Разработаны правила подачи апелляционной жалобы в ФНС через интернет

Разработаны правила подачи апелляционной жалобы в ФНС через интернет Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года

Налоговики приписали лишнего? Внеплановая проверка была проведена с серьезными нарушениями? Или незаконно доначислили налог, насчитали пеню и назначили штраф? Что ж, пора перестать выбирать «тактику страуса», прекратить «засовывать голову в песок» и начать действовать! Если действия налоговиков действительно незаконны, шансы на успешное обжалование весьма и весьма высоки. Правда, при условии соблюдения всех процессуальных особенностей.

Все дело в том, что по подачи судебной жалобы отдельные споры граждан с налоговыми органами должны быть рассмотрены в досудебном порядке. И только потом, если досудебный порядок результатов не даст, можно обращаться в суд. В каких случаях можно подать в суд на налоговую, и что это за такой досудебный порядок? Рассказываем обо всем по порядку.

Вообще, есть масса оснований, чтобы подать на налоговую инспекцию в суд. Это могут быть как ненормативные акты, изданные ИФНС, так и действия/бездействия инспекторов. В том числе, выраженные в:

  • отказе в возврате излишне уплаченного налога, процентов на сумму излишне взысканного налога;
  • принятии решения об остановке операций по счетам;
  • направлении требования о доплате налога, уплате пеней и штрафов;
  • принятии решения о взыскании налога без должных на то оснований;
  • отказе в регистрации юр. лица или ИП, предъявлении непредусмотренных законом требований;
  • действиях по истребованию у налогоплательщика документов;
  • действий по осмотру помещений налогоплательщика;
  • отказе в предоставлении налогового вычета и в иных случаях.

В общем, любое действие/бездействие/ненормативный акт можно обжаловать, если он, по мнению налогоплательщика, нарушает его права и законные интересы. Но для начала придется подать жалобу в вышестоящий орган – законодательство предусматривает обязательный досудебный порядок обжалования действий и решений налоговиков (п. 2 ст. 138 НК).

Досудебное урегулирование конфликта

Досудебное урегулирование споров с налогоплательщиками осуществляется путем обжалования решений и действий в вышестоящий налоговый орган. Налогоплательщик может обжаловать их путем подачи (п. 1 ст. 138 НК):

  1. Апелляционной жалобы. Она подается при обжаловании не вступивших в силу решений инспекции о привлечении налогоплательщиков к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Разработаны правила подачи апелляционной жалобы в ФНС через интернет

Образец апелляционной жалобы в ФНС

complaint_appeal_expl.doc ≈ 31 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

  1. Жалобы. Она подается на вступившие в силу ненормативные акты ИФНС, действия и бездействия инспекторов, если, по мнению налогоплательщика они нарушают его интересы.

Разработаны правила подачи апелляционной жалобы в ФНС через интернет

Образец жалобы в ФНС

complaint_action_expl.doc ≈ 29 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

Подавать их необходимо в вышестоящий налоговый орган. Например, если обжалуется решение районной ИФНС, жалоба подается в ИФНС субъекта. Но, через ИФНС, решения которой обжалуются. Впоследствии она в течение трех дней перенаправляет жалобу в ответственный орган.

Жалоба подается в ИФНС в письменной или электронной форме. Подать ее можно на личном приеме, направить по почте либо подать удаленно – через портал Госуслуг или личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

На подачу жалобы у налогоплательщика есть 12 месяцев с момента, как он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК).

Апелляционную жалобу можно подать только до момента, пока обжалуемое решение не вступило в силу (п. 2 ст. 139.1 НК).

Решение по жалобе на привлечение налогоплательщика к ответственности принимается в течение месяца. По всем остальным жалобам срок рассмотрения – 15 дней (п. 6 ст. 140 НК). Если за это время решение по жалобе не будет принято или она будет оставлена без удовлетворения, можно подавать жалобу на налоговую инспекцию в суд.

Как составить иск к ИФНС?

Разработаны правила подачи апелляционной жалобы в ФНС через интернет

Обращение в суд в части обжалования решений и действий ИНФС оформляется в виде:

  • административного иска, если заявителем является гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя;
  • заявления об оспаривании ненормативного акта или действия/бездействия, если заявитель – ИП, юр. лицо, и жалоба вытекает из административных правоотношений.

Состав таких исков к налоговой инспекции в суд идентичный (за исключением ссылок на НПА), рассматривать их по отдельности нецелесообразно. Указанные заявления в любом случае должны соответствовать требованиям ст. 199 АПК, ст. 220 КАС, и содержать:

  • наименование суда, в который подается заявление;
  • наименование заявителя, его адрес и контактные данные;
  • наименование административного ответчика, органа ИФНС, должностного лица, чьи действия и решения обжалуются;
  • обстоятельства, при которых было принято обжалуемое решение;
  • название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
  • права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
  • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;
  • перечень приложенных документов.

Составить заявление самостоятельно не так и сложно, как может показаться на первый взгляд. В качестве шаблона можно использовать представленный ниже образец. А если опыта составления таких документов недостаточно, вы всегда сможете заказать заявление у профессиональных юристов.

Разработаны правила подачи апелляционной жалобы в ФНС через интернет

Образец заявления об оспаривании ненормативного акта ФНС

образец иска в АС.docx ≈ 8 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

Какие документы приложить?

К заявлению необходимо приложить комплект документов, обосновывающих его содержание. Традиционно в комплект документов входит:

  • копия обжалуемого решения + копия акта проверки, если она проводилась + приложения к акту;
  • копия решения ИФНС о проведении проверки;
  • копия жалобы, апелляционной жалобы, поданной в досудебном порядке;
  • копия решения, принятых по жалобе, апелляционной жалобе;
  • свидетельство о госрегистрации в качестве ИП, юр. лица;
  • документ об отправке копии заявления ответчику;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Как, куда и когда подать?

Заявления и административные иски подаются:

  • в арбитражный суд по месту нахождения налогового органа, чье решение обжалуется, если заявитель – ИП или юр. лицо;
  • в районный суд по месту нахождения налогового органа, если заявитель – физлицо без статуса ИП.

Заявление можно подать лично в компетентный суд, направить его почтовым отправлением с уведомлением о вручении или подать в электронной форме, вместе с прилагаемыми документами через личный кабинет в информационной системе «Мой арбитр». Административный иск можно подать в электронной форме только при наличии соответствующего функционала на сайте компетентного суда.

Заявление или административный иск можно подать в суд в течение 3 месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и законных интересов решением налогового органа (п. 4 ст. 198 АПК, ст. 219 КАС).

Госпошлина

При подаче заявления в арбитражный суд заявитель должен уплатить госпошлину в размере 300 рублей для граждан и 3 тыс. рублей для организаций (пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК). При подаче административного иска госпошлина составит, опять же, 300 рублей (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК).

Порядок и сроки рассмотрения заявления

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 3 месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд (п. 1 ст. 200 АПК). Срок рассмотрения административных исков меньше и составляет не более 1 месяца (п. 1 ст. 226 КАС). Естественно, у судов есть возможность при необходимости продлить эти сроки.

Если судья принимает заявление к рассмотрению, он обязательно должен уведомить заявителя о времени и месте, где будет проходить суд с налоговой инспекцией. Те вправе посетить заседание, но их неявка не будет основанием для нерассмотрения заявления. В судебном заседании суд (п. 4 ст. 200 АПК, п. 8 ст. 226 КАС):

  • осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту;
  • устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие);
  • устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как правило, в судебной практике по спорам с налоговиками суды не связывают себя доводами, изложенными в заявлении, и полноценно проверяют законность решений и действий служащих ИФНС.

Если в результате выясняется, что решение, действие или бездействие не соответствуют закону, суд признает их неправомерными и отменяет все правовые последствия, которые наступили в их результате.

Копии решения направляются сторонам в течение 5 дней арбитражным судом, и в течение 3 дней судом общей юрисдикции.

Возникли сложности? Решить их помогут наши юристы!

Разработаны правила подачи апелляционной жалобы в ФНС через интернет Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Электронная жалоба в ФНС: новый формат общения с компаниями

Разработаны правила подачи апелляционной жалобы в ФНС через интернет

Государственные структуры также шагают в ногу со временем. Новшества коснулись и Налоговой службы. Ранее активно внедрялась сдача деклараций в электронном формате. Теперь же высокие технологии коснулись не только отчетности, но и способа подачи жалоб. Поэтому рассмотрим, что такое электронная жалоба в ФНС, как ее оформить и подать?

Еще с прошлого года у граждан РФ появилась возможность подавать жалобу не только в бумажном варианте, но и в электронном. Для этого нужно зайти на официальный сайт налоговой службы и пройти в личный кабинет. Еще один вариант – электронная подача с помощью ТКС. Все перечисленные способы являются вполне законными и описаны в статьях Налогового Кодекса.

Читайте также:  Нужна ли ккт по оквэд: 68.20 и 55.20, а также при сдаче своего жилья в наем на долгосрочный период?

Нововведения при подаче электронной жалобы в ФНС

Налоговыми структурами был подготовлен специальный акт, который установил формат обращения как электронный. Решение по апелляционной жалобе также может прийти по электронной почте.

  • Кроме этого был разработан специальный бланк для подобных заявок и утверждена подача и порядок получения решений по жалобе по ТКС и в электронном формате.
  • Юридическое лицо имеет право пользоваться интернетом для подачи обжалований актов налогового органа и жалобы на бездействие либо неправомерные действия какого-либо должностного лица.
  • Как оформлять электронную жалобу по новым правилам?

В любой непонятной ситуации следует обращаться к Налоговому кодексу. Прежде всего, нужно привести веские доводы относительно того, что права компании были нарушены сотрудниками ФНС. Обосновать свои требования стоит грамотно. Стоит отметить, что количество символов в указанной графе электронной жалобы весьма ограничено. Их всего 2000.

Чтобы написать жалобу нужно обрисовать возникшую ситуацию в специально отведенной для этого графе. Когда информация слишком объемна, советуем ограничиться лишь краткими доводами. Не стоит беспокоиться. Полный текст можно приложить к электронной жалобе отдельным файлом, то есть его скан-образом.

В изменившейся форме теперь нет отдельного поля для указания способа получения ответа, поэтому при желании, налогоплательщик может указать это в самом тексте обращения.

Основания для отказа.

Перечень законных оснований, который и раньше был немалый, на сегодняшний день значительно расширили. Раньше заявка могла быть не принята, если заявитель забыл поставить свою подпись, или же подача жалобы проводиться им не в первый раз.

Новые поводы не удовлетворять жалобу:
-документ не содержит нужных реквизитов – это номер и дата решения налоговой проверки, ее правильно название;
-отсутствует конкретика, с чем именно не согласен заявитель – с конкретным действием ревизора, напротив – бездействием;
-если вышестоящая налоговая структура получит от представителей предыдущей инспекции уведомление о том, что допущенная ими оплошность устранена.

Также в ситуации, когда вышестоящая налоговая инстанция выявила несоответствие в предоставленных сведениях и материалах, их расхождение у подателей жалобы и нижестоящих налоговых инспекторов, может произойти разговор с подателем апелляции или обычной жалобы. Время и место встречи должно быть определено заранее, и об этом заявитель должен обязательно получить уведомление.

Предмет налоговой жалобы.

Новая разработанная форма содержит такие элементы (предметы) обжалования:
-неправомерное решение налогового инспектора;
-уведомление;
-требование уплатить налоги;
-прочие документальные подтверждения действий (бездействия) представителей территориальной налоговой службы.

Предмет обжалования должен обязательно указываться в электронном документе. Также должны вписываться реквизиты и доводы юридического лица как именно налоговая служба нарушила его права. Стоит отметить, что нововведения и улучшенная форма заявления призваны упростить взаимодействие предпринимателей с налоговиками и возможно поможет добиться восстановления справедливости.

Как видим, электронная жалоба в ФНС, получила некоторые отличия.

https://codexlaw.ru/

Как подать жалобу в налоговый орган через ТКС?

Налогоплательщики могут направлять жалобы на решения и действия налоговиков с помощью телекоммуникационных каналов связи теперь на всей территории страны

Разработаны правила подачи апелляционной жалобы в ФНС через интернет

Теперь налогоплательщики могут подать досудебные (административные) жалобы на решения налоговых органов и действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящие налоговые органы, а также получить ответы на них посредством телекоммуникационных каналов связи (ТКС).

ТКС – это специальное программное обеспечение, которое позволяет налогоплательщикам предоставлять налоговую отчетность и пользоваться доступом к таким услугам ФНС, как получение справок о состоянии расчетов, об исполнении налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, актов сверки расчетов налогоплательщика и т.п. Например, 1С, СБиС и др.

С 1 мая 2020 г. проект по подаче жалоб с помощью ТКС был запущен в Москве, Санкт-Петербурге, Волгоградской и Нижегородской областях, Республике Алтай, на базе межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 и по Сибирскому федеральному округу. С 7 августа такая возможность появилась у налогоплательщиков на всей территории страны, как следует из сообщения ФНС.

Направить жалобу по ТКС могут налогоплательщики – юридические лица, индивидуальные предприниматели и иные физические лица, у которых есть программное обеспечение, предоставляемое доверенными операторами электронного документооборота. Список операторов размещен на сайте ФНС.

Через ТКС можно подать жалобу на все акты налоговых органов ненормативного характера, а также действия или бездействие их должностных лиц, которые могут быть обжалованы в соответствии со ст. 137 НК РФ.

В частности, через ТКС можно обжаловать:

  • решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • налоговое уведомление;
  • требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов.

Приказом ФНС от 20 декабря 2019 г. № ММВ-7-9/645@1 предусмотрены:

О порядке и способах подачи жалобы, ее рассмотрении, вынесении решения и возможных последствиях подробнее можно узнать на сайте ФНС в разделе «Подача жалобы».

По итогам рассмотрения жалобы, поданной через ТКС, вышестоящий налоговый орган, согласно ст. 140 НК РФ, вправе принять одно из следующих решений:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа ненормативного характера;
  • отменить решение налогового органа полностью или в части;
  • отменить решение налогового органа полностью и принять по делу новое решение;
  • признать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение по существу.

Нужно понимать, что ничего принципиально нового проект по подаче жалоб не привнес. Возможность обжалования актов и действий налоговых органов, его порядок и последствия установлены Налоговым кодексом. Запуск проекта лишь увеличил количество способов обжалования.

Ранее налогоплательщики могли подавать жалобы при личном обращении в налоговую инспекцию, по почте и в электронной форме через личный кабинет на сайте www.nalog.ru. Теперь же это можно сделать и через ТКС. То есть налогоплательщики получили дополнительную возможность обжалования из любого места в любое время суток без выходных.

Это особенно актуально во время пандемии, поскольку исключает необходимость личного обращения в канцелярию налогового органа или почтовое отделение и к тому же экономит время.

Ну а если ответное решение, полученное после подачи жалобы, вас не удовлетворило, помните: вы вправе в судебном порядке обжаловать его или действия налогового органа.

(27 июля премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление об эксперименте, в рамках которого предприниматели смогут в досудебном порядке обжаловать решения надзорных органов через Портал госуслуг.

Подробнее об эксперименте читайте в статье «Юрлица и ИП смогут обжаловать решения контролирующих органов без суда», а о его возможных недостатках – в новости «В России проведут эксперимент по досудебному обжалованию решений контрольно-надзорных органов»).

1 Приказ ФНС России от 20 декабря 2019 г. № ММВ-7-9/645@ «Об утверждении формы жалобы (апелляционной жалобы) и порядка ее заполнения, а также форматов и порядка представления жалобы (апелляционной жалобы) и направления решений (извещения) по ним в электронной форме».

Как подать жалобу (апелляционную жалобу) в налоговую с 2020 года

Приказом от 20 декабря 2019 года № ММВ-7-9/645 ФНС России утвердила с 2020 года форму жалобы (апелляционной жалобы) на ИФНС в вышестоящий налоговый орган. Помимо прочего, этот документ устанавливает, как подать жалобу в налоговую по электронным каналам (ТКС). В этой статье раскрываем новый порядок.

Также смотрите:

Этот вопрос регламентирует ст. 139 и 139.1 Налогового кодекса РФ.

ВИД ЖАЛОБЫ КОГДА МОЖНО ПОДАТЬ
Просто жалоба (на вступивший в силу акт налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц) Общий срок – в течение 1 года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

  • Жалоба на вступившее в силу решение ИФНС о привлечении или отказе в привлечении к налоговой ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, – в течение 1 года со дня вынесения.
  • Жалоба в ФНС – в течение 3-х месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).
  • В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен.
Апелляционная жалоба (на не вступившее в силу решение ИФНС о привлечении или отказе в привлечении к налоговой ответственности) До дня вступления в силу обжалуемого решения

Отметим, что указанные нормы распространяются и на обычную письменную, и на электронную жалобу на ИФНС в вышестоящий налоговый орган (обычно это УФНС по региону).

Порядок подачи жалобы

О том, как обратиться в налоговую инспекцию с жалобой на решение/действия/бездействие, говорит разд. II упомянутого приказа ФНС от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645.

  1. Процедура направления жалобы в налоговый орган в электронной форме по ТКС следующая.
  2. Жалобу формируют в электронной форме, подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью подающего жалобу и направляют по ТКС в налоговый орган, ненормативные акты, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются.
  3. Подаёт жалобу представитель, вместе с ней по ТКС в налоговый орган направляют информационное сообщение о представительстве в налоговых отношениях в электронной форме.
  4. Подавший жалобу в течение 1 рабочего дня с даты её отправки в электронной форме по ТКС должно получить:
  1. подтверждение даты отправки электронного документа;
  2. квитанцию о его приеме (или уведомление об отказе в приеме электронного документа), подписанную усиленной квалифицированной подписью ИФНС.
  • Естественно, при получении уведомления об отказе в приеме подавший жалобу в случае устранения ошибок, указанных в этом уведомлении, вправе снова подать жалобу.
  • При получении жалобы в электронной форме по ТКС и отсутствии оснований для отказа в её приеме налоговый орган в течение 1 рабочего дня с даты получения формирует квитанцию о приеме электронного документа, которую подписывает усиленной квалифицированной подписью и направляет подавшему жалобу.
  • А при наличии оснований для отказа в приеме жалобы, ИФНС автоматически формирует уведомление об отказе, которое подписывает так же, и направляется подавшему жалобу.
Читайте также:  Как проверить своего работодателя на отчисления налогов? Какие документы/справки стоит запрашивать?

Как написать жалобу в налоговый орган через интернет

Причин для направления жалобы в налоговый орган может быть множество. Жалобу может направить как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, так и физическое лицо.

Это может быть как решение по проверки, так и, например, бездействие ИФНС в некоторых случаях. Один из способов направления жалобы – подать ее на сайте ФНС РФ www.nalog.

ru через сервис «подача жалобы в налоговые органы».

Требования к форме и содержанию жалобы установлены в статье 139.2 НК РФ.

В данной статье указывается, что жалоба подается в письменном виде. Подписать жалобу должно либо лицо, обратившееся с жалобой, либо его представитель.

Жалоба может быть отправлена в ИФНС в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) или через личный кабинет налогоплательщика.

В жалобе должны быть обязательно указаны:

  1. данные физического лица (фамилия, имя, отчество, место жительства физического лица) или организации (наименование и адрес организации)
  2. документ (например, акт проверки) или ситуация (действие или бездействие налогового органа) в отношении которого подается жалоба
  3. наименование ИФНС в отношении которой подается жалоба
  4. законодательные (нормативные) основания, по которым нарушены права налогоплательщика (по его мнению)
  5. конкретные требования лица налогоплательщика, обратившегося с жалобой
  6. способ получения ответа (решения) по жалобе. Возможны варианты получения ответа в бумажном виде в ИФНС, а также в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика
  • Если жалобу подает представитель налогоплательщика, вместе с жалобой должна быть представлена доверенность, подтверждающая полномочие представителя.
  • Доверенность на представителя физического лица должна быть заверена нотариально.
  • Если у подающего жалобу есть документы, подтверждающие его требования, такие документы необходимо приложить к жалобе ( статью ⇒ Налог на имущество через интернет).

Порядок действий при подаче жалобы через интернет

Сначала рассмотрим порядок действий по подаче жалобы через интернет, который предлагает сайт ФНС РФ:

  1. Зайти на сайт ФНС РФ nalog.ru. Выбрать статус обращающегося – физическое лицо / индивидуальный предприниматель / юридическое лицо.
  2. Выбрать из открывшегося списка в средней части экрана «подача жалобы в налоговые органы».
  3. В открывшемся окне предусмотрены ссылки по наиболее часто встречающимся ситуациям:
  • подать жалобу на действия/бездействие налоговых органов.

Во вновь открывшемся окне будет можно ознакомиться с требованиями по оформлению жалобы, а также способы (в канцелярию или окно в ИФНС, по почте, по ТКС, через личный кабинет налогоплательщика) и варианты ее подачи (лично или через представителя).

  • обжаловать решение по налоговой проверке

Здесь Вы узнаете о видах жалоб (апеляционная жалоба и жалоба), ознакомитесь со сроками их подачи и рассмотрения и сможете скачать образцы жалоб. Хотя правильнее, на наш взгляд, было бы назвать доступные для скачивания бланки образцами форм жалоб.

  • обратиться по иному вопросу

В этом сервисе появится форма для заполнения:

  • обращений в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
  • запросов о предоставлении информации в соответствии с Федеральным законом от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В данный блок можно попасть и с главной страницы сайта ФНС РФ (электронный сервисы, «обратиться в ФНС России».

  • не удалось решить проблему с помощью возражений и жалоб, мои дальнейшие действия.
  1. В данном блоке налогоплательщик сможет ознакомиться с порядком обращения в судебные органы в случае, когда обращения в ИФНС не принесли желаемого результата.
  2. Необходимо отметить, что данные «часто встречающиеся ситуации» будут одинаковыми для всех категорий налогоплательщиков.
  3. Особенности подачи жалобы через личный кабинет налогоплательщика
  4. Подать жалобу через личный кабинет налогоплательщика довольно просто:
  • зайти в личный кабинет налогоплательщика
  • выбрать «обратная связь»
  • выбрать пункт по направлению соответствующей жалобы
  • откроется страница, на которой необходимо заполнить всю требуемую информацию (что необходимо указать в жалобе, мы рассмотрели в начале данной статьи).

Все поля, помеченные красной звездочкой обязательны для заполнения ( статью ⇒ Сдача отчетности через интернет).

Заполнение формы на сайте ФНС в разделе «обратиться по иному вопросу»

В форме обращения для юридического лица по иному вопросу на сайте ФНС РФ немного больше полей.

Дополнительно придется указать:

  • место работы обратившегося (заполнившего форму)
  • ОГРН юридического лица:
  • ИНН юридического лица:
  • должность, фамилию/имя/отчество лица, заполнившего обращение
  • контактный телефон
  • в какие государственные органы уже обращались по рассматриваемому вопросу
  • адрес электронной почты

Форма для обращения физического лица аналогичная

Ответы на распространенные вопросы

  • Вопрос № 1:
  • Может ли налогоплательщик, подавший жалобу, представить дополнительные документы?
  • Ответ:
  • Да, если решение по жалобе еще не принято, налогоплательщик может представить дополнительные документы, подтверждающие его требования.
  • В таком случае нужно представить пояснения, почему указанные документы не были представлены налогоплательщиком ранее.
  • Вопрос № 2:
  • Можно ли отозвать ранее поданную жалобу?
  • Ответ:

Да, если решение по жалобе еще не принято, налогоплательщик может отозвать жалобу полностью, либо отказаться от части требования по жалобу.

В этом случае необходимо отправить письменное заявление в ИФНС, рассматривающую поданную жалобу.

  1. При этом следует помнить, что в случае отзыва жалобы, у налогоплательщика уже не будет права повторно обратиться с аналогичной жалобой по тем же основаниям.
  2. Вопрос № 3:
  3. Какие именно действия или бездействия налоговых органов могут быть обжалованы?
  4. Ответ:

Ответ на этот вопрос размещен на сайте ФНС РФ, в котором указывается, что налогоплательщики и налоговые агенты могут обжаловать, например, какие-либо действия ИФНС в рамках налоговой проверки, в том числе при проведении осмотра, выемки документов, при вскрытии помещений и хранилищ, при доступе на территорию налогоплательщики и т.п.

Бездействием ИФНС может быть признано, например, в случае неосуществление зачета, невозврата суммы излишне взысканного налога, невозврата излишне уплаченной суммы налога, непредставление налогоплательщику ответа на его письменное обращение и т.п.

Обжалование решений налоговых инспекций. Практика применения обязательной досудебной процедуры

17.06.2009

Примерное время чтения: 13 мин.

Обжалование по желанию компании в административном порядке решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с 2009 года стала обязательной процедурой досудебного урегулирования споров (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Обращение компании в суд за защитой своих прав без соблюдения такого порядка  служит основанием для оставления заявления без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ), а в случае, если это обстоятельство будет установлено после принятия заявления к производству — для оставления его без рассмотрения (ч. 2 ст.

148 АПК РФ).

В настоящей статье мы разберем основные вопросы практического применения п. 5 ст. 101.2 НК РФ.

Досудебное обжалование обязательно не для всех решений

Обязательному досудебному порядку обжалования подлежат не все ненормативные акты налоговых органов.

Такой порядок распространяется только на два вида решений, а именно – решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Специалисты сходятся во мнении, что досудебной процедуре обжалования подлежат только такие решения, в которых отражены нарушения, установленные статьями 120, 122, 123 НК РФ[1].

Поскольку выявление предусмотренных указанными статьями нарушений возможно в ходе налоговых проверок, то можно заключить, что рассматриваемый порядок применятся только к решениям о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, выносимым по результатам проверок. О правомерность данного вывода также свидетельствуют взаимосвязь положений п.9 ст. 101 и п. 2 ст. 101.2 НК РФ об апелляционном порядке обжалования актов налоговых органов.

Следует отметить, что нарушения налогового законодательства могут быть выявлены налоговым органом и зафиксированы в соответствующем решении также вне рамок проверок. Такие нарушения не связаны с правильностью исчисления налоговой базы и уплаты налогов, но препятствуют осуществлению налогового контроля.

Например, нарушение установленных сроков для представления сведений об открытии и закрытии банковского счета или неподача декларации (ст. 118, 119 НК РФ соответственно). По решениям о таких нарушениях апелляционный порядок обжалования не установлен и применяется иной специальный порядок производства (ст. 101.

4 НК РФ)

Таким образом, по-прежнему без предварительного административного обжалования компания может обращаться в суд за защитой своих прав, нарушенных следующими ненормативными актами налоговых органов:

  • решением о привлечении к ответственности по ст.ст. 116-119, 124-129, 129.1, 129.2 НК РФ;
  • решением об отказе в возмещении НДС;
  • решением об отказе в зачете или возврате излишне уплаченного (взысканного) налога;
  • решением о наложении ареста на имущество налогоплательщика;
  • решением о взыскании налога, пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах в банке, а также за счет имущества налогоплательщика;
  • решением о приостановлении операций по банковским счетам.  

Варианты обжалования решений

Существует две возможности административного обжалования решений: в порядке апелляционного производства или в общем порядке. Применение того или иного варианта зависит от того, вступило решение в законную силу или нет. При этом будут различаться процедура и последствия обжалования.

Читайте также:  Нужно ли платить торговый сбор, если склад, где хранится товар, находится в Москве?

Решение, принятое по результатам проверки вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения компании (п. 9 ст. 101, п.6 ст. 6.1 НК РФ). В течение указанного периода времени решение считается невступившим в силу и может быть обжаловано в апелляционном порядке (п. 2 ст. 101.2, п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалоба на вступившее в законную силу решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Преимущества обжалования невступивших в силу решений (апелляционное обжалование)

При подаче апелляционной жалобы вступление в силу обжалованного решения откладывается  до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2 НК РФ).

  По общему правилу такое решение принимается в течение месяца со дня подачи жалобы, но указный срок может быть продлен не более чем на 15 дней (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Такая отсрочка вступления решения в силу означает отсрочку возможного принудительного взыскания доначисленых сумм.

Дело в том, что решение подлежит исполнению со дня вступления в силу (пп.1ст. 101.3 НК РФ). Это означает, что в течение 10 дней с этой даты налоговый орган обязан направить компании требование об уплате налога, пеней, а также штрафов в случае привлечения компании к ответственности за налоговое правонарушение (п. 3 ст. 101.3, п. 2 ст. 70 НК РФ).

В этом требовании компании будет предложено уплатить в добровольном порядке доначисленные решением суммы, при этом уплата должна быть произведена в течение 10 календарных дней с даты получения требования, если в нем не указан более продолжительный период времени для уплаты (п.4 ст. 69 НК РФ).

В случае неуплаты денежных средств в установленный срок, налоговый орган инициирует процедуру принудительного взыскания доначислений (ст. 46 НК РФ).

Таким образом, можно сказать, что апелляционное обжалование переносит момент необходимости уплаты денежных средств или их возможного списания с банковского счета компании как минимум на месяц. К тому же у компании появляется достаточно времени для подготовки качественного заявления в суд.

Процедура обжалования

Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, решение которого обжалуется (п. 3 ст.139 НК РФ).

Жалобы, направленные непосредственно в вышестоящий налоговый орган, как показывает практика, возвращаются налогоплательщику без рассмотрения.

В результате такой «технической» ошибки компания может пропустить срок для апелляционного обжалования, и решение вступит в силу.

В отличие от процедуры рассмотрения результатов налоговой проверки, налоговым законодательством не предусмотрено участие представителей компании при рассмотрении доводов жалобы. В связи с таким процедурным отстранением компании можно сказать, что рассмотрение жалобы носит формальный заочный характер. Об итогах рассмотрения жалобы компанию письменно уведомят (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Итоги апелляционного обжалования

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе (1) оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения, (2) отменить или изменить решение полностью или в части и принять по делу новое решение, (3) отменить решение и прекратить производство по делу (п. 2 ст. 140 НК РФ). Принятие любого из  указанных вариантов решения свидетельствует о завершении процедуры административного обжалования решения, вынесенного по результатам налоговой проверки.

Иначе говоря, принятие по результатам рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом нового решения, не является обстоятельством, препятствующим обращению компании в суд.

Это связано с тем, что такое решение выносится не по результатам налоговой проверки, а в связи с рассмотрением жалобы на решение, вынесенное нижестоящим налоговым органом.

Конечно, при желании компания может обжаловать это новое решение в следующий вышестоящий налоговый орган, однако такое обжалование уже не является условием для обращения в суд.

Исчисление срока для обращения в суд

Процессуальный трехмесячный срок на подачу заявления в суд, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ,  исчисляется с учетом положений п. 5 ст. 101.2 НК РФ[2], то есть срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

При апелляционном обжаловании решение вступает в силу в день принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. При этом такое решение по общему правилу должно быть вынесено в течение месяца  (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2, п. 3 ст. 140 НК РФ).

В случае, если в нарушение ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган не даст письменный ответ на жалобу в течение месяца, то трехмесячный срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.

Обжалование решений налогового органа в порядке апелляции: новые правила | Капитал страны

Осенью 2010 года в Госдуму России был внесен законопроект «О внесении изменения в ст.21 части первой НК РФ», предусматривающий закрепление в Налоговом кодексе РФ права налогоплательщика на участие в рассмотрении жалобы. Зачем нужны очередные поправки в закон? Что было не так до этого?

  • С 1 января 2009 года вступили в действие нормы Налогового кодекса, согласно которым стала обязательной процедура обжалования в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган решений территориальных инспекций о привлечении налогоплательщиков к ответственности и об отказе в привлечении налогоплательщиков к налоговой ответственности.
  • Напомним, что такая процедура существовала и раньше, она предусмотрена последней главой Налогового кодекса (НК) РФ, но никогда не была обязательной, поэтому большинство организаций обращались сразу в суды.
  • Прошло почти 2 года со дня нововведения, многие дискуссии улеглись, но возникли новые проблемы.
  • Итак, получив решение налогового органа одного из двух вышеназванных видов, налогоплательщик, если он не согласен с ним, обязан обратиться с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган, прежде чем подать заявление в арбитражный суд.
  • На подготовку апелляционной жалобы отведено 10 рабочих дней, при этом не позже, чем на десятый рабочий день жалоба должна быть сдана в вынесший решение налоговый орган.
  • Если учесть время на дорогу в налоговую инспекцию, не стоит рассчитывать на последний день, следовательно, реально налогоплательщик имеет всего 9 полных рабочих дней на подготовку апелляционной жалобы.
  • Много это или мало?
  • Если решение принципиально не отличается от акта, тогда налогоплательщик может продолжить выработку своей позиции, которую он избрал при подготовке письменных возражений еще на акт налоговой проверки.
  • Вместе с тем опыт последних двух лет показал, что решение может значительно отличаться от акта не только по оценке тех или иных действий, но и по содержанию.

После рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом решение вступает в силу полностью или в части, утвержденной вышестоящей инспекцией. Как следствие, территориальная налоговая инспекция обязана выставить налогоплательщику требования об уплате налогов, пеней и штрафа (в тех суммах, которые утверждены вышестоящим налоговым органом).

Таким образом, недооценивать значимость в налоговом споре такого этапа, как апелляционное обжалование очень опасно.

Вместе с тем, налоговое законодательство не представляет налогоплательщикам на этом этапе права представлять свои интересы в вышестоящем налоговом органе.

Фактически как организации, так и физические лица лишены права участвовать в рассмотрении своей апелляционной жалобы (как лично, так и через представителей), дать какие-либо пояснения, дополнительно представить документы. Следовательно, в настоящее время преимущество в данной ситуации на стороне налогового органа.

Часто можно слышать вопросы: а есть ли у налогоплательщика деньги для командировок/поездок на рассмотрение апелляционной жалобы? Ведь пространства у нас значительные, поездка может быть недешевой? А не будет ли недобросовестный налогоплательщик использовать свое право как процессуальное основание для отмены решения, просто не явившись на рассмотрение жалобы?

  1. Есть и крайние варианты, когда присутствие на апелляции предлагается вменить в обязанность налогоплательщику.
  2. Думается, что эти сомнения не обоснованы.
  3. Достаточно сформулировать четко соответствующие нормы НК РФ, как это уже сделано в случае рассмотрения материалов проверки в территориальной инспекции.

Предполагается, что присутствие при рассмотрении апелляционной жалобы должно быть все-таки не обязанностью, а правом налогоплательщика. В этом случае он сам будет решать, стоит или не стоит присутствовать.

  • Процессуальных нарушений со стороны недобросовестных налогоплательщиков можно избежать, включив в НК РФ нормы о том, что налоговая инспекция обязана известить налогоплательщика, например, по почте  о дате рассмотрения апелляционной жалобы.
  • На наш взгляд, участие  в рассмотрении апелляционной жалобы той из сторон налогового спора, для которой решение принципиально, не усложнит процедуру, а позволит более объективно рассмотреть суть спора.
  • Кроме того, существующий сегодня пробел в законодательстве нарушает основополагающий принцип налогового права – представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя (подпункт 6 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

Таким образом, думается, что произошли определенные подвижки, когда в Госдуму был внесен осенью этого года законопроект №430648-5 «О внесении изменения в ст.21 части первой НК РФ», предусматривающий закрепление в НК РФ права налогоплательщика на участие в рассмотрении жалобы.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *