С 21 декабря 2020 года юрлица раскроют информацию о своих владельцах

Цепочка собственников это информация обо всех владельцах компании (учредителях, участниках, акционерах), которыми могут быть юридические и физические лица. Бенефициары в нашем случае — получатели выгоды, прибыли от деятельности компании.

Если владельцем компании является юридическое лицо (организация), то следующим звеном цепочки будет являться информация о собственниках этой организации и.т.д., пока цепочка не закончится информацией о конечных бенефициарах — физических лицах.

Рассмотрим подробнее, что понимается под цепочкой собственников в статье.

Собственники и бенефициары

Собственники организации — это её учредители (участники, акционеры). Собственниками организации могут быть российские и иностранные физические и юридические лица.

Бенефициар — это выгодоприобретатель, лицо получающее прибыль или иные преимущества. Бенефициарами могут быть физические и юридические лица.

Конечным бенефициаром всегда будет являться физическое лицо. В узком смысле согласно 115-ФЗ Бенефициарный владелец — это физическое лицо, которое прямо или косвенно имеет преобладающее участие в юридическом лице (более 25 %) и возможность контролировать действия юридического лица.

Цепочка собственников (далее по тексту ЦС) всегда заканчивается конкретным человеком, получающим определенную прибыль. Информация о бенефициарах позволяет установить кто фактически контролирует деятельность компании и получает выгоду.

Права, особенности, обязанности

Пример заполнения справки о цепочке собственника Сведения о цепочке собственников включая бенефициаров образец В основе создания любой коммерческой компании лежит формирование ее уставного капитала. Он в свою очередь может принадлежать другим юрлицам либо же обычным гражданам – физлицам, являющимся учредителями или акционерами.

Когда число зарегистрированных акционеров больше 500, реестр акционеров проводит специализированный регистратор. Акционерное общество заключает с ним соответствующий договор.

Другая ситуация складывается если бенефициарный владелец не оформлен юридически, и его личность не раскрывается. В таких случаях применяют различные схемы для руководства и контроля компании фактическим владельцем.

Термин «бенефициар» стал активно использоваться в деловом обиходе в связи с развитием офшорного бизнеса.

Часто при участии в тендере контрагент запрашивает информацию по цепочке собственников (в том числе включая конечных бенефициаров). Зачастую данная информация может содержать персональные данные (фамилию и имя) гражданина РФ или иностранного гражданина. Обоснованно ли требование контрагента?

Любая построенная схема заканчивается физическим лицом, имеющим прибыль от деятельности компании, и руководящим сделками с ее активами. Это и есть конечный бенефициар.

Это может быть, к примеру, получатель перевода или владелец банковского счета, арендодатель или наследник денег, имущества.

Список субъектов, обязанных беречь обозначенные сведения, находится в ст. 5 закона № 115. Список юридических лиц из всего перечня освобождены от прямых обязанностей производить учет бенефициарных обладателей (абз. 2–5 подп. 2 п. 1 ст. 7 закона № 115):

  • органы государственной власти;
  • фирмы и учреждения, в коих долю больше 50% имеют РФ, ее ареалы или же городские образования, и др.

Раскрытие информации о цепочке собственников включая бенефициаров

Предоставлять сведения о ЦС необходимо при участии в закупках по 223-ФЗ, когда это предусмотрено положением о закупках заказчика. При размещении закупки в рамках 44-ФЗ, информация о владельцах компании не входит в перечень сведений и документов, которые обязан предоставить поставщик при подаче заявки на участие в закупке.

За бенефициаров ответят. Что нужно знать о новых правилах раскрытия владельцев

31 июля правительство России выпустило постановление, которым утвердило правила представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений (далее — «правила раскрытия»), предусмотренных федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по запросам уполномоченных органов государственной власти.

Согласно правилам раскрытия, запросить информацию о бенефициарном владельце у юридического лица смогут только ФНС России и Росфинмониторинг как в электронной форме — по телекоммуникационным каналам связи через операторов электронного документооборота, так и на бумажном носителе. При этом в случае электронной коммуникации Росфинмониторинг для этого будет использовать информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру ФНС России.

«При получении запроса юридическое лицо представляет сведения о бенефициарных владельцах в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса. Сведения о бенефициарных владельцах представляются по состоянию на дату, указанную в запросе».   

Интересно, что правила составлены таким образом, чтобы юридическим лицам стало более интересным направлять ответ именно по телекоммуникационным каналам связи через оператора, а не на оптическом или цифровом носителе информации с приложением сопроводительного письма на бумажном носителе.

Так, например, ответ юридического лица на запрос может быть не принят, если на сопроводительном письме отсутствует подпись лица, уполномоченного подписывать ответ на запрос, или если повреждение или дефект оптического или цифрового носителя информации не позволяет прочесть содержимое электронного сообщения. 

В случае обнаружения юридическим лицом неполноты, неточностей или ошибок в ранее представленных сведениях о бенефициарных владельцах правила разрешают юридическому лицу не позднее 3 рабочих дней со дня их обнаружения повторно направить откорректированные сведения. Что, вероятно, должно исключать применение административной ответственности.

Важно напомнить, что обязанность у юридических лиц по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцев появилась уже с 21 декабря 2016 года.

Понятие «бенефициарный владелец» появилось в законе в целях выполнения рекомендаций группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма (ФАТФ).

Закон для целей исполнения обязанности по раскрытию под бенефициарным владельцем понимает «физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия».

Интересно, что закон не определяет, что понимается под возможностью контролировать действия юридического лица.

В этом помочь ему может Налоговый кодекс, согласно которому осуществлением контроля над организацией признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами.

С 21 декабря 2016 года юридическое лицо обязано:

1) регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;

2) хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений. 

Для этих целей юридическое лицо вправе запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев.

А физические и юридические лица, являющиеся учредителями или участниками юридического лица или иным образом контролирующие его, в свою очередь, обязаны представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев.

При этом, согласно закону передача такой информации не является нарушением российского законодательства о персональных данных.

В отношении физических лиц следует предоставить фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Если же в результате принятия предусмотренных законом мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган клиента. 

В случае, если юридическое лицо не может установить своего бенефициарного владельца и приняло все доступные меры для того, чтобы установить соответствующие сведения относительно него, то такое юридическое лицо, в случае получения запроса уполномоченных органов государственной власти, должно представить информацию о принятых мерах по установлению сведений о своих бенефициарных владельцах. Так, согласно официальному информационному сообщению Росфинмониторинга «документами, подтверждающими принятие мер, могут являться вышеуказанные запросы учредителям (иным контролирующим лицам) и ответы на них». 

Стоит заметить, что обязанность по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцев не распространяется на следующих лиц:

1) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, государственные внебюджетные фонды, государственные корпорации или организации, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале;

2) международные организации, иностранные государства или административно-территориальные единицы иностранных государств, обладающие самостоятельной правоспособностью;

3) эмитентов ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством о ценных бумагах;

4) иностранные организации, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России;

5) иностранные структуры без образования юридического лица, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца, а также единоличного исполнительного органа.

При этом закон аналогично Налоговому кодексу в 2015 году ввел понятие «иностранная структура без образования юридического лица», под которой понимается «организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей».

Читайте также:  Как открыть бизнес по дизайну интерьеров? Какую лучше использовать систему налогообложения?

Таким образом, иностранный траст с бенефициарными владельцами также включен в число лиц обязанных раскрывать своих бенефициарных владельцев по запросу российских юридических лиц. 

В постановлении правительство поручило ФНС России и Росфинмониторингу разработать и утвердить ведомственные правовые акты необходимые для применения правил раскрытия до 27 января 2018 года.

Таким образом, до утверждения уполномоченными российскими органами конкретного порядка и форматов запросов и их ответов российским юридическим лицам следует обеспечить исполнение своих обязанностей по закону в части принятия исчерпывающих мер по установлению сведений о своих бенефициарных владельцах.

За неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц до 40 000 рублей, а для юридических лиц — до 500 000 рублей.

Заинтересованным лицам также следует принять во внимание, что Верховный суд в определении от 17 июля 2017 года № 302-КГ17-8315 разрешил налоговым инспекторам осматривать рабочие компьютеры сотрудников проверяемых налогоплательщиков в ходе выездных налоговых проверок.  

Центр раскрытия

Российские компании теперь обязаны хранить информацию о своих бенефициарах

Российские компании, согласно вступающему 21 декабря в силу закону, обязаны иметь информацию о своих бенефициарных владельцах и предоставлять ее по запросам ряда госорганов. За невыполнение этих требований может быть наложен штраф до полумиллиона рублей.

Создавая возможность получения информации о бенефициарах компаний, Россия выполняет свои международные обязательства в рамках «двадцатки». 

Ряд стран, входящих в G20, создали единые реестры бенефициаров компаний, Великобритания сделала его в этом году полностью публичным.

Большинство территорий, которые входят в список офшоров, под давлением международного сообщества также вынуждены были согласиться на создание единых реестров компаний и трастов. Информация из этих реестров будет предоставляться и по запросам госорганов других стран.

В то же время США, где в ряде штатов, таких как Делавэр, юридические лица можно регистрировать на номинальных владельцев без указания истинных бенефициаров, проблему с информацией о собственниках компаний до сих пор так и не решили.

Информация о бенефициарах десятков тысяч российских компаний, имеющих зарубежных участников, сейчас недоступна. По данным информационной системы «СПАРК-Интерфакс», в 2015 г. около 97% офшорных компаний, имеющих активы в России, были зарегистрированы в юрисдикциях, не раскрывавших информацию о бенефициарах (Британские Виргинские острова, Сейшельские острова, Белиз и др.)

Российские компании, согласно поправкам в закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…», теперь обязаны хранить информацию о своем бенефициаре не менее 5 лет и обновлять ее не реже чем один раз в год.

Юридическое лицо должно направлять всем участникам компании (а также участникам участников по цепочке) запрос с требованием предоставить сведения о бенефициарных владельцах, оно может запрашивать сведения в реестрах юрлиц . Учредители и участники юрлица обязаны представлять имеющуюся у них информацию, передача такой информации не является нарушением законодательства РФ о персональных данных.

  • Если определить бенефициара компания не может, то она должна иметь доказательства, подтверждающие, что компания предприняла меры для его установления.
  • Информация о бенефициарных владельцах юридического лица должна будет также раскрываться в его отчетности в случае и порядке, предусмотренных законодательством РФ.
  • Правительственная комиссия по законопроектной деятельности в декабре одобрила законопроект, оставляющий только за Федеральной налоговой службой и Росфинмониторингом право запрашивать у юридических лиц информацию об их бенефициарных владельцах.
  • Бенефициарный владелец — это физическое лицо, которое прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

Компании раскроют реальных владельцев

По информации «Известий», банкиры предлагают на уровне закона обязать российский бизнес при внесении/изменении записей в единый госреестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) указывать своих бенефициарных владельцев — физических лиц (контролирующих более 25% капитала). Впоследствии эта информация должна стать источником формирования единой базы бенефициаров российского бизнеса, что позволит гораздо более эффективно бороться с его офшоризацией, а также с отмыванием преступных доходов. 

Поправки должны быть внесены в законопроект от 28 декабря 2015 года, устанавливающий обязанности юрлиц «получать, хранить, обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально подтверждать ее достоверность, а также представлять сведения о своих бенефициарных владельцах по запросам Росфинмониторинга и правительства». О необходимости изменения законопроекта говорится в письме за подписью председателя Национального совета финансового рынка (НСФР) Андрея Емелина, направленного председателю комитета Госдумы по финансовому рынку Николаю Гончару (есть в распоряжении «Известий»). 

Правительственный законопроект был разработан в рамках Национального плана по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний. За неисполнение его требований предусмотрены штрафы: для должностных лиц —  от 30 тыс. до 50 тыс.

рублей,  для юридических — от 100 тыс. до 500 тыс.

В правительстве считают, что реализация законопроекта «повысит прозрачность деятельности юрлиц, снизит риски вовлечения их в противоправную деятельность, в том числе связанную с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма».

По оценкам ЦБ, объем сомнительных трансграничных операций по выводу капитала за рубеж в 2015 году составил $0,9 млрд против $8,1 млрд годом ранее. 26 февраля 2016 года думский комитет по финрынку рекомендовал законопроект к принятию в первом чтении. 

Разговоры о необходимости создания базы бенефициаров российского бизнеса ведутся по меньшей мере 5 лет.

— После теракта в 2011 году в аэропорту Домодедово по понятным причинам потребовалось взаимодействие с его собственником. Однако ни с первой, ни со второй попытки сделать это не удалось. На самом высоком уровне было дано поручение Генпрокуратуре: найти собственников Домодедово.

В результате и прокурорские чиновники так и не смогли найти реальных владельцев аэропорта.

Лишь когда головная структура Домодедово объявила о желании выйти на IPO (первичное размещение акций), то назвала своего основного акционера, — пояснил «Известиям» профессор кафедры налогового и финансового права Финансового университета при правительстве РФ Иван Соловьев.

Банкиры по требованию 115-ФЗ (о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) с июня 2013 года обязаны выявлять бенефициаров корпоративных клиентов. По словам председателя НСФР Андрея Емелина, при выполнении законодательства в части выявления выгодоприобретателей банки столкнулись с рядом проблем. 

— Во-первых, это отсутствие официальных источников информации про бенефициаров по компаниям, зарегистрированным в России, — пояснил Емелин «Известиям».

— Сведения в основном собираются путем опроса клиента, поскольку из официальных документов клиента крайне сложно установить такую информацию.

Наиболее достоверные сведения собираются в случае получения клиентом доступа к кредитным ресурсам, поскольку банк никогда не дает кредит компании, бенефициарного владельца которой он не знает.

В результате банки проводят проверку, пользуясь информацией из открытых источников (Интернет), а также коммерческими базами данных (СПАРК, а также иностранные Factiva, World Compliance, World-Check и пр.), деятельность которых не регулируется. Сервисы на сайте Федеральной налоговой службы не позволяют получить информацию о бенефициарах.

— Введение обязанности юрлиц раскрывать бенефициаров в ЕГРЮЛ решит эту проблему, — считает Емелин. — Компании при изменении записей в ЕГРЮЛ должны указывать фамилию, имя, отчество, гражданство, дату рождения бенефициара, реквизиты удостоверения его личности, ИНН.

По словам партнера компании «Деловой фарватер» Романа Терехина, предложение НСФР позволит «снять лишнюю нагрузку с банковского сектора и улучшить сбор информации о бенефициарах российского бизнеса: сведения будут более достоверные и актуальные, чем добываемые банкирами самостоятельно». Эксперт считает, что новация поможет в борьбе с офшорами и уклонением от уплаты налогов.

В Росфинмониторинге также позитивно оценили предложение банкиров.

— Но институт идентификации бенефициарных владельцев следует развивать с учетом правоприменительной практики, — заявил «Известиям» замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный. — Устанавливаемый правительственным законопроектом механизм достаточно проработан, нужно посмотреть на результаты его реализации и только потом предлагать дополнительные меры.

По словам Елены Лашкиной, помощника министра экономического развития Алексея Улюкаева, в Минэкономразвития предложение НСФР не поступало. Источник, близкий к Минэко, назвал новацию «спорной как с точки зрения обеспечения актуальности и достоверности данных о бенефициарах в ЕГРЮЛ, так и защиты персональных данных физлиц».

— Банки сами утверждают, что не дают кредитов непонятным клиентам, — указал собеседник. — Если клиент заинтересован в кредитных ресурсах, он сам раскроется и выполнит все требования банка, и тогда непонятен смысл всей этой затеи с реестром.

Читайте также:  Нужно ли высшее образование для открытия ип?

По мнению начальника службы финансового мониторинга Бинбанка Дины Багатовой, гораздо логичнее было бы обязать компании раскрывать сведения о конечном бенефициаре при регистрации организации в Федеральной налоговой службе наряду с данными об учредителях, гендиректоре, адресе местонахождения и, соответственно, включать сведения о бенефициарах в ЕГРЮЛ.

— В таком случае банкам не пришлось бы заниматься поиском бенефициарного владельца в иной раз очень запутанной цепочке, в которой собственниками организации выступают еще несколько организаций, собственниками которых являются также несколько организаций, да еще и нерезидентов, — пояснила собеседница.

—  Как банку выявить бенефициарного владельца в таком случае? Реально есть два варианта: либо уповать на клиента и ждать, что он раскроет данную информацию, — к сожалению, не всегда так бывает, — либо подходить к вопросу формально и признавать бенефициарным владельцем единоличный исполнительный орган (генерального директора), что разрешает сделать 115-ФЗ, однако это само по себе является номинальным «назначением» бенефициарным владельцем топ-менеджера организации, часто не имеющего прямого отношения к реальным собственникам. Вот и получается, что работа по выявлению бенефициаров российского бизнеса держится на «доброй воле» их же самих, либо, при отсутствии таковой, сводится к формальностям. Такая работа могла быть более эффективной, если была бы условием для регистрации юридического лица.

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий сетует, что настоящие конечные бенефициары российского бизнеса по-прежнему прячутся за хитросплетениями офшоров и трастов.

— В качестве конечных бенефициаров многие банки по-прежнему указывают фиктивных собственников, — сетует аналитик. 

Комиссия по законопроектной деятельности одобрила в целом законопроект о представлении юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах

13 октября 2015 13:30

Национальным планом по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний предусматривается внесение изменений в российское законодательство в части повышения прозрачности деятельности юридических лиц с учётом рекомендаций ФАТФ.

Законопроектом, в частности, предлагается установить обязанность юридических лиц получать, хранить и обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах, документально подтверждать достоверность такой информации и представлять её по запросам федеральных органов исполнительной власти, перечень которых устанавливается Правительством России. Это будет способствовать повышению прозрачности деятельности юридических лиц, снижению рисков вовлечения их в противоправную деятельность, в том числе связанную с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

  • Проект федерального закона «О внесении
    изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
    установления обязанности юридических лиц по раскрытию информации о своих
    бенефициарных владельцах» (далее – законопроект) разработан Росфинмониторингом во
    исполнение Национального плана по противодействию уклонению от уплаты налогов и
    сокрытию бенефициарных владельцев компаний (далее – план).
  • Планом предусматривается внесение изменений в
    российское законодательство в части повышения прозрачности деятельности юридических
    лиц с учётом рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием
    денег (ФАТФ).
  • В соответствии с рекомендацией ФАТФ государства
    должны обеспечить наличие достаточной, точной и своевременной информации о
    бенефициарной собственности и контроле юридических лиц, которую или доступ к
    которой могут оперативно получить компетентные органы, а также установить
    ответственность за нарушение порядка раскрытия такой информации.
  • В связи с этим законопроектом
    предусматривается внесение изменений в Федеральный закон
    «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
    путём, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон) в части
    установления обязанности для юридических лиц получать, хранить и обновлять
    информацию о своих бенефициарных владельцах и документально подтверждать
    достоверность такой информации, а также представлять информацию о своих бенефициарных
    владельцах по запросам федеральных органов исполнительной власти, перечень
    которых устанавливается Правительством России.
  • Эти меры направлены на повышение прозрачности
    деятельности юридических лиц, снижение рисков вовлечения их в противоправную
    деятельность, в том числе связанную с легализацией доходов, полученных
    преступным путём, и финансированием терроризма.
  • Одновременно законопроектом предлагается
    установить административную ответственность юридических лиц за неисполнение
    требований Федерального закона в части установления информации о своих
    бенефициарных владельцах и её представления по запросам Росфинмониторинга и других
    федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством России.

В этой связи в Кодекс об административных
правонарушениях (далее — КоАП) вводится статья 14.251 «Нарушение
юридическими лицами обязанности по установлению и представлению информации о
своих бенефициарных владельцах».

Размер наказания в виде штрафа за неисполнение
требований Федерального закона устанавливается с учётом действующих санкций за
совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2.3 статьи
15.27 КоАП.

Так, непредставление в уполномоченный орган по его запросу
имеющейся у организации, проводящей операции с денежными средствами или другим
имуществом, информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах
клиентов либо информации о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов
влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от
тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц — в размере от
ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Законопроект направлен на совершенствование
национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путём, и финансированию терроризма в соответствии с
рекомендациями ФАТФ.

Законопроект будет рассмотрен на заседании
Правительства.

Закон обязал юрлица раскрывать сведения о владельцах

Госдума приняла закон «О внесении изменений в закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс РФ об административных правонарушениях».

Новый закон вступит в силу через 180 дней после дня его официального опубликования. Закон обязывает юрлиц раскрывать сведения о своих владельцах ряду федеральных органов власти.

«Документ подготовлен в рамках реализации национального плана по деофшоризации и повышению прозрачности экономики», — заявил замглавы Росфинмониторинга Павел Ливадный, сообщает «Интерфакс».

Теперь юрлица обязаны получать, хранить и обновлять сведения о своих владельцах не реже одного раза в год и хранить эти сведения не менее пяти лет.

При этом юрлицо вправе запрашивать у своих учредителей и участников сведения для установления владельцев юрлица. Учредители и участники юрлица обязаны представлять такие сведения, передача сведений не является нарушением законодательства о персональных данных.

Юрлица обязаны предоставлять сведения о владельцах по запросу ряда федеральных органов власти, в том числе налоговых органов. Перечень органов, которые смогут запрашивать сведения, а также сроки и порядок представления сведений определит правительство. Одним из таких ведомств выступает Росфинмониторинг.

Под владельцем юрлица понимают физическое лицо, которое прямо или косвенно владеет долей в размере более 25% в капитале юрлица либо имеет возможность контролировать действия юрлица.

За непредоставление сведений юрлица и должностные лица могут быть оштрафованы. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) дополнен ст. 14.25.1 «Нарушение юридическими лицами обязанности по установлению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах».

Размер штрафов соответствует уже прописанным в КоАП штрафам за непредставление сведений об операциях клиентов и владельцах счетов либо о движении средств по счетам клиентов. Так, должностные лица могут быть оштрафованы на 30-50 тыс. руб., юрлица — на 100-500 тыс. руб.

«Закон снизит издержки кредитных организаций, которые вынуждены устанавливать бенефициарных владельцев самостоятельно, и позволит уполномоченным органам, под которыми на данном этапе понимаются Росфинмониторинг и Федеральная налоговая служба, получать информацию о бенефициарных владельцах из первых рук», — отметил Ливадный.

Новый закон соответствует рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) о том, что государства должны обеспечить наличие достаточных, точных и своевременных сведений о владельцах юрлиц, доступ к таким сведениям, а также ответственность за нарушение порядка предоставления таких сведений.

Источник: Вести Экономика

Эксперт прокомментировал нововведения, касающиеся бенефициарных владельцев

Контекст

Совфед обязал юрлиц раскрывать данные о бенефициарах

21 декабря нынешнего года вступит в силу ФЗ N215 от 23 июня 2016 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Принятие данного закона стало очередным шагом Правительства РФ в рамках реализации национального плана по деофшоризации и повышению прозрачности экономики. Нормативно-правовой акт коснется всех без исключения организаций, включая субъектов малого и среднего бизнеса. О том, чем обернутся для российских предпринимателей указанные нововведения, рассказала руководитель проекта Департамента налоговой практики и бухгалтерского учета IPT Group Елена Порохова.

Согласно ФЗ N215, юридические лица будут обязаны располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев следующих сведений: фамилия, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая); гражданство; дата рождения; реквизиты документа, удостоверяющего личность; данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации; адрес места жительства (регистрации) или места пребывания; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии). Данная информация должна быть документально зафиксирована. Кроме того, ее необходимо обновлять не реже одного раза в год и хранить не менее 5 лет со дня ее получения. Под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое, в конечном счете, прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 % в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

Читайте также:  Регистрация ИП в 2020 году. Дополнительные материалы

Во исполнение обязанности о раскрытии информации о бенефициарных владельцах, юридические лица вправе запрашивать у своих учредителей и участников (как физических, так и юридических лицах) информацию, необходимую для установления бенефициаров. Учредители и участники юридического лица в свою очередь обязаны представлять имеющуюся у них информацию. Кроме того, законом определено, что передача такой информации не является нарушением законодательства РФ о персональных данных.

По запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ, организации обязаны представлять имеющуюся у них документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению требуемых сведений. Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению сведений в отношении таких бенефициарных владельцев должно определить Правительство РФ.

Неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Если юридическое лицо не располагает необходимой информацией о своих бенефициарных владельцах, то оно должно представить подтверждение, что предприняло «обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев» необходимых сведений. В этом случае организация будет освобождена от штрафов. Стоит обозначить, что указанная формулировка закона достаточно неопределенна, поэтому трудно предположить, что будет признано в сложившихся обстоятельствах обоснованными и доступными мерами по установлению сведений в отношении своих бенефициарных владельцев.

Согласно новому закону организация может запросить требуемую информацию о бенефициарных владельцах у своих учредителей или участников, а те в свою очередь обязаны предоставить юридическому лицу запрашиваемую информацию. Стоит учитывать, что данная норма работает, если ваш учредитель – российская организация.

А как реализовать данную норму закона, если учредителем является иностранная организация? Если она оставила направленный вами запрос без ответа? Признает ли налоговый орган, что организация предприняла меры по установлению необходимой информации о своих бенефициарных владельцах? Думаю, что на данный вопрос сейчас ни у кого нет однозначного ответа.

Можно предположить, что реализацию нового закона, как и прежде, будет формировать судебная практика.

Эксперт отметила, что ФЗ N215требует документального подтверждения полученной информации, но что понимать под данной формулировкой – не раскрывает.

Достаточно ли будет получить письмо – ответ на запрос, в котором отражена вся необходимая информация о бенефициаре в соответствии с законом, или необходимо получить заверенную копию выписки из ЕГРЮЛ? В каком виде должна быть представлена документально подтвержденная информация от иностранных организаций? Это еще один пункт, который, на наш взгляд, не раскрыт в данном законе в полной мере.

Форма, порядок и сроки представления организациями, имеющейся у них в распоряжении документально подтвержденной информации, по запросу налоговых органов или иных контролирующих органов, имеющих право на получение такой информации, должны быть разработаны Правительством РФ.

Согласно ФЗ N215, информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» в финансовой отчетности организации должна быть раскрыта информация по связанным сторонам, а если организация проводила операции со связанными сторонами (включая бенефициарных владельцев), то и раскрыта информация по каждой такой операции.

Данные сведения раскрываются в пояснительной записке отдельным разделом. Вместе с тем действие Положения не распространяется на организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, т.е. организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства.

Важно отметить, что ФЗ N215 не ограничивает своего применения в отношении субъектов малого предпринимательства. Таким образом, все без исключения российские юридические лица обязаны располагать и предоставлять по запросу уполномоченных органов информацию о своих бенефициарных владельцах, даже если они не раскрывают ее в своей отчетности.

Следует напомнить, что российский бизнес уже не в первый раз сталкивается с темой раскрытия бенефициарного владельца.

Государство на протяжении многих лет пытается внедрить мероприятия, которые бы позволили ему получать и аккумулировать сведения о конечных владельцах бизнеса.

Анализ совокупности внесенных изменений в законодательство за последние несколько лет свидетельствует о планомерной политике государства по реализации программы деофшоризации российского бизнеса, приостановления бегства капитала за рубеж и возврата капитала в Россию.

Первой такой попыткой стало поручение председателя Правительства РФ от 28 декабря 2011 года N ВП-П13-9308.

В начале 2012 года многие предприятия (преимущественно компании с государственным участием) стали направлять своим контрагентам запросы о предоставлении информации в отношении всей цепочки собственников, включая конечных бенефициаров.

Такие требования в отношении государственных организаций и организаций с государственным участием содержало указанное выше Поручение. Суть его можно изложить в четырех пунктах:

  • 1) обеспечить безусловное раскрытие контрагентами по действующим договорам информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров;
  • 2) при заключении новых договоров обеспечивать получение от контрагентов указанной информации;
  • 3) разработать внутренние механизмы по расторжению договоров с теми контрагентами, которые не представили информацию;
  • 4) регулярно информировать Росфинмониторинг и ФНС России о составе собственников своих контрагентов и в случае изменения такого состава – также сообщать об этом.

Можно долго дискутировать о юридической грамотности и правовой основе данного Поручения, поскольку представление подобной информации было не предусмотрено ни одним из действующих на тот момент законов.

Как бы то ни было, тенденция очевидна – государство уже на протяжении многих лет пытается внедрить мероприятия, которые бы позволили ему получать и аккумулировать сведения о конечных владельцах бизнеса.

Следующим шагом стало принятие Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» от 28 июня 2013 года N134-ФЗ, в соответствии с которым банки стали обязаны самостоятельно устанавливать всю цепочку реальных собственников денег, размещенных на счетах, а клиенты – предоставлять банкам информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах. Замечу, что это первый серьезный шаг государства на пути решения вопроса бенефициарного собственника.

Инструментом решения стал механизм, основанный на банковской структуре. Логика законодателя была проста: ни одна организация не в состоянии вести свою деятельность без расчетного счета в банке. Таким образом, банки будут предъявлять требования к организациям в соответствии с предписаниями законодательства, и, соответственно отвечать за их выполнение перед ЦБ РФ (вплоть до отзыва лицензии).

С 2015 года вводится новая обязанность налогоплательщиков – резидентов РФ. Отныне они обязаны уведомлять налоговый орган о своем участии в иностранных организациях в случаях: если доля такого участия превышает 10 процентов, при учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой.

Очередным шагом стало внесение изменений в п. 1 ст. 312 НК РФ, касающихся порядка применения российскими организациями, выплачивающими доходы иностранным организациям, международного договора (соглашения об избежании двойного налогообложения).

С 1 января 2017 российская организация – налоговый агент для применения положений международных договоров РФ должна получить от иностранной организации, в адрес которой выплачивается доход, подтверждение, что эта иностранная организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода. Наконец, финальный аккорд прозвучал летом 2016 года, когда законодатель обязал все российские организации иметь и раскрывать информацию о бенефициарном собственнике.

Можно поразмышлять о том, какой объем сведений станет доступен налоговым органам. Учитывая, что с 2018 года Россия присоединяется к системе автоматического обмена налоговой информацией между налоговыми органами разных стран, то это позволит налоговым органам получать данные о финансовых счетах налогоплательщиков от более чем 80 юрисдикций, в том числе и из офшоров.

Подводя итог, хочется отметить, что первых результатов принятия ФЗ N215 стоит ожидать после 2018 года.

В настоящий момент у российских организаций есть еще немного времени, чтобы получить информацию или предпринять необходимые меры для ее получения.

Это позволит избежать возможных штрафов, а также в очередной раз задуматься над вопросом – отвечает ли ваша структура бизнеса новым российским реалиям.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *