критерии [5, с. 83–85]:

  • изменения в количестве зарегистрированных малых предприятий;
  • изменения среднесписочной численности занятых на малых предприятиях;
  • состояние инвестиционной эффективности деятельности малых предприятий;
  • создание новых рабочих мест;
  • создание условий для роста капитализации малого бизнеса и обеспечение субъектов малого бизнеса нежилыми помещениями;
  • расширение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам;
  • вовлечение предпринимателей в процесс их профессиональной подготовки и переподготовки;
  • расширение доступа субъектов малого предпринимательства к информационным базам данных о профессиональной деятельности.

Гражданкин В.А. выделяет другой перечень критериев, исходя из которых и предлагает рассчитывать эффект от реализации программы поддержки малого бизнеса [2, с. 122]:

  • прирост оплаты труда;
  • прирост численности занятых в малом предпринимательстве;
  • налоговые вычеты;
  • норматив отчислений исследуемого налога в соответствующий бюджет пропорционально объему выданных субсидий.

Иного подхода придерживается Романенко Е.В. Он оценивает эффективность реализации региональных программ поддержки посредством коэффициента активности малого предпринимательства, состоящего из следующих показателей [8, с. 34]:

  • доля малого бизнеса в валовом региональном продукте;
  • доля числа малых предприятий в общем количестве;
  • доля числа занятых на малых предприятиях к числу занятых на всех предприятиях региона;
  • доля налоговых поступлений малых предприятий в общем числе налоговых поступлений.

Приведенные подходы могут быть обобщены и структурированы в соответствии с формулой (2), по признакам полезности, необходимости и достаточности.

В этом случае, полезность программы поддержки отражает динамика (прирост)следующих показателей развития малого предпринимательства:

  • количества субъектов;
  • среднесписочной численности занятых;
  • фонда заработной платы;
  • оборота;
  • инвестиций в основной капитал.

При оценке эффектов государственной политики по поддержке малого предпринимательства, помимо динамики указанных показателей, необходим, по нашему мнению, учет индикаторов социально-экономического развития региона.

Необходимость программы поддержки может быть отражена динамикой следующих показателей развития малого предпринимательства:

  • доступность государственной поддержки;
  • доля нуждающихся в государственной поддержке.

Доступность государственной поддержки малого предпринимательства мы предлагаем оценить при помощи следующей формулы:

  1. где D – доступность государственной поддержки; P – количество субъектов малого предпринимательства, воспользовавшихся государственной поддержкой; N1 – количество субъектов малого предпринимательства, нуждающихся (подавших заявления) в оказании государственной поддержки.
  2. Пределы этого показателя находятся в границах 0 < D ≤ 1. Они интерпретируются следующим образом:
  3. D = 0,01–0,4 – программа не доступна;
  4. D = 0,5–0,8 – средняя доступность к программе поддержки;
  5. D = 0,9–1,0 – программа доступна.
Читайте также:  Можно ли принять к вычету авансового платежа уплаченные 1% страховых взносов за 2020 год в 2020 году?

Долю нуждающихся в государственной поддержке предлагается оценивать при помощи формулы на базе подхода Егоровой Н.Е. и Хачатрян С.Р. [3, с. 7], адаптированного для малого предпринимательства:

где Yn – доля нуждающихся в государственной поддержке, при 0 < Yn ≤ 1. Чем меньше значение Yn, тем меньше потребность субъектов малого предпринимательства в государственной поддержке, и наоборот.

N – общее количество субъектов малого предпринимательства.

Достаточность программы поддержки оценивается следующими показателями:

  • доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений (прирост);
  • доля малого предпринимательства в валовом региональном продукте (прирост);
  • уровень удовлетворения потребности в государственной поддержке;
  • коэффициент активности малого предпринимательства.

Уровень удовлетворения потребности в государственной поддержке можно оценить, интерпретировав формулу Егоровой Н.Е. и Хачатрян С.Р. [3, с. 7] для малого предпринимательства:

U ≈ 1 – Yn, (5)

где U – уровень удовлетворения потребности в государственной поддержке, при 0 ≤ U ≤ 1. Чем меньше значение U, тем ниже удовлетворение потребности в государственной поддержке, соответственно ниже ее достаточность, и наоборот.

Коэффициент активности малого предпринимательства оценивается при помощи следующей формулы, предложенной Романенко Е.В.:

Программы развития малого бизнеса, их актуальность и эффективность

где Кр – коэффициент активности малого предпринимательства в регионе, 0 < Кр ≤ 1, здесь 0 < Кр < 0,4 – малый бизнес в регионе развивается не активно, что свидетельствует о недостаточной эффективности государственной поддержки; 0,4 ≤ Кр ≤ 0,6 – устойчивое развитие малого бизнеса в регионе, что указывает на достаточно высокую степень эффективности государственной поддержки; 0,6 < Кр ≤ 1 – малый бизнес развивается активно, что свидетельствует о высокой эффективности государственной поддержки; ДВРП – доля бизнеса в валовом региональном продукте; ДК – доля числа малых предприятий в общем количестве; ДН – доля налоговых поступлений от малых предпринимателей в общем объеме; ДЗ – доля занятых на малых предприятиях в общем количестве; n – количество показателей, используемых для расчетов.

Итак, для того чтобы оценить доступность анализируемой программы в целом необходимо произвести расчет по следующей формуле

Программы развития малого бизнеса, их актуальность и эффективность

где n1, n2, n3 – это годы реализации программы, т.е., в случае если программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства разработана, к примеру, на 2011–2013 годы, то указанная формула приобретает следующий вид:

Программы развития малого бизнеса, их актуальность и эффективность

Оценка доли нуждающихся в государственной поддержке в среднем за период реализации программы производится следующим образом:

Программы развития малого бизнеса, их актуальность и эффективность

где n1, n2, n3 – годы реализации программы.

Оценка уровня удовлетворения потребности в государственной поддержке рассчитывается отдельно по результатам каждого года, затем определяется среднее значение за период реализации программы.

Программы развития малого бизнеса, их актуальность и эффективность

  • где n1, n2, n3 – годы реализации программы.
  • Оценка активности малого предпринимательства определяется на основе среднего значения коэффициентов активности предпринимательства за каждый год реализации программы поддержки малого предпринимательства:
  • где n1, n2, n3 – годы реализации программы.

Предлагаемый способ апробирован при оценке результативности и эффективности республиканской целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской республике на 2009–2011 годы», что позволило сделать соответствующие выводы о результативности и эффективности реализации указанной программы. Получаемые по итогам оценки выводы позволяют сделать более качественные и разносторонние корректировки в течение реализации текущей и при разработке новых программ поддержки и развития малого предпринимательства. Таким образом, используя предлагаемый способ определения оценки результативности и эффективности программ поддержки малого предпринимательства, представляется возможным комплексно оценить степень и качество реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства, рассмотреть критерии определения результативности и эффективности реализации программ государственной поддержки малого предпринимательства с качественно новой стороны, заостряя внимание не только на количественных показателях деятельности субъектов малого предпринимательства, воспользовавшихся государственной поддержкой, но и на признаках полезности, необходимости и достаточности программ поддержки.

Рецензенты:

Келарев В.В., д.э.н., профессор кафедры экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт-филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Ростов-на-Дону:

Черкасова Т.П., д.э.н., профессор кафедры экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт-филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Ростов-на-Дону.

Работа поступила в редакцию 29.10.2013.

Библиографическая ссылка

Государственные программы развития малого предпринимательства

Государственные программы развития малого предпринимательства важны для поддержания нормального функционирования экономики, а также для повышения социального уровня населения. Финансирование проектов развития малого бизнеса осуществляется на всех уровнях власти Российской Федерации.

Государственные программы интересны молодым бизнесменам, а также самим властям. Возможность оказывать эффективную поддержку, создавать условия для реализации госпрограмм является главным показателем стремления страны к процветанию и благополучию. Программы развития малого бизнеса, их актуальность и эффективность

Программа развития малого бизнеса основывается на постулатах программы развития предпринимательства федеративного уровня. Комплекс мероприятий господдержки включают следующие типы программ:

  • региональные;
  • межрегиональные;
  • отраслевые;
  • межотраслевые;
  • муниципальные.

Каждый из вышеперечисленных типов включает конкретный план оказания поддержки, а также развития предпринимательства. В сфере финансирования разных отраслей малого бизнеса перед властями стоит конкретная, сложная задача – определить самые перспективные, прибыльные ниши экономики.

Грамотный выбор этих направлений позволит рационально распределить денежные средств и совершить выгодные инвестиции.

Сделанные сегодня государственные вложения, а также реализованные программы развития помогут пополнить казну государства новыми налогами в будущем, а также создать конкурентную среду на рынке.

Программы развития малого бизнеса, их актуальность и эффективность

Виды государственных программ в сфере поддержки малого бизнеса

Программы развития предпринимательства в Российской Федерации можно разделить на следующие категории:

  • оформление субсидий;
  • получение грантов;
  • предоставление обучения на бесплатной основе или со скидкой;
  • прохождение стажировки под руководством высококвалифицированных специалистов, проведение практических занятий;
  • оформление лизинговых программ на льготных условиях;
  • получение консультаций в сфере юриспруденции и бухгалтерии на льготных или бесплатных основах;
  • возможность выкупа недвижимости, которая находится в собственности местного муниципалитета;
  • помощь в реализации рекламных проектов, поддержка при участии в ярмарках и выставках в сфере поддержки малого бизнеса.

Государство применяет, как прямые, так и косвенные методы поддержки малого бизнеса. К косвенным методам относятся мероприятия, которые направлены на смягчение условий налогообложения и контроля.

Реализовывать программы развития малого бизнеса могут организации коммерческой и некоммерческой формы. В данной сфере частные фирмы выступают партнерами государства, предоставляя свое плечо помощи и финансирования.

За предоставление определенной поддержки компании, разумеется, получают необходимые выгоды.

В сфере поддержки малого бизнеса широко используется система субсидий, применяя ее, необходимо придерживаться строгих правил исполнения:

  • применение субсидий должно иметь целевой характер;
  • все расходы должны подкрепляться официальными документами;
  • исполнители должны создать подробный отчет о проделанной работе, прикрепив к нему чеки, акты и другие бумаги.

На сегодняшний день в нашей стране активнее всего финансируются такие государственные программы, как «Развитие малого и среднего предпринимательства», а также «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Программы развития малого бизнеса, их актуальность и эффективность

Процесс рассмотрения программ развития

Вопросы по оказанию поддержки малого бизнеса ежегодно выносится на общее федеральное собрание в высших органах власти. Рассмотрение актуальных проблем и принятие стратегических решений осуществляется перед непосредственным принятием федерального бюджета. Именно этот источник денежных средств будет отыгрывать главенствующую роль в развитии предпринимательства в новом году.

Читайте также:  Скажите пожалуйста, какова минимальная сумма уплаты налогов по упрощенке 6% в 2020 году?

Государственные программы, которые будут рассматриваться на собрании, предварительно должны быть проверены компетентными экспертами в сфере национальной экономики. От эффективности и целесообразности проектов будет зависеть судьба малого бизнеса в целом.

Проекты поддержки предпринимательства всегда имеют четкие требования и нормы, которые можно включить в следующий перечень положений:

  • мероприятия по созданию и формированию инфраструктуры коммерческой сферы на региональном, федеральном и местном уровне;
  • грамотное определение перспективных направлений коммерческой деятельности, которые будут интересны, как для государства, так и для предпринимательства;
  • проведение мероприятий, которые были бы направлены на всеобщую стимуляцию и мотивацию тех слоев населения, которые имеют минимальный уровень социальной защиты;
  • создание системы льгот, рассрочек и дотаций, которые бы позволили незащищенным слоям населения вовлечься в процесс бизнеса и предпринимательства, упрощение создания собственного дела за счет государственной поддержки;
  • выявление качественных финансовых источников, конкретных сегментов бюджета, из которых ежегодно можно будет осуществлять отчисления в программы по совершенствованию инфраструктуры рынка, увеличению численности зарегистрированных индивидуальных предприятий;
  • создание условий и мероприятий, которые будут направлены на передачу молодым предпринимателям незаконченных коммерческих проектов разной сферы;
  • обеспечение условий по передаче начинающим, молодым бизнесменам строительных проектов, которые являются малорентабельными или находятся на гране банкротства;
  • создание возможности выкупа помещений, торговых территорий, которые ранее ИП имел возможности только арендовать, государство предлагает бизнесмену выкуп основного средства на льготных условиях.

Ограничения в сфере оказания помощи молодым бизнесменам

Обратите внимание! Воспользоваться льготами, а также дотациями может далеко не каждый гражданин Российской Федерации.

К числу незащищенных слоев населения можно отнести следующие группы граждан:

  • военные в запасе;
  • матери – одиночки;
  • инвалиды, люди с ограниченными возможностями;
  • уволенные специалисты перспективных отраслей производства;
  • бывшие заключенные и лишенные свободы;
  • студенты, незанятая молодежь;
  • переселенцы, беженцы;
  • безработные граждане;
  • трудоспособные пенсионеры.

Вовлечение данных слоев населения в экономический процесс развития является главной целью государственных исполнительных органов. Очень часто властями практикуется метод передачи старых проектов новым специалистам узкого профиля, данная методика чаще всего применяется в следующих сферах:

  • технологические работы;
  • исследования различных направлений;
  • научные незаконченные работы;
  • опытно – конструктивная деятельность.

Нередко подобные опыты заканчиваются большим успехом, однако часто силы, вложенные в реализацию программы, оказываются напрасно потраченными.

Программы развития малого бизнеса, их актуальность и эффективность

Законодательные основы разработки программ развития и оказания помощи малому бизнесу

Обратите внимание! Мероприятия по оказанию поддержки и развития малого бизнеса разрабатываются и формируются на основе законодательных норм и стандартов. 

Все они имеют принципиально важный характер для положения всей страны, поэтому должны четко соотноситься с комплексом самых различных заданий, целей государства. Проекты поддержки предпринимательства должны сопоставляться с целями следующих типов государственной политики:

  • последствия чрезвычайных происшествий;
  • помощь незанятым гражданам;
  • помощь беженцам, переселенцам;
  • улучшение экологии, условий окружающей среды;
  • регуляция процессов миграции населения.

Создание отдельных бюджетов и резервов

Разрабатывать, а также предлагать к рассмотрению проекты по развитию малого бизнеса могут следующие формы объединений:

  • учреждения;
  • фирмы;
  • компании;
  • организации;
  • предприятия.

Обратите внимания! Данное правило касается любых объединений, независимо от того, какую организационную, имущественную, структурную форму они имеют. Власти проводят отбор проектов, в результате которого получают список самых эффективных и перспективных программ. Финансироваться отобранные программы будут в первую очередь.

В сфере предпринимательства могут создаваться отдельные, независимые от государственного бюджета, фонды, ресурсы которого будут направлены на реализацию новых коммерческих проектов.

Подобные меры практикуют, например, большими предприятиями, которые активно занимаются научной, а также исследовательской деятельностью.

Очень часто денежные средства, поступившие от государства и отдельных самостоятельных компаний, используются в комплексе для достижения более эффективного результата.

  • ipmaster
  • Распечатать

Об эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Статья посвящена вопросам поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства и ее эффективности в Российской Федерации.

Дана характеристика ряда мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. На основе проведенного исследования выявлен ряд существующих проблем в данной сфере. Предложено решение этих проблем, в том числе путем структурных изменений в деятельности организаций, формирующих инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса.

Также государство может оказать положительное воздействие на малый и средний бизнес не только через поддержку кредитования, но и путем развития доступного бизнес-образования.

Ключевые слова: государственная поддержка, малый и средний бизнес, социально-экономическое развитие, регионы.

В связи с новыми вызовами экономика и общество России находятся на стадии новых трансформаций.

Необходимость диверсификации промышленного производства, обеспечения эффективной занятости населения, повышения производительности труда, осуществления импортозамещения, ориентированного, в том числе, на экспорт, проведения модернизации и перехода к инновационному типу развития экономки обуславливают усиление роли малого и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии России и ее регионов.

Содействие развитию малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в России путем создания благоприятной деловой среды является в настоящее время ключевой задачей для всех регионов [5].

Актуальность этой темы в очередной раз подтверждает обсуждение проблем развития бизнеса на заседании Государственного совета от 07 апреля 2015 года.

В то же время проблема поиска эффективных форм поддержки и стимулирования развития малого бизнеса в регионах России требует дополнительной научной проработки.

Эффективность мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства с точки зрения социологии управления следует рассматривать в формате взаимного соответствия и увязки целей и интересов государства и бизнеса. В этой связи становится важным, насколько формулируемые и реализуемые государством направления поддержки соответствуют ожиданиям предпринимателей и современному состоянию развития данного сектора экономики.

В целом в Российской Федерации в настоящее время созданы ключевые организационные и правовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства [3]. Однако развитие бизнеса в стране по-прежнему осуществляется медленно.

Анализ статистических данных свидетельствует о неравномерности пространственного развития малого предпринимательства в регионах России [1].

В результате проведенного распределения субъектов Российской Федерации в зависимости от количества малых предприятий в расчете на 1000 жителей по итогам 2014 года наиболее многочисленной стала группа с результатом 7,9–13,7 единиц — 43 региона страны (в среднем по России показатель составил 14,3 ед.). Следующая по величине группа регионов (22 субъекта Российской Федерации) имеют значение показателя в диапазоне 13,7–19,3.

В группы регионов с наиболее высокими значениями показателя количества субъектов малого предпринимательства на 1000 человек населения (от 19,3 ед. до 41,9 ед.) вошли 7 субъектов Российской Федерации, при этом лидирующие позиции по данному показателю занимают г. Санкт-Петербург (41,9 ед.) и Новосибирская область (27,8 ед.)

В группу регионов, в которых число субъектов малого предпринимательства в расчете на 1000 жителей по итогам 2014 года менее 7,9 ед. вошли 11 субъектов Российской Федерации (в основном — это регионы Северо-Кавказского и Сибирского федеральных округов), в том числе Забайкальский край.

По данным Министерства экономического развития Забайкальского края за 2014 год количество субъектов малого и среднего бизнеса (включая микропредприятия) выросло на 6,5 %.

Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий составила 104,9 % к уровню предыдущего года, на 4,1 % вырос оборот малых и средних предприятий. Негативные тенденции сохраняются в динамике числа индивидуальных предпринимателей края.

В связи с увеличением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование продолжается сокращение численности предпринимателей: в 2013 году снижение составило 14,9 %, в 2014 году — 2 %.

Кроме того, ужесточение денежно-кредитной политики в связи с падением рубля, а также ограниченный доступ крупных российских банков к иностранному финансированию стали причиной осложнения доступа малого предпринимательства к кредитным ресурсам.

В настоящее время в большинстве регионов России создана обширная инфраструктура поддержки предпринимательства.

В ее составе: муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, бизнес-инкубаторы, лизинговые компании, кредитные кооперативы, действующие преимущественно в сфере сельского малого бизнеса, фонды развития малого предпринимательства, инвестиционного развития, микрофинансовые центры, гарантийные фонды Забайкальского края, центры инжиниринга.

Читайте также:  Правомерно ли банк отказал в принятии исполнительного листа от кредитора а адрес организации-должника?

В соответствии с реализуемыми государственными программами субъектов Российской Федерации основными направлениями деятельности органов власти в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства, как правило, являются: развитие лизинга, социального предпринимательства, начинающего бизнеса, микрофинансирования, возмещение процентной ставки по кредитам. Реализуются меры, направленные в первую очередь на поддержку модернизации производства: компенсацию расходов на приобретение оборудования; субсидирование расходов по лизингу оборудования; возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам. Вместе с тем, отсутствует комплексный подход к развитию предпринимательской среды.

  • В апреле — мае 2015 года в ходе исследования был проведен опрос среди предпринимателей Забайкальского края (в том числе муниципальных районов). По результатам опроса, на первый вопрос о том, какие факторы препятствуют предпринимательской деятельности, ответы распределились следующим образом:
  • —        недостаток собственных средств — по мнению 57,0 % опрошенных;
  • —        высокий уровень налогообложения — 52,7 %;
  • —        рост (высокий уровень) тарифов — 46,2 %;
  • —        дефицит квалифицированных кадров — 33,3 %.
  • —        слабая информированность об оказываемой государственной поддержке — 31,2 %.
  • Меньшее влияние на предпринимательскую деятельность оказывает фактор «административные барьеры» (23,7 % опрошенных отдали высокий ранг, 28 % поставили низкую степень влияния).
  • На вопрос, что необходимо сделать для эффективного развития бизнеса:
  • —        72,0 % считают, что необходимо снизить налоговое бремя;
  • —        58,1 % — необходимо оказать финансовую поддержку со стороны государства;
  • —        30,1 % — предоставлять помещения в аренду;
  • —        23,7 % — устранить бюрократические проволочки.

Единичные ответы: «обеспечить муниципальный заказ», «решить вопросы с землей». Представители сферы торговли предложили «платить населению заработную плату», «повысить платежеспособность населения».

  1. Среди организаций, представляющих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, наиболее часто опрошенные сотрудничали с:
  2. —        Фондом поддержки малого предпринимательства — 24,7 %;
  3. —        Инвестиционным фондом — 12,9 %;
  4. —        лизинговой компанией — 9,7 %;
  5. —        около 30 % опрошенных не сотрудничали и не знают организации инфраструктуры поддержки МСП.

Анализ ответов на данный вопрос демонстрирует низкую информированность предпринимателей, особенно муниципальных районов, о предоставляемой государственной поддержке.

Кроме того, данные объекты инфраструктуры зачастую работают, конкурируя друг с другом, в то время как в регионах необходимо создание взаимоувязанной системы поддержки: от начинающих предпринимателей до бизнеса, направленного на дальнейшее развитие.

На каждом этапе жизненного цикла субъекта малого предпринимательства должна быть обеспечена соответствующая поддержка предпринимателя. Организации инфраструктуры поддержки бизнеса должны последовательно и комплексно встраиваться в общую систему.

Так, на сегодняшний день в большинстве регионов в соответствии с действующей нормативной правовой базой государственные бизнес-инкубаторы только предоставляют площади в аренду с минимальным набором услуг по сопровождению. При этом само понятие «инкубирование» предполагает «взращивание», создание комфортной среды и условий для начинающих, в том числе полное сопровождение до того уровня, когда предприниматель готов устойчиво и полноценно функционировать.

Особое значение для развития предпринимательства приобретает бизнес-образование. По результатам того же опроса в Забайкальском крае, о необходимости системы бизнес-образования заявили 87 % респондентов (в формате краткосрочных курсов, информационных семинаров-встреч, тренингов, обучающих бизнес-семинаров, вебинаров).

В настоящее время образовательную нагрузку несут инкубаторы при крупных образовательных организациях, а также частные инкубаторы, примеры которых в России единичны.

В Забайкальском крае с 2014 года функция по обучению предпринимательству, формированию позитивного имиджа и коуч-сопровождению бизнеса возложена на региональный бизнес-инкубатор.

Самостоятельно и консолидированно с другими организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства проводится ряд обучающих семинаров, интенсивов, информационные встречи, выездные мероприятия в муниципальные образования, направленные, в том числе на формирование и объединение бизнес-сообщества.

Кроме того, уже на начальном этапе, как только бизнес-идея проработана и готова к реализации, должны подключаться все механизмы поддержки МСП, как государственные, так и коммерческие и общественные (менторство).

Это позволит уйти от «точечной» помощи и рассеивания поддержки, что снижает её эффективность, а также повысить жизнеспособность молодого бизнеса, тем самым, увеличивая количественные и качественные показатели, характеризующие развитие предпринимательства.

Литература:

1.         Официальный сайт Федеральной государственной статистики [электронный ресурс]. URL: http:// gks.ru (дата обращения 06.06.2015)

Актуальные проблемы развития малого предпринимательства в России

В данной статье рассмотрена проблема развития малого предпринимательства в России.

В настоящее время для преодоления последствий мирового финансового и экономического кризиса особое значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, установление при их участии новых хозяйственных связей, в том числе внешнеэкономических. Именно в этом секторе создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, являющихся питательной средой для развития экономики любой страны.

Актуальность темы обусловлена тем, что в России в сфере малого бизнеса произошли важные изменения: сформирован институт государственной поддержки и развития малого предпринимательства, на местах функционируют десятки учебно-деловых центров, консультационных и лизинговых фирм, бизнес — инкубаторов; происходит становление соответствующей негосударственной инфраструктуры, в том числе и при содействии международных проектов.

Малый бизнес ― катализатор научно-технического прогресса, крупнейший производитель благ и услуг, и, конечно же, крупнейший работодатель. Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики. Вопросы развития малого предпринимательства постоянно находятся в центре внимания и обсуждаются на самых различных уровнях власти [2].

Сегодня на местах существует значительный разброс в подходах к формам и средствам поддержки малого бизнеса. В начале структуры и механизмы поддержки малого предпринимательства формировались в каждом регионе по-своему, в соответствии с ситуацией.

Но по мере развития реформ становится возможным выделить и отобрать из всего многообразия принципов, методов и организационных форм наиболее эффективные.

Таким образом, постепенно складывается основа технологии решения типовых региональных задач в сфере поддержки и развития малого предпринимательства.

Основательная роль развития малых предприятий несомненна. В свете реформирования экономической системы все еще не доведенного до конца перехода к рыночной модели малым предприятиям следует уделять особое внимание. Развитие малых предприятий необходимо России для становления эффективной и стабильной экономики.

Несмотря на увеличение общего числа малых предприятий в стране, темпы роста их количества замедлены.

Малые предприятия в России поставлены в трудные условия существования, сопряженные с множеством проблем, которые заставляют малые фирмы уходить в тень, действовать за рамками законодательства, либо ведут к разорению и банкротству [1].

Необходимо сделать вывод – это тот факт, что основная часть всех трудностей, с которыми сталкиваются малые предприятия в России, лежит в области взаимоотношений с государством.

Самая главная проблема российских современных организаций – это непродуманность именно государственной политики, невнимание власти к негативной ситуации, складывающейся вокруг субъектов малого предпринимательства.

Следовательно, именно государственной власти необходимо активно действовать в направлении ликвидации тех барьеров, которые ею ранее были созданы. Решение проблем малого бизнеса в Российской Федерации происходит на государственном уровне.

Активное развитие малого бизнеса поможет создать дополнительные рабочие места, что будет способствовать уменьшению безработицы, увеличению ВВП и, соответственно, доходов государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что малое предприятие является гарантом социальной стабильности, так как играет несомненную роль в укреплении рыночных отношений даже в условиях экономического спада и кризиса. Решение проблем малого бизнеса может быть основано на применении опыта, который был накоплен в различных странах с рыночной экономикой [2].

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *