Перспективы развития малого бизнеса: можно ли сказать что-то определенно?

Перспективы малого бизнеса связаны с пониманием того факта, что он занимает в экономике одну из двух ниш. Первая из них – это старт новых направлений бизнеса. Вторая ниша – это помощь среднему, но чаще всего большому бизнесу. В наших условиях в первой нише работает около 10-20% малого бизнеса. Во второй нише – 80-90% малого бизнеса.

Перспективы развития малого бизнеса: можно ли сказать что-то определенно?

Другими словами подавляющее большинство малого бизнеса работает в качестве помощников большого бизнеса и соответственно зависит от него.

Например, автосервисы – это помощники производителей автомобилей и запасных частей к ним. Сфера торговли – это помощники производителей товаров. Турагентства – это помощники туроператоров.

Организация маркетинга в малом бизнесе должно исходить из этого факта. 

Перспективы малого бизнеса из первой ниши зависят от развития экономики в целом, а также от развития научной мысли и технологий. Но весь секрет в том, что большой бизнес, экономика, наука и технологии зависят от идей. Это значит, что в конечно итоге перспективы малого бизнеса связаны с перспективами распространения тех или иных идей.

От чего зависят перспективы малого бизнеса

Перспективы развития малого бизнеса: можно ли сказать что-то определенно?

Получается, что представителям малого бизнеса надо очень тщательно следить за тем, какие идеи являются популярными, а какие нет. Например, сделал некий салон связи ставку на продажу телефонов под торговой маркой Nokia. Однако руководство Nokia взяло и выбрало для построения рынка идею, которая не пользуется популярностью у покупателей.

Для максимизации прибыли целесообразно выбирать ту компанию, продукция которой пользуется максимальным спросом

В итоге телефоны, которые являются воплощением этой идеи, перестают продаваться. Сам салон может делать все правильно, а производитель нет. В итоге, если он не переориентируется на помощь другому большому бизнесу, то разориться. Для того, чтобы правильно переориентироваться и не прогореть, надо изучить идеи, которые внедрены в потребителей.

Далее надо сделать рейтинг этих идей и тогда станет ясно, на какую делать ставку. После этого останется разобраться, кто из представителей большого бизнеса занимается развитием этой идеи и переключиться на торговлю его продукций. Для максимизации прибыли целесообразно выбирать ту компанию, продукция которой пользуется максимальным спросом. 

Перспективы развития малого бизнеса: можно ли сказать что-то определенно?

Конечно, тяжело осознавать, что малый бизнес не является самостоятельным и что перспективы малого бизнеса зависит от большого бизнеса. Но ничего не поделать, так устроена экономика. В принципе ничего страшного в этом нет, надо просто держать нос по ветру, изучать потребителей и выявлять наиболее перспективные идеи и заниматься ими.

Суть бизнеса в том, что бизнес – это процесс материализации идей

С целью утешения представителей малого бизнесам можно отметить, что в случае проблем на рынке и потери у малого бизнеса маленькие, в отличие от большого бизнеса, где они бывают просто огромные, а иногда и фатальными. Можно отметить, что перспективы малого бизнеса чаще лучше, чем у большого бизнеса, потому как малый бизнес очень адаптивный. 

Начались проблемы у одного большого бизнеса – работаешь на другой. Главное правильно понимать роль малого бизнеса, да и вообще суть бизнеса. Суть бизнеса в том, что бизнес – это процесс материализации идей. Сначала идея создается, потом внедряется в потребителей, в результате чего им становятся нужны соответствующие товары или услуги.

Каковы перспективы малого бизнеса

Перспективы развития малого бизнеса: можно ли сказать что-то определенно?

Без идеи бизнес невозможен. Если у тебя есть идея, то у тебя есть бизнес, если нет идеи, то нет бизнеса. Такова суть нашего мира. Если  нет идеи, то эффективные пути развития бизнеса недоступны, в значит и возможность построить большой бизнес тоже недоступна. Вообще конечно надо отметить, что настоящий бизнес – это создание и продвижение своей идеи.

Когда продвигаешь чужую идею, то это уже больше наемная работа, чем бизнес

Малый бизнес может внедрять новые идеи и потом становиться большим бизнесом или интегрироваться с большим бизнесом, либо заниматься продвижением чужой идеи – что и есть помощь большому бизнесу. Другого для малого бизнеса не надо. Каждый из путей имеет свои преимущества и недостатки. Соответственно, каждый решает для себя какой путь выбрать.

Когда продвигаешь чужую идею, то это уже больше наемная работа, чем бизнес. Малый бизнес, который занимается в основном продвижением чужой идеи – это наемник у хозяина этой идеи. Такая особенность малого бизнеса связана с тем, что у него мало возможностей по продвижению своей идеи и чтобы ее продвигать нужно очень много ресурсов. 

Реальные перспективы малого бизнеса

Перспективы развития малого бизнеса: можно ли сказать что-то определенно?

Как и любой другой наемник, малый бизнес обычно довольствуется небольшими заработками. Чтобы заработать много, малый бизнес должен стать большим для чего ему нужно создать и развить идею. Чем в большее количество людей будет внедрена идея, тем больше будет создано потребителей и тем лучшие перспективы малого бизнеса просматриваются. 

Другими словами она создала СВОЙ собственный рынок, где она МОНОПОЛИСТ

Например, есть компания компания Samsung. Она сгенерировала идею, которую можно озвучить как «новые технологии по доступной цене». Она внедрила данную идею в определенный круг покупателей, допустим это 100 миллионов потребителей во всем мире и развивает ее. Другими словами она создала СВОЙ собственный рынок, где она МОНОПОЛИСТ.

Есть другая компания – Sony. Она сгенерировала идею, которую можно озвучить как «новые технологии по высокой цене» и тоже развивает ее. Количество людей, в которых внедрена данная идея, допустим тоже 100 миллионов людей. Другими словами компания SONY тоже создала СВОЙ собственный рынок, где она МОНОПОЛИСТ, где у нее нет конкурентов. 

Финансовые перспективы малого бизнеса

Перспективы развития малого бизнеса: можно ли сказать что-то определенно?

Если бы у указанных компаний не было своих собственных рынков, на которых они монополисты, прибылей они бы не получили и работали бы на грани нулевой рентабельности. Наличие своего рынка и как следствие монопольное положение на нем дает этим компаниям возможность устанавливать цены выше уровня рентабельности и получать прибыли.

Больше всех с рынка получает хозяин идеи, лежащей в его основе

В свою очередь у этих компаний есть дилеры. Они развивают чужие идеи, соответственно идеи, которые продвигает Samsung и Sony, а не свои, со всеми вытекающими последствиями. Больше всех с рынка получает хозяин идеи, лежащей в его основе, потому что он больше всех вкладывает в его развитие и идея больше всех его «благодарит».

Она конечно «отблагодарит» любого, кто ей помогает развиваться, но ей все равно, будет ли это Эдуард, либо это будет Давид, либо это будет Сергей, либо это будет Ахмед, либо другой «малый бизнесмен». Идея отблагодарит всех, но все они получат очень мало, тем меньше, чем больше «малых бизнесменов» помогает развивать идею, которой они занимаются.

Перспективы развития малого бизнеса

Перспективы развития малого бизнеса: можно ли сказать что-то определенно?

В отличие от наемников, которых нанимает хозяин идеи для своего бизнеса, «малый бизнесмен» не получает от него заработную плату, а обычно живет с процента между розничной и оптовой ценой. Чем лучше помог идее развиваться, тем больше заработал. Но тут надо понимать, что заработок на 100% пропорционален количеству потребителей на данном рынке.

Если на рынке один малый бизнес, то вся сумма благодарности достанется ему

Если количество потребителей равно 1000, а разница между оптовой и розничной ценой равна 100$, то понятно, что объем заработка всего рынка будет не больше 100000$. Если на рынке один малый бизнес, то вся сумма благодарности достанется ему. Если бизнесменов 10, то им придется делить благодарность на 10 и они получат максимум по 10000$. 

Если кто-то поработает лучше и качественнее, то и получит больше, если поработает меньше, то и получит меньше. Победить в этой гонке можно только в том случае, если читать полезные статьи по маркетингу. Чтение таких статей развивает маркетинговое мышление, а если их будет мало, всегода можно получить консультации по бизнесу и маркетингу.

Топ-маркетолог: Павел Бернович

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Перспективы развития малого бизнеса

На сегодняшний день, как и последние несколько десятков лет наша страна живет по принципам рыночной экономики. Казалось, нет ничего проще, чем открыть в своей стране свой бизнес и развивать его. К сожалению, существует несколько нюансов, которые влияют негативно на перспективы развития малого бизнеса. Давайте с вами поговорим о всех положительных и негативных моментах.

Перспективы в развитии малого бизнеса

Негативным, для развития бизнеса малого масштаба, на первый план выступает отсутствие поддержки государства с финансовой стороны. Те есть, на сегодняшний день банки не горят желанием одарить клиентов средствами для развития бизнес малого масштаба.

Даже если вы придете в банк за кредитом с гениальным и несравнимым бизнес-планом – вам практически нет на что рассчитывать. Единственным шансом, когда банк сможет выделить определенную сумму под развитие бизнеса является франшиза.

К сожалению и тут есть свои минусы, ведь банк, может, запросит щедрый залог с вашей стороны – квартиру, машину, дачу и т. д.

Читайте также:  Может ли ип на енвд (вмененке) возместить ндс?

Перспективы развития малого бизнеса: можно ли сказать что-то определенно?Еще одним фактором для перспективы развития малого бизнеса является конкуренция, которая на современном этапе очень большая. Так, например, предприятия нашей страны не всегда имеют возможность конкурировать с предприятиями и производством импортных товаров. Поэтому, для того чтобы изготовлять качественный и конкурентоспособный товар необходимо затратить достойное количество финансов. В противном случае, продукция с низким уровнем качества не будет иметь высокого спроса. Поэтому, прежде чем создавать свои бизнес важно рассматривать сферу торговли и сферу услуг. Более того, если оценивать, тот бизнес, который будет основываться на предоставлении каких-либо услуг, открыть будет гораздо дешевле.

Перспективы развития малого бизнеса: можно ли сказать что-то определенно?Мешает создать собственный бизнес и человеческий фактор, ведь определенная часть населения, живущая мыслями времен советской власти, предпочитают работать на государственных предприятиях, нарабатывая стаж и будущую пенсию. Такие понятия создают особый барьер, который мешает создавать собственную карьеру.

Теме не менее, не смотря на все недостатки, на современном этапе существуют перспективы развития бизнеса, которые предусмотрены законами.

Первый и важным аспектом для развития бизнеса является принятие закона о поддержке малого бизнеса различными кредитными программами, субсидиями и льготами. Более того, очень важным есть то, что существует возможность получить грант.

Грант подразумевает под собой безвозмездные средства, которые выдаются предприятию на его развитие. Грант выдается, только в том случае, если ваш бизнес-план безупречен и имеет реальные перспективы. Важно знать, что гранты – это не кредиты, их не возвращают обратно.

Потребовать обратно могут сумму только в том случае, если ваш процесс бизнес плана не состоялся или в отчетности по растрате средств выделенных на развитие малого бизнеса есть несогласования в больших масштабах.

Перспективы развития малого бизнеса: можно ли сказать что-то определенно?

Как мы видим, возможности построения собственного бизнеса есть для этого необходимо немного терпения и идейности. Чего мы вам искренне желаем.

Олег Котолупов: Перспектива малого бизнеса в России?

То, что российская экономика находится в кризисной яме – очевидно для всех, за исключением властной элиты. В подтверждение сложившейся ситуации можно привести целый ряд фактов.

Перспективы развития малого бизнеса: можно ли сказать что-то определенно?

Остановимся лишь на некоторых.

Опросы показывают, что в настоящее время каждое десятое предприятие находится в предбанкротном состоянии и это притом, что уже сотни тысяч обанкротились. И каждое десятое предприятие планирует сокращение своих работников.

Вот тут бы государству уделить самое пристальное внимание малому бизнесу, так как это делают в других странах. Например, в Германии созданы территориальные центры, где начинающие предприниматели и уже функционирующие, которые столкнулись с проблемами, могут обратиться в центры за помощью (бесплатной) и консультацией.

Начинающим предпринимателям подскажут, какой бизнес в местных условиях более конкурентен, помогут оформить учредительные и банковские документы, предоставят на определенное время бесплатно необходимые площади с дальнейшим оформлением их в аренду и возможным выкупом.

Помогут с лизингом необходимого оборудования, с получением кредита, с организацией учета и отчетности и т.д. Государство таким предприятиям устанавливает примерно на 5 лет безналоговый или крайне низкий налоговый режим и ряд других преференций.

Государство ФРГ и многие другие страны, видят в малом бизнесе решение первоочередной задачи — обеспечение дополнительных рабочих мест, понимают, что успешный мелкий предприниматель создаст более-менее комфортные материальные условия для своей семьи и еще для нескольких семей своих сотрудников, снимая тем самым частично социальную нагрузку с государства. Следует отметить также, если ранее малый бизнес в Германии развивался в сферах торговли, услуг, туризма и т. д., то в настоящее время огромное количество малых предприятий функционирует в высокотехнологичном производстве и опять-таки в этом огромная заслуга государства, которое создает все необходимые условия для развития и экспорта высокотехнологичной продукции.

А как же чувствует себя малый бизнес у нас в России?

По данным «опоры России» за последние два года в стране ликвидировано более 200 тысяч малых торговых предприятий. Примерно такая же ситуация в других сферах.

В основном причины такой ситуации в малом бизнесе общеизвестны. Первоочередная причина – это снижение у населения России реальных доходов 6ой год подряд. Соответственно снижается спрос, в т.ч. на товары первой необходимости, падает товарооборот розничной торговли и объем услуг.

А именно в этих сферах функционирует большинство малых предприятий. Если другие государства видят основную цель малого бизнеса в создании дополнительных рабочих мест, то наше – в расширении базы налогообложения. И налоговые поборы государства просто душат малый бизнес.

Добавьте к этому неподъемные кредитные ставки банков. При рекламируемых ставках в 11-12%, фактически, с учетом страхования, ставки достигают 16-17% годовых. Какие доходы должны быть у малого бизнеса, чтобы перекрыть такие кредитные ставки.

Добавьте к этому коррупционные наборы и становится понятно, что в России, для малого бизнеса условия крайне неблагоприятные.

Об этом говорят и следующие показатели: малый и средний бизнес Китая и Индии составляет до 60% удельного веса ВВП этих стран. Для России такие показатели нереальны, так как структура экономики нашего государства резко отличается своей экспертно-сырьевой направленностью, в которой место малого бизнеса очень ограничено.

Но обеспечить вклад МСБ в ВВП Росси до 30% оптимально и реально.

Для этого государству необходимо пересмотреть свое отношение к МСБ как «дойной корове», а видеть в этом бизнесе своего партнера, который при нормальных условиях может взять на свои плечи часть социальной нагрузки государства и снизить социальную напряженность в обществе.

Вышеизложенные и другие причины бедственного положения малого бизнеса в России общеизвестны и лежат как бы на поверхности. В то же время имеются не менее негативные факторы, о которых эксперты и общество не очень информированы.

Речь идет о том, что примерно в последнее десятилетие произошли кардинальные изменения во властной вертикали, особенно на уровне регионов. Началось перераспределение властных полномочий в пользу более высоких этажей власти. Возможно, это осуществили из-за благих намерений, но результат вышел российский «хотели как лучше, а получилось как всегда!»

Застрельщиком этого движения стало столичное правительство. Если ранее при Лужкове властные полномочия распределялись примерно по степени важности стоящих перед властными структурами задач от низового уровня до верхнего иерархии Правительства Москвы, то при новом руководстве максимальное количество принимаемых решений перенесено с местного уровня на высшие этажи власти.

Ранее вход малому бизнесу, допустим на районный уровень, был вполне доступен и решение мелких проблем, в основном которыми болеет малый бизнес не бесплатно, но решалось «малой кровью». Государственная машина со скрипом, но двигалась.

В настоящее время вход на верхние этажи власти, где решается большинство проблем, малому бизнесу не по карману. Да «мелочь» туда никто не пустит, так как вход туда доступен только «крупняку».

Помается полу-бизнесмен, полу-пролетариат какое-то время в ожидании улучшения, которое было обещано с высоких трибун, да и примет решение о ликвидации, тем самым сократив средний класс и пополнит миллионы бедняков. Особенно это характерно для периферии.

Перспективы малого бизнеса в России туманны. Поймет правящий класс, что МСБ – это социальное благополучие миллионов людей и социально- политическая стабильность в стране, а не только налоговая база – малый бизнес будет надежным партнером государства, не поймет – социальная напряженность в стране будет только нарастать.

д. э. н., профессор, академик КАНКотолупов О.А.  д. с. н., профессор, академик КАН  Хриенко П.А.

Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Мартыненко, А. Г. Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации / А. Г. Мартыненко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/174/10532/ (дата обращения: 27.10.2020).



В данной статье рассмотрены перспективы малого предпринимательства в России в соответствии с разработанной Минэкономразвития Концепцией долгосрочного социально-экономического развития малого бизнеса к 2020 году. Данные показатели Концепции предусмотрены для субъектов малого предпринимательства.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, инновация, государство, инфраструктура.

Большую роль в экономике любого региона и страны в целом играет малый и средний бизнес. К малому предпринимательству относятся хозяйствующие субъекты, а именно юридические лица и индивидуальные предприниматели, в соответствии с Федеральным законом от 24.

07.2007 года № 209 — ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно данному закону определены основные критерии отнесения предприятий к малому или среднему предпринимательству, которые представлены в таблицы № 1.

Таблица 1

Основные критерии отнесения предприятий кмалому или среднему предпринимательству

Критерии Малый бизнес Средний бизнес
Численность работников на предприятии до 100 человек от 101 до 250 человек включительно
Объем выручки от реализации товаров или услуг без учета НДС 400 млн. руб. 1 млрд. руб.
Суммарная доля внешнего участия в уставном капитале не должна превышать 25 % не должна превышать 25 %
Читайте также:  Как лучше провести серию сделок?

В масштабах страны роль малого бизнеса нельзя недооценивать, так как малое и среднее предпринимательство являются важным фактором структурной модернизации экономики России.

Развитие малого и среднего бизнеса в долгосрочной перспективе предполагает значительную государственную поддержку, которая выражается в различных инвестиционных программах, налоговой и кредитной сфере.

В первую очередь к таким объектам относят различные инновационные предприятия и инфраструктурные объекты такие как, научные парки, венчурные и гарантийные фонды, кластеры, бизнес-инкубаторы и так далее.

  • Минэкономразвития России разработало Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Для субъектов малого бизнеса к 2020 году предусмотрены следующие достижения показателей, которые отвечают за инновационное развитие экономики:
  • – увеличение доли малого бизнеса в общем ВВП, до 30 %. На сегодняшний день данный показатель составляет 20 %;
  • – увеличение доли занятого населения Российской Федерации в сфере малого и среднего бизнеса до 60 % и 30 % от числа всего занятого населения. В 2015 году в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности занято 30,6 %;
  • – изменение отраслевой структуры малых и средних предприятий, а именно:
  • – снижение доли малых предприятий, которые заняты в сфере торговли до 20 %, но без сокращения их общей численности, а это в 2,5 раза по сравнению с 2007 годом;
  • – рост предприятий, которые заняты в сфере ЖКХ, здравоохранении, науке и информационных услуг до 50 %, а это в 12 раз больше по сравнению с 2007 годом;
  • – рост компаний, занятых в таких сферах, как строительство и обрабатывающая промышленность в 4–5 раз;
  • Все ориентиры, направленные на развитие малого и среднего бизнеса к 2020 году, сопоставимы со среднеевропейскими показателями и стимулируют общий рост числа субъектов предпринимательской деятельности, предположительно до 6 млн. [1]
  • Данные показатели социально — экономического развития могут быть достигнуты за счет основных действий государства по отношению к субъектам малого и среднего бизнеса. К приоритетным действиям нужно отнести:
  • – помощь в создании инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства, которые будут ориентированы на помощь вновь создаваемым субъектам малого предпринимательства;
  • – создание и реализация определенных мероприятий и программ поддержки конкурентоспособных и экспортно-ориентированных малых и средних предприятий;
  • – помощь институтам микрофинансирования и формирование благоприятных условий для их развития;
  • – формирование благоприятных условий для развития кредитования малого и среднего предпринимательства банками;
  • – совершенствование нормативной базы в целях снижения административных ограничений и барьеров для малого и среднего предпринимательства;
  • – реализация норм законодательства, которые определяют участие субъектов предпринимательства в государственных и муниципальных заказах;
  • – дать возможность реального доступа субъектам предпринимательства к недвижимому имуществу, которое находится в государственной собственности. [1]

За последний год проблемам и перспективам развития малого предпринимательства в Российской Федерации стало уделяться даже больше внимания, чем в предыдущие годы.

В основном такое внимание зависит от введения санкций в отношении России со стороны зарубежных компаний.

Но, как оказалось, созданные трудности не только приостановили развитие отечественного предпринимательства, в том числе малого бизнеса, а наоборот, даже подтолкнули к скорейшему восстановлению и совершенствованию.

  1. Основными перспективами развития предприятий малого бизнеса считаются цели, поставленные Правительством РФ на ближайшие годы. К ним отнесены реализация мер по созданию около 500 новых бизнес-инкубаторов, а также создание в каждом регионе страны:
  2. – гарантийного фонда на сумму не менее 100 млн руб.;
  3. – муниципальной инфраструктуры микрофинансирования субъектов малого бизнеса;
  4. – фонда инвестирования в малые и средние предприятия.

Чтобы создать вышеуказанные механизмы, правительству России необходимо использовать специальные инструменты в виде субсидирования проектов поддержания малого бизнеса страны.

Но также нужно учитывать то, что в настоящее время мировая экономика испытывает большое воздействие финансового кризиса.

В свою очередь кризис может повлиять на длительное замедленное развитие мировой экономики, характеризующегося повышенной инфляцией и конфликтами между новыми и старыми центрами сил, странами экспортерами продукции и сырья, и постиндустриальными экономиками.

Развивающие страны, наряду с большинством развитых экономик, также ощущают влияние кризиса. Конечно, в долгосрочной перспективе рост мировой экономике будет восстанавливаться, но если сравнивать с докризисным периодом, ее динамика будет подвержена циклическим колебаниям.

Количество инновационных предприятий в России, которые могут послужить мультипликаторами или основами распространения передового опыта и инновационной культуры, в настоящее время насчитывается от 1 000 до 2 000, а это порядка 0,1–0,2 % от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства. Если взять общую стоимость производимой данными предприятиями принципиально новой продукции и технологий, то она составляет примерно 15–20 млрд. рублей. [2]

По прогнозам и условиям Концепции предполагается увеличение доли субъектов малого и среднего бизнеса и должна составлять 15–20 %, как и в наиболее технологически развитых современных странах, например, в США и Японии. Данный прирост должен быть обеспечен за счет системной поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны государства, а также развитием инфраструктуры.

Общий оборот малого предпринимательства в Российской Федерации в 2015 году составил 2 477, 3 миллиарда рублей, это на 22,6 % выше показателя прошлого года. Также, если учесть инфляцию, то обороты малого бизнеса выросли на 12 %. [3]

Таким образом, можно утверждать, что уже сейчас прослеживается положительная динамика развития малого бизнеса в Российской Федерации, несмотря на существующие трудности в сфере бизнеса и мировой кризис.

Литература:

  1. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» Федеральные Государственные Образовательные Стандарты.- Режим доступа: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 28.02.2016)

Перспективы развития малого бизнеса в России в 2020 году

Аналитики предсказывают дальнейшее падение рубля в связи со снижением цен на нефть. Так что говорить о выходе экономики из кризиса к концу этого года и в следующем не приходится. Определенные надежды возлагаются именно на мелкий и средний бизнес как на основную движущую силу российской экономики. Так каковы перспективы развития малого бизнеса в России?

Что говорят эксперты

Доля мелкого и среднего бизнеса в общем ВВП страны составляет не более 20 %. Этого совсем недостаточно для того, чтобы сектор мог благотворно повлиять на общее состояние российской экономики.

Для сравнения: в европейских странах этот показатель выше в три-четыре раза. Поэтому прежде всего нужно заботиться о создании новых предприятий.

Но в условиях кризиса открывать предприятия, требующие специального оборудования и квалифицированного персонала, достаточно сложно. Гораздо проще организовать совсем небольшие, так называемые микропредприятия, занятые торговлей и оказанием услуг. Они и окупаются быстрее, и спрос на их продукцию более предсказуем.

Перспективы развития малого бизнеса в 2015 году связаны, таким образом, с ростом числа мелких предприятий: они будут играть не последнюю роль и в занятости населения.

К содержанию

Государственная поддержка

О том, что государство понимает всю важность развития небольших предприятий, говорят новые программы господдержки. Под конкретные бизнес-планы выделяются средства, аренда может быть предоставлена на льготных условиях (бизнес-инкубаторы).

Создаются различные структуры, цель которых – всячески поддерживать предпринимательство, например, специальные фонды, под поручительство которых можно брать кредиты. В этом смысле основные перспективы развития предприятий малого бизнеса неразрывно связаны с политикой, предпринимаемой государством.

К содержанию

Вывести из тени

По замыслу государства, помочь отечественной экономике должны не только свеженькие фирмы, но и имеющие опыт в работе нелегалы.

Ряд мер, принятых в прошлом году был направлен именно на легализацию уже существующих предприятий. По сведениям Росстата, это ни много ни мало, а пятая часть всех работающих предпринимателей.

Однако нововведения не дали ожидаемый эффект: платить налоги мелкие предприниматели не торопятся.

К содержанию

Конкретные шаги

В нормативную базу к 2015 году были внесены следующие изменения:

  • упрощена процедура регистрации;
  • ограничено количество проверок малого предпринимательства;
  • создан институт омбудсменов, защищающих права предпринимателей в банках;
  • увеличился максимальный размер доходов для перехода на упрощенную систему налогообложения;
  • малому и среднему бизнесу стали доступны заказы госзакупок.

К содержанию

Налоги и сборы

Но не только рука помощи протягивается к малым и средним предприятиям. Речь идет о введении новых налогов и сборов. Итак, какие новости:

  • В июле этого года в столичных регионах введен торговый региональный сбор, размер которого зависит от площади занимаемого помещения и стоимости патента на различные виды деятельности.
  • Повышены страховые взносы.
  • С января 2015 года предпринимателей, работающих по УСН и ЕНВД, обязали платить налог на недвижимое имущество. Ранее предприятия с указанными системами налогообложения этот налог не платили.
  • Введен обязательный электронный способ отчетности перед налоговой. Отчеты на бумаге теперь не принимаются. Данное требование расширило полномочия налоговых органов в плане проводимых проверок и запросов.
  • Изменение в миграционной политике также затронуло предпринимателей, точнее, их кошелек: платить страховые взносы за работающих иностранцев теперь обязательно, независимо от продолжительности контракта.
  • Теперь отменено положение, по которому предприниматель, в течение пяти лет арендовавший помещение, имел право на льготных условиях выкупить его.
Читайте также:  Как верно заполненить форму № Р14001 при выходе участника с долей 50% и распределении его доли 50%?

К содержанию

Ближайшая перспектива

Итак, государство планирует увеличение количества малых и средних предприятий и возлагает на этот сектор экономики определенные надежды. Но проводимая им политика не всегда последовательна. По данным статистики, в нашей стране большинство малых предприятий редко доживает до двух лет.

Чтобы мелкие предприятия радовали казну регулярными отчислениями, в первую очередь должны решаться стратегические проблемы развития бизнеса: предпринимательству нужны дешевые кредиты и невысокие налоги. Именно это позволит нашему бизнесу увидеть новые перспективы.

К содержанию

Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса: Видео

Перспективы развития малого предпринимательства в россии

Фатин Д.С.

Магистрант, Рязанский Государственный Университет им. С.А.Есенина

  • Перспективы развития малого предпринимательства в россии
  • Аннотация
  • В статье рассмотрены — перспективы развития малого бизнеса в России в соответствие с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной Минэкономразвития России, к 2020 году для субъектов малого предпринимательства,  предусматривающей достижение показателей, отвечающих инновационному варианту развития российской экономики.
  • Ключевые слова: предпринимательство, инновация, инфраструктура

Fatin D. S.

Undergraduate, The Ryazan State University of S. A. Yesenin

  1. PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA
  2. Abstract
  3. The article considers the prospects for the development of small business in Russia in accordance with the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation, developed by the Ministry of economic development of Russia to 2020 for small businesses, predusmatrivaetsya achievement indicators reflecting the innovative variant of development of the Russian economy.
  4. Keywords: business, innovation, infrastructure

Стабильное развитие сектора малого и среднего предпринимательства в долгосрочной перспективе предполагает значительную государственную поддержку (выраженную в виде инвестиционных программ, проектов, комплексной кредитной и налоговой политики), прежде всего, малых и средних инновационных предприятий и соответствующих инфраструктурных объектов – кластеров, бизнес-инкубаторов, технопарков, научных парков, венчурных фондов, гарантийных фондов, фондов прямых инвестиций и т.д.

В соответствие с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной Минэкономразвития России, к 2020 году для субъектов малого предпринимательства предусматривается достижение следующих показателей, отвечающих инновационному варианту развития российской экономики:

  • доля малого бизнеса в общем ВВП – 30% (доля малого и среднего бизнеса в общем ВВП – 50%);
  • увеличение доли малого бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства до 80% (доля малого и среднего бизнеса – 90%);
  • увеличение доли занятых в сфере малого и среднего бизнеса до 60% населения Российской Федерации и до 30 % от числа всего занятого населения (доля малого и среднего бизнеса – 50%);
  • изменение отраслевой структуры малых и средних компаний, в том числе:
  • сокращение относительной доли малых предприятий, занятых в сфере торговли – до 20% (в 2,5 раза по сравнению с 2007 годом), без сокращения их общей численности;
  • рост числа предприятий, занятых в сфере здравоохранении, ЖКХ, информационных услугах, науке – до 50% (в 12 раз по сравнению с 2007 годом);
  • рост компаний, занятых в строительстве и обрабатывающей промышленности – в 4-5 раз (от 130 тысяч до 500 тысяч компаний).

Такие ориентиры направлены на обеспечение к 2020 году сопоставимых со среднеевропейскими показателей развития малого и среднего предпринимательства, что предполагает стимулирование роста общего числа субъектов предпринимательской деятельности – до 6 млн.[1]

Данные показатели социально-экономического развития должны быть достигнуты за счет следующих приоритетных действий государства в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • содействие созданию инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства, ориентированных на помощь вновь создаваемым субъектам малого предпринимательства;
  • реализация специальных программ поддержки конкурентоспособных, экспортно-ориентированных МСП;
  • поддержка институтов микрофинансирования и формирование благоприятных условий для их развития;
  • формирование институциональных условий для развития кредитования предпринимательства банковскими учреждениями;
  • дальнейшее развитие системы бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей и инновационных МСП, а также повышение эффективности бизнес-инкубаторов с учетом сопряженных сфер (секторов), например, потребительского рынка;
  • совершенствование нормативной правовой базы в целях сокращения административных ограничений и барьеров для предпринимательской деятельности;
  • реализация норм законодательства, определяющих участие субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных заказах;
  • повышение возможности реального доступа субъектов малого предпринимательства к недвижимому имуществу, находящемуся в государственной и муниципальной собственности.

К целям, поставленным Правительством Российской Федерации на первом этапе инновационного развития (2008 – 2012 гг.) относятся:

  1. создание не менее 500 бизнес-инкубаторов;
  2. наличие в каждом субъекте РФ:
  • гарантийного фонда объемом не менее 100 млн. рублей;
  • муниципальной инфраструктуры микрофинансирования;
  • фонда прямых инвестиций в средние компании (с количеством занятых до 250 человек).[2]

Инструментом Правительства Российской Федерации для создания указанных механизмов поддержки выступит субсидирование региональных программ поддержки малого предпринимательства.

Вместе с тем, необходимо учитывать то, что в настоящее время мировая экономика испытывает воздействие глубокого финансового и циклического кризиса.

Наряду с большинством развитых экономик влияние кризиса ощущают и развивающиеся страны.

В долгосрочной перспективе вероятно восстановление роста мировой экономики, но по сравнению с докризисным периодом ее динамика будет более подвержена циклическим колебаниям.

При благоприятном сценарии развития экономики среднегодовые темпы прироста мирового ВВП за 2010-2015 гг. в основном варианте прогноза составят 4-4,2%, за 2016-2010 гг. – 2,7%, по сравнению с 3,9% в 2001-2006 гг. и 3,3% в 1991-2000 годах.

В то же время, нынешний кризис мировой экономики может открыть полосу длительного замедленного развития мировой экономики, характеризующегося повышенной инфляцией и острыми конфликтами между новыми и старыми центрами сил, странами экспортерами индустриальной продукции и сырья, и постиндустриальными экономиками.

По оценкам экспертов, в общем числе субъектов малого предпринимательства в 2008 г. доля предприятий, связанных с инновационной деятельностью, наукой и научным обслуживанием, составляет от 3% до 5%, т.е. от 30 тыс. до 55 тыс.

Число реальных («урожайных») малых и средних инновационных предприятий в Российской Федерации, которые могут служить своего рода мультипликаторами или ядрами распространения передового опыта, (в том числе инновационной культуры), насчитывается от 1 тыс. до 2 тыс., т.е. порядка 0,1-0,2% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства. Общая стоимость производимой ими принципиально новой продукции и технологий составляет примерно 15-20 млрд. руб.

Прогнозы и сценарные условия Концепции предполагают рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 6 млн. субъектов. Причем, доля инновационных малых и средних предприятий разного типа, в том числе старт-апов, «посевных», «прорывных», «модельных» «мультипликаторов» и т.д.

должна составлять, как и в наиболее технологически развитых современных странах (например, в США, Японии), не менее 15-20%.

Такой прирост должен быть обеспечен системной поддержкой малого и среднего предпринимательства со стороны государства, развитием инфраструктуры, включая особые внедренческие и инновационные зоны.

Для обеспечения модернизационно-инновационного рывка в 2012-2015 гг. общее число субъектов МСП должно составить не менее 4,5-5 млн., при этом доля инновационных и инфраструктурных субъектов малого и среднего предпринимательства при указанном сценарии развития должна быть около   8 – 10%.[3]

Согласно предварительным прогнозам численность среднего класса в России к 2020 г. достигнет порядка 60% населения.[4] К ним будут относиться, в основном, люди, так или иначе связанные с малым и средним предпринимательством, прежде всего  – инновационного профиля.

Инерционный сценарий развития малого предпринимательства по сравнению с данными 2010 года показал, что среднегодовой темп увеличения количества субъектов предпринимательства в 2011 составил 5,2% (в основном за счет роста числа индивидуальных предпринимателей), а  их оборот подрос на 22,6 %. Если говорить о числе малых компаний на сто тысяч жителей, то данный показатель подрос до 161,6 единиц, что на 6,9 единицы больше показателя годичной давности.

Общий оборот малых компаний России на первое апреля 2011 года составил 2 477,3 миллиарда рублей. Это на 22,6 % выше показателя прошлого года. Если учесть инфляцию, то обороты малого бизнеса выросли на 12 %.[5]

Таким образом, можно констатировать, что уже сейчас прослеживается положительная динамика развития малых предприятий в России несмотря на еще существующие трудности в бизнес-среде.

[1] «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» Федеральные Государственные Образовательные Стандарты . – Режим доступа: http://standart.edu.ru/

[2] см. там же

[3] см. там же

[4] Издание Правительства Российской Федерации, официальный публикатор документов – «Российская газета». – Режим доступа: http://www.rg.ru/2008/03/04/srednii-klass.html

[5] Интернет-издание о бизнесе и технологиях. – Режим доступа: http://www.equipnet.ru/articles/gover/gover_905.html

Литература

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *