С 2020 года изменятся правила для крупных сделок и сделок с заинтересованностью

26 апреля 2016 08:45

Законопроект направлен на устранение недостатков текущего регулирования крупных сделок и сделок с заинтересованностью в деятельности хозяйственных обществ.

Законопроектом, в частности, уточняются критерии, по которым сделка может быть отнесена к числу крупных, и сделок, подпадающих под нормы о крупных сделках. Законопроектом предлагаются ключевые изменения в части совершенствования режима сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

В части порядка получения согласия на совершение сделок с заинтересованностью предлагается распространить на порядок получения согласия на совершение таких сделок нормы, аналогичные нормам о крупных сделках, с уточнением о том, что в решении о согласии на совершение сделки с заинтересованностью должны быть указаны лица, которые будут стороной или выгодоприобретателем в сделке. Предусматривается также корректировка правил об оспаривании сделок с заинтересованностью.

  • Проект
    федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы “Об акционерных обществах” и “Об обществах с ограниченной ответственностью”» (в части регулирования
    крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность)»
    подготовлен Минэкономразвития во
    исполнение пункта 37 плана
    мероприятий («дорожной карты») по созданию Международного финансового центра в
    Российской Федерации (утверждён распоряжением Правительства от 19 июня 2013 года №1012-р).
  • Законопроект направлен на совершенствование
    институтов крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется
    заинтересованность, в деятельности хозяйственных обществ.
  • В части совершенствования режима крупных сделок
    законопроектом уточняются критерии, по которым сделка может быть отнесена к
    числу крупных, и сделок, подпадающих под нормы о крупных сделках.

Законопроект закрепляет уже сложившуюся судебную
практику и распространяет правила о согласии на совершение крупных сделок на
договоры аренды и договоры о предоставлении прав на использование результатов
интеллектуальной деятельности, так как их совершение может существенно повлиять
на деятельность общества (например, передача в аренду недвижимости, которая
составляет единственный ликвидный актив общества). Законопроектом
предусматривается исключить возможность распространения уставом общества режима
крупных сделок на другие сделки. В то же время законопроект вводит новую норму,
в соответствии с которой уставом общества может быть предусмотрена
необходимость получения согласия общего собрания участников (акционеров) или
совета директоров (наблюдательного совета) на совершение каких-либо сделок,
перечисленных в уставе.

  1. В этой части законопроект приводит законодательство
    в соответствие с текущей судебной практикой, которая также квалифицирует
    сделки, на которые уставом общества распространён режим крупных сделок, в качестве сделок,
    оспоримых по пункту 1 статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации.
  2. В части порядка получения согласия на совершение
    крупной сделки законопроектом предусматривается возможность получения согласия
    на совершение сделок с указанием минимальных и максимальных параметров условий
    сделки либо порядка их определения, согласия на совершение ряда однотипных
    сделок, согласия на альтернативные варианты основных условий сделки, согласия
    на совершение сделки при условии совершения нескольких сделок одновременно.
  3. Законопроект устанавливает срок действия согласия
    на совершение сделки в случае, если орган, принимавший решение, ничего не
    указал на этот счёт.
  4. В настоящее время
    из-за существующей неопределённости
    относительно срока действия согласия стороны сделки вынуждены проводить
    повторное одобрение, а недобросовестные участники гражданского оборота,
    напротив, могут воспользоваться этим, чтобы совершить сделку спустя
    продолжительное время после одобрения сделки, когда обстоятельства изменились
    настолько, что если бы сделка обсуждалась в этот момент, она не была бы
    одобрена.
  5. Предлагаемые изменения направлены на предоставление
    возможности наиболее удобным образом согласовывать крупные сделки и сделки с
    заинтересованностью.
  6. Законопроектом
    предусматривается корректировка действующих правил о признании крупной сделки
    недействительной.
  7. Так, условия
    признания крупной сделки недействительной приводятся в соответствие с пунктом 1
    статьи 1731 Гражданского кодекса:

  8. сделка должна быть совершена в отсутствие надлежащего согласия на её совершение;

  9. должно быть доказано, что контрагент знал или заведомо должен был знать о том,
    что она совершена в отсутствие согласия на её совершение.
  10. В части
    совершенствования режима сделок, в совершении которых имеется
    заинтересованность (далее –
    сделки с заинтересованностью), законопроектом предлагается ряд изменений.
  11. Уточняются критерии квалификации сделки в качестве
    сделки с заинтересованностью.

Для целей определения круга лиц, сделка с которыми
считается сделкой с заинтересованностью, не используется понятие
«аффилированных лиц», содержание которого служит предметом постоянных споров.

В
связи с этим законопроектом предлагается использовать понятия «контролирующее
лицо» и «подконтрольное лицо (подконтрольная организация)», определённые в статье 2 Федерального
закона «О рынке ценных бумаг».

Законопроект предполагает отказ от обязательного
предварительного согласия на совершение сделки с заинтересованностью. Такое
согласие необходимо будет получать только по предложению единоличного
исполнительного органа, члена совета директоров (наблюдательного совета) либо
члена ревизионной комиссии.

  • Законопроектом определяется круг сделок, не
    требующих согласия на их совершение по правилам о сделках с заинтересованностью,
    который в целом совпадает с аналогичными исключениями из режима совершения
    крупных сделок. Вместе с тем предусматривается ряд дополнительных исключений:
  • — сделки, совершаемые в процессе обычной
    хозяйственной деятельности общества (законопроектом предлагается указать, что
    такие сделки не подлежат одобрению только при условии, что общество
    неоднократно в течение длительного периода времени на схожих условиях совершало
    аналогичные сделки, в совершении которых не имеется заинтересованности);
  • — сделки по размещению обществом путём открытой подписки
    облигаций или приобретению обществом размещённых им облигаций;
  • — сделки,
    заключаемые на открытых торгах или по результатам открытых торгов, если условия
    таких торгов предварительно утверждены советом директоров общества;

— сделки, предметом которых является имущество,
цена или балансовая стоимость которого определима и составляет не более 0,1%
балансовой стоимости активов общества по данным его бухгалтерской отчётности на последнюю отчётную дату, то есть сделки, в
которых формально присутствует заинтересованность, но в силу незначительной для
общества стоимости имущества, являющегося их предметом, отсутствует риск
причинения реального ущерба интересам как самого общества, так и его участников
(акционеров) в результате совершения такой сделки. Однако учитывая, что в
крупных публичных обществах даже 0,1% балансовой стоимости активов могут
составлять в денежном выражении значительную сумму, законопроектом
предусматривается право Банка России установить предельные значения цены
соответствующих сделок.

В части порядка получения согласия на совершение
сделки с заинтересованностью предлагается распространить на порядок получения
согласия на совершение сделок с заинтересованностью нормы, аналогичные нормам о
крупных сделках, с единственным уточнением о том, что в решении о согласии на
совершение сделки должны быть указаны лица, которые будут являться стороной или
выгодоприобретателем в сделке. Такая информация важна именно при получении
согласия на совершение сделок с заинтересованностью.

Кроме того, предусматривается корректировка правил
об оспаривании сделок с заинтересованностью.

Законопроект предлагает ввести минимальный порог
обладания акциями (долями) для подачи акционером (участником) иска о признании
сделки с заинтересованностью недействительной по аналогии с тем, как
предлагается это сделать в нормах о крупных сделках.

Законопроект направлен на устранение недостатков
текущего регулирования крупных сделок и сделок с заинтересованностью
хозяйственных обществ. Это позволит повысить эффективность правового
регулирования хозяйственных обществ.

Законопроект
будет рассмотрен на заседании Правительства.

Сделка с заинтересованностью при участии в тендерах: полный обзор + образец решения

Законодательство РФ предусмотрело особую форму взаимоотношений организаций и контрагентов – сделки с заинтересованностью. В чем их особенность? Как определяется заинтересованность для ООО и АО? Как проявились сделки с заинтересованностью при участии в тендерах? На эти и другие вопросы ответим в статье, а также дадим образцы решений об одобрении таких сделок.

Что такое сделка с заинтересованностью простыми словами?

Сделка приобретает статус сделки с заинтересованностью, если в ней заинтересованы лица, указанные в п.1 ст.45 14-ФЗ (закон об ООО) и п.1 ст.81 208-ФЗ (закон об АО). Это могут быть, например, генеральный директор, член правления или совета директоров. Но это далеко не полный список потенциально заинтересованных лиц.

Сюда можно отнести любых граждан и организации, которые ведут контроль компании. Они же вправе давать обязательные для нее указания. Их заинтересованность проявится наличием в договоре (в качестве посредника, представителя, выгодоприобретателя) контролирующих лиц, либо их близких родственников и подконтрольных компаний.

Заключение сделки можно разделить на 4 условных этапа:

  1. Проинформировать о намерении проведения процедуры.
  2. Выявить причины для одобрения. Проконтролировать соблюдение особых условий.
  3. Одобрить сделку с заинтересованностью.
  4. Заключить сделку.

Иногда третий шаг не проводится, например, в фирме всего один учредитель, и он же является директором. Также порядок заключения упрощается, когда у всех лиц без исключения присутствует интерес.

В каких случаях требуется одобрение сделки, а в каких нет?

По установленному правилу сделка с заинтересованностью не нуждается в заблаговременном одобрении, но общество должно информировать о ней  незаинтересованных участников и членов совета директоров (при наличии). Уведомление отправляется в течение 15 дней до заключения сделки, если в уставе не прописан другой срок.

Читайте также:  Госдума в третьем чтении приняла поправки о налоговом манёвре для it-отрасли

Правила уведомления и правила извещения о проведении общего собрания участников (акционеров) схожи. Что необходимо указывать при их составлении (п.3 ст.45 14-ФЗ)?:

  • лицо (лица), являющееся стороной процесса, ее выгодоприобретателем;
  • сумма;
  • объект сделки;
  • прочие существенные условия или правила их определения;
  • заинтересованное лицо (лица);
  • основания, по которым заинтересованное лицо (каждое из лиц) является таковым.

Согласование сделки проводится в том случае, если одно из указанных в законе лиц потребовало после ознакомления с извещением созвать собрание. Право принятия решения остается либо за общим собранием участников (акционеров), либо за советом директоров, в зависимости от того, в чьей компетенции находился вопрос согласования.

Кто вправе требовать созыв общего собрания, отражено в абз.2 п.4 ст.45 14-ФЗ (об ООО) и  п.1 ст.83 208-ФЗ (об АО):

  • руководитель (директор);
  • член коллегиального исполнительного органа;
  • член совета директоров;
  • участник (акционер), владеющий не менее 1% долей (акций), или несколько участников, совместно владеющих таким числом долей (акций).

Однако есть случаи, когда сделки с заинтересованностью не требуют извещения и одобрения. Их можно найти в п.2 ст.81 закона об АО и в п.7 ст.45 закона об ООО. Данный перечень является очень обширным, приведем лишь некоторые пункты:

  • процедура происходит в рамках обычной хозяйственной деятельности, при условии, что общество в течение длительного времени неоднократно совершало схожие сделки;
  • директор организации является ее единственным участником (акционером);

Пленум ВС: крупные сделки и сделки с заинтересованностью по-новому — новости Право.ру

  • Экономколлегия ВС
  • Верховный суд РФ

Пленум Верховного суда принял новое постановление об оспаривании крупных сделок и сделок с заинтересованностью. В числе прочего ВС рассказал о сроках исковой давности для таких споров, выделил количественные и качественные их критерии, распределил бремя доказывания между истцами и ответчиками и разъяснил сроки исковой давности. Практика Бремя исковой давности: Пленум ВС разъяснил сделки с заинтересованностью

В 2014 году Пленум Высшего арбитражного суда принял постановление по поводу крупных сделок и сделок с заинтересованностью. В то же время подход к оспариванию крупных сделок и сделок с заинтересованностью в ходе законодательных реформ «существенно изменился», в связи с чем Верховный суд решил актуализировать разъяснения. Часть разъяснений ВАС осталась актуальной и по сей день и вошла в текст нового документа, однако были высказаны и принципиально новые позиции.

Проект постановления был впервые представлен на заседании Пленума ВС 14 июня. Ко «второму» чтению в ряд положений документа внесены редакционные правки, некоторые разъяснения получили уточнения.

Пленум ВС указывает: для квалификации сделки как крупной необходимо одновременное наличие у сделки на момент ее совершения двух признаков: количественного, или стоимостного, и качественного. 

Так, согласно количественному критерию, сделка будет признана крупной, если ее предметом выступит имущество, балансовая стоимость которого составляет 25% и более от балансовой стоимости активов общества.

Качественный критерий крупной сделки, в свою очередь, применим, когда сделка выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности, то есть ее совершение «очевидно приведет к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов». Например, к наступлению таких последствий может привести продажа или передача в аренду основного производственного актива компании.

Пленум ВС дает разъяснения относительно критериев признания крупной сделки, предусматривающей обязанность производить периодические платежи, – то есть договоры аренды, оказания услуг и другие.

Такие договоры будут признаваться крупными в случаях, когда сумма платежей по ним за период действия соглашения превысит 25% от балансовой стоимости активов компании.

Договоры, заключенные на неопределенный срок, признают крупными, если их стоимость превысит четверть стоимости компании за год действия сделки.

ВС указывает: любая сделка общества считается совершенной в пределах обычной хозяйственной деятельности, пока не доказано иное.

Бремя доказывания «запредельности» такой сделки, согласно позиции Пленума, лежит на истце.

Это существенно отличает документ от «старой» версии разъяснений ВАС, согласно которой ответчик должен доказывать, что сделка была заключена в ходе обычной хозяйственной деятельности. 

«Данное разъяснение создает еще одно ограничение для оспаривания крупных сделок. Так, может возникнуть ситуация, когда участник не всегда сможет доказать, что сделка по отчуждению крупного актива общества выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности», – рассказывает Иван Веселов, партнер практик по разрешению споров Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP. 

Также вводится презумпция отсутствия обязанности изучать, является ли сделка крупной или сделкой с заинтересованностью для контрагента. Например, тому не нужно будет изучать бухгалтерские документы компании-контрагента.

На истце, согласно позиции Пленума, лежит бремя доказывания того, что другая сторона по сделке знала или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества крупной или в отношении нее имелась заинтересованность.

Если сделка является одновременно и крупной, и сделкой с заинтересованностью, она подлежит совершению с соблюдением как правил о крупных сделках, так и правил о сделках с заинтересованностью. В случае, когда устав компании не предполагает одобрения для сделок с заинтересованностью, она подлежит одобрению только как крупная сделка. 

Пленум ВС: крупные сделки и сделки с заинтересованностью по-новому

Пленум Верховного суда принял новое постановление об оспаривании крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

В числе прочего ВС рассказал о сроках исковой давности для таких споров, выделил количественные и качественные их критерии, распределил бремя доказывания между истцами и ответчиками и разъяснил сроки исковой давности.

В 2014 году Пленум Высшего арбитражного суда принял постановление по поводу крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

В то же время подход к оспариванию крупных сделок и сделок с заинтересованностью в ходе законодательных реформ «существенно изменился», в связи с чем Верховный суд решил актуализировать разъяснения. Часть разъяснений ВАС осталась актуальной и по сей день и вошла в текст нового документа, однако были высказаны и принципиально новые позиции.

Проект постановления был впервые представлен на заседании Пленума ВС 14 июня. Ко «второму» чтению в ряд положений документа внесены редакционные правки, некоторые разъяснения получили уточнения.

1

Пленум ВС указывает: для квалификации сделки как крупной необходимо одновременное наличие у сделки на момент ее совершения двух признаков: количественного, или стоимостного, и качественного. 

Так, согласно количественному критерию, сделка будет признана крупной, если ее предметом выступит имущество, балансовая стоимость которого составляет 25% и более от балансовой стоимости активов общества.

Качественный критерий крупной сделки, в свою очередь, применим, когда сделка выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности, то есть ее совершение «очевидно приведет к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов». Например, к наступлению таких последствий может привести продажа или передача в аренду основного производственного актива компании.

2 Сделки с периодическими платежами

Пленум ВС дает разъяснения относительно критериев признания крупной сделки, предусматривающей обязанность производить периодические платежи, – то есть договоры аренды, оказания услуг и другие.

Такие договоры будут признаваться крупными в случаях, когда сумма платежей по ним за период действия соглашения превысит 25% от балансовой стоимости активов компании.

Договоры, заключенные на неопределенный срок, признают крупными, если их стоимость превысит четверть стоимости компании за год действия сделки.

3

ВС указывает: любая сделка общества считается совершенной в пределах обычной хозяйственной деятельности, пока не доказано иное.

Бремя доказывания «запредельности» такой сделки, согласно позиции Пленума, лежит на истце.

Это существенно отличает документ от «старой» версии разъяснений ВАС, согласно которой ответчик должен доказывать, что сделка была заключена в ходе обычной хозяйственной деятельности. 

«Данное разъяснение создает еще одно ограничение для оспаривания крупных сделок. Так, может возникнуть ситуация, когда участник не всегда сможет доказать, что сделка по отчуждению крупного актива общества выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности», – рассказывает Иван Веселов, партнер практик по разрешению споров Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP. 

Также вводится презумпция отсутствия обязанности изучать, является ли сделка крупной или сделкой с заинтересованностью для контрагента. Например, тому не нужно будет изучать бухгалтерские документы компании-контрагента.

На истце, согласно позиции Пленума, лежит бремя доказывания того, что другая сторона по сделке знала или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества крупной или в отношении нее имелась заинтересованность.

Читайте также:  ФНС опубликовала порядок формирования сведений о задолженности при предоставлении субсидий

4

Если сделка является одновременно и крупной, и сделкой с заинтересованностью, она подлежит совершению с соблюдением как правил о крупных сделках, так и правил о сделках с заинтересованностью. В случае, когда устав компании не предполагает одобрения для сделок с заинтересованностью, она подлежит одобрению только как крупная сделка. 

5

Новое постановление Пленума ВС о крупных сделках: чего ждать бизнесу

26 июля 2018 г.НовостьКонтакты для прессы: pr@lp.ru

Наиболее часто корпоративные споры возникают по поводу оспаривания крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

Положения закона здесь не всегда учитывают все возможные на практике нюансы. Это повышает роль разъяснений высших судов.

Что нового внесло свежее постановление Пленума ВС — в статье Олега Бычкова, партнера адвокатского бюро «ЕМПП», адвоката.

В 2016 году законодатель существено изменил порядок одобрения крупных сделок и сделок с заинтересованностью (Федеральный закон от 03.07.2016 № 343-ФЗ). Новое регулирование оставило открытыми ряд вопросов, решить которые предстояло судебной практике.

26 июня Пленум ВС принял долгожданное постановление № 27 «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» (далее — Постановление). Оно заменило собой одноименное постановление Пленума ВАС от 16.05.2014 № 28.

Рассмотрим ключевые разъяснения высшей инстанции.

Общие положения о сделках

Основания для оспаривания (п. 1 Постановления). Суд еще раз закрепил сложившуюся практику, в соответствии с которой основанием для оспаривания крупных сделок является ст. 173.1 ГК, а для сделок с заинтересованностью — п. 2 ст. 174 ГК.

Квалифицирующим признаком для оспаривания сделок с заинтересованностью является ущерб, в отличие от крупных сделок, где превышение полномочий (совершение сделки без одобрения) само по себе также является основанием для оспаривания.

Что почитать. А. А. Кузнецов Реформа крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Что изменилось в регулировании АП. 2017. № 1

Сроки исковой давности для оспаривания сделок (пп. 2–4 Постановления). Течение срока исковой давности для оспаривания сделок зависит от правила «когда лицо узнало или должно было узнать…». Это приводит к множеству споров.

Постановление делает существенный шаг навстречу потребностям бизнеса, закрепляя конкретные критерии определения того, когда лицо знало или должно было знать о нарушении своих прав.

Соответственно, снижаются риски злоупотребления правами со стороны участников или членов совета директоров обществ.

Ключевые положения Постановления  

Общие положения Крупные сделки Сделки с заинтересованностью
— больше предсказуемости относительно течения сроков исковой давности; — уточнены вопросы коллективного участия в оспаривании крупных сделок и сделок с заинтересованностью; — приведены дополнительные примеры, когда те или иные действия признаются сделками и нуждаются в одобрении; — раскрыты требования к одобрению сделок, одновременно являющихся крупными и сделками с заинтересованностью;— уточнена возможность распространения порядка одобрения крупных сделок на иные сделки, не предусмотренные законом, и основания для их оспаривания Уточнены: — квалифицирующие признаки крупной сделки; — положения о заключении совета директоров относительно крупной сделки и последствия его отсутствия; — требования к расчетам в отношении сделки, где присутствует периодичность платежей;— критерии использования отчетности для сделок

Крупные сделки в 2020: последняя информация, советы

Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Крупные сделки в 2020». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Заключает крупную сделку для ООО,как мы отметили выше, ее генеральный директор. На момент ее совершения (или, если так получилось, на момент рассмотрения судом иска о признании сделки недействительной) у него должно быть на руках — как условие признания «крупного» договора законным — решение об одобрении заключения договора:

Если имущество покупается участником сделки, то в дальнейший расчет берется закупочная цена имущества; если продается — наибольшая величина при сравнении балансовой и отпускной стоимости; если сдается в аренду — балансовая стоимость (п. 2 ст. 46 закона № 14-ФЗ, п. 1.1 ст. 78 закона № 208-ФЗ).

Каков порядок одобрения крупной сделки ООО?

Когда данный срок не указан, решение считается действующим в течение 1 года с момента его принятия, если спецификой одобренной крупной сделки либо в силу обстоятельств принятия решения не предопределено иного.

Несмотря на ряд общих квалифицирующих признаков, понятие крупная сделка разнится в зависимости от формы юридического лица, которое ее намеревается совершить. Данный вид осуществляется следующими организациями:

Крупная сделка для ООО: понятие, расчет, порядок одобрения в 2020 году

Если в Устав такие сведения внесены не были, то при осуществлении договора надлежит руководствоваться Федеральным Законом № 14, в котором установлено, что одобрение – это право общего собрания членов общества. В Уставе возможно зафиксировать и более высокий ценовой потолок сделки.

Понятие крупной сделки для юридических лиц

Судебное оспаривание сделок – это не редкость. В таких ситуациях при рассмотрении дела судья обязан рассмотреть все первичные бухгалтерские документы общества и назначить необходимую экспертизу. С этой целью в бухгалтерии общества запрашивается справка о крупности сделки.

Получить демодоступ или сразу подписаться. Рекомендации по теме. Подписка Контакты О нас. Политика обработки персональных данных. Мы в соцсетях. Простите, что прерываем Ваше чтение. У меня есть пароль. Пароль отправлен на почту Ввести. Введите эл. Неверный логин или пароль.

Для АО и ООО будут действовать новые правила заключения крупных сделок, а также сделок, в отношении которых есть заинтересованность.

Правила будут распространяться на сделки, выходящие за пределы обычной хозяйственной деятельности общества, связанные с арендой или с предоставлением прав на использование результатов интеллектуальной деятельности.

Больше сделок не будет признаваться крупными, и, соответственно, по ним не требуется одобрение — например, в результате передачи прав при реорганизации. Но вот оспорить указанные сделки будет сложнее. Комментарий экспертов 1С к наиболее важным изменениям читайте в этой статье.

Это интересно: Одн за электроэнергию в перми

Одобрение крупной сделки в ао в 2020 году

Для АО и ООО будут действовать новые правила заключения крупных сделок, а также сделок, в отношении которых есть заинтересованность.

Однако в законе не разъяснялось понятие такой деятельности. Сегодня правом оспаривания крупных сделок и сделок с заинтересованностью обладает само общество или любой из его участников акционеров.

Правила будут распространяться на сделки, выходящие за пределы обычной хозяйственной деятельности общества, связанные с арендой или с предоставлением прав на использование результатов интеллектуальной деятельности.

Сделок, к которым применяются правила о совершении сделок с заинтересованностью, стало меньше. Больше сделок не будет признаваться крупными, и, соответственно, по ним не требуется одобрение — например, в результате передачи прав при реорганизации.

Созданное путем изменения типа существующего государственного научного учреждения Бюджетное учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензии, выданной соответствующему государственному научному учреждению, до окончания срока действия лицензии.

Спасибо, за Ваш ответ! Норма закона составлена так, что фразу «связанная с распоряжением денежными средствами» можно понимать двояко. При заключении договора оказания услуг заказчик ведь распоряжается своими денежными средствами. Значит эта сделка связанна с распоряжением денежными средствами!

Определение Крупной Сделки Для Автономных Учреждений В 2020 Году

Решение об одобрении крупной сделки: когда требуется и как его подготовить

Статья актуальна на 23 июня 2020

Расскажем, что такое крупная сделка, когда Решение об ее одобрении нужно прикладывать в закупках по 44-ФЗ/ 223-ФЗ и как грамотно составить документ в 2020 году.

иллюстратор — Дарья Привалова 

Что такое крупная сделка

Крупной считается сделка, связанная с приобретением или отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25 % и больше от балансовой стоимости активов предприятия. Стоимость активов определяют по бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (см ст. 78 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и ст. 46 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной отвественностью»).

К крупным не относятся сделки, которые совершают в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.  

В обычной деятельности Решение не требуется: 

  • Если единственный участник ООО (или акционер АО) одновременно является ее единоличным исполнительным органом (ч.7 ст. 46 14-ФЗ и п.1 ч.3 ст. 78 208-ФЗ). 
  • Для индивидуальных предпринимателей, так как физлицо не должно одобрять сделки самому себе. 

В государственных закупках юрлицам всегда нужно предоставлять Решение, а от ИП такой документ не требуют. В коммерческих  — на усмотрение заказчика. Очень редко коммерческие заказчики требуют этот документ не только от юрлиц, но и от ИП.  

Закупки по 44-ФЗ

Решение прикладывается к заявлению при регистрации поставщика в ЕИС, но между порталом и площадками бывают проблемы с интеграцией и не все документы передаются сразу в личный кабинет ЭТП. Поскольку Решение требуется в каждой закупке, лучше подстраховаться и продублировать документы во второй части заявки. 

Подготовка документа

До 2019 года все участники госзакупок проходили аккредитацию отдельно на каждой федеральной площадке. При этом площадки всегда тщательно проверяли документы. Если Решение о сумме было составлено некорректно, оператор отклонял заявление и указывал конкретную ошибку в документе. После этого участник его редактировал и заново подавал заявку на аккредитацию.

Читайте также:  В июле 2020 года ФНС раскроет информацию о нарушениях и штрафах

В течение 2019 года все участники госзакупок должны были пройти регистрацию в Единой информационной системе (далее — ЕИС).

После регистрации в ЕИС документы передаются в личные кабинеты федеральных площадок автоматически без дополнительной проверки.

Таким образом, если у вас в Решении есть ошибка, выяснится это не в момент регистрации в ЕИС, а когда вашу заявку отклонят по этому основанию. Поэтому к подготовке всех документов следует подходить максимально ответственно.

Что учесть при формировании Решения 

Назовем шесть правил: 

  1. Решение о согласии на совершение крупной сделки принимает общее собрание участников общества. Если общество состоит из единственного участника,  он принимает Решение единолично.
  2. Решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 181.2 Гражданского кодекса РФ. Если в ООО несколько учредителей, Решение общего собрания принимается большинством. Есть два варианта оформления такого протокола:  заверить его нотариально или самостоятельно, но в строгом соответствии с ч.4 статьи 181.2 Гражданского Кодекса РФ.    В Решении обязательно должна присутствовать формулировка: «В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждается путем подписания документа всеми участниками общества, присутствовавшими на собрании».
  3. Сумма в решении должна относиться к каждой отдельной сделке, а не к общему числу всех сделок организации. Будет ошибкой написать «одобрить сделки на сумму 10 000 000 (Десять миллионов) рублей». Заказчик не обязан высчитывать, сколько сделок участник заключил с момента появления документа. Корректно будет указать: «Максимальная сумма одной такой сделки не должна превышать 10 000 000 (десять миллионов) рублей».
  4. Обязательно указывайте в Решении срок его действия. Если этого не сделать, документы действует в течение одного года. Не все помнят об этом правиле, поэтому заказчики так часто отклоняют заявку с Решением, в котором истек срок действия.   Из судебной практики: при рассмотрении дела было установлено, что в представленном участником решении не был указан срок, в течение которого можно совершать сделки. В этом случае решение действует один год. На момент проведения аукциона этот срок уже истек. Довод о том, что исполнение подобных контрактов является для общества обычной хозяйственной деятельностью, не сработал. Документ: Определение ВС РФ от 25.03.2019 № 310-ЭС19-1603.
  5. Сумму в Решении обязательно укажите цифрами и прописью. Лучше укажите сумму с запасом, чтобы не переделывать документ перед каждой заявкой. Ограничений по цифрам нет, многие поставщики указывают в решении сумму «1 000 000 000 (Один миллиард) рублей».   Забавный случай: один из наших клиентов в решении указал «неограниченно рублей 00 копеек». Так делать не следует, в решении должна быть указана конкретная максимальная сумма одной сделки.
  6. В 2019 году все закупки по 44-ФЗ перешли в электронную форму, поэтому не забудьте добавить в Решение все виды закупочных процедур, а не только электронные аукционы. 

Закупки по 223-ФЗ

В большинстве закупок по 223-ФЗ есть условие, что участник должен предоставить или Решение об одобрении сделки, или информацию о том, что сделка не является крупной с обоснованием. Поэтому его также следует прикладывать к каждой заявке.

Очень редко, но все-таки встречается условие, что Решение должно быть оформлено на конкретную сделку, которую планируется заключить по итогам закупки. Всегда внимательно читайте документацию и, при необходимости, подкорректируйте Решение до подачи заявки.

Мы рекомендуем подготовить свой универсальный документ, который подойдет и для закупок по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ.

Для составления Решения можно использовать эти шаблоны:

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Крупные сделки и сделки с заинтересованностью. Действуем правильно

С 01 января 2017 года вступили в силу изменения законодательства в части правового регулирования заключаемых хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Указанные сделки обозначаются также в правовой литературе как «экстраординарные сделки», т.е. сделки, которые по каким-либо причинам выходят за пределы обычной хозяйственной деятельности общества.

Установление особого порядка их совершения, выражающегося в необходимости их одобрения компетентными органами управления хозяйственного общества, призвано обеспечивать права и законные интересы как самого хозяйственного общества, так и его участников.

Но при этом процедура одобрения экстраординарных сделок не должна существенно затруднять хозяйственную деятельность общества.

Внесенные изменения позволяют, с одной стороны, устранить сложившийся избыточный формализм в практике одобрения экстраординарных сделок, с другой стороны, сохранить на должном уровне гарантии прав и законных интересов участников корпоративных отношений.

Существенные правки коснулись терминологии, квалифицирующих признаков экстраординарных сделок, процедуры их одобрения, исключений из общих правил, требований к решению органов управления о согласии на совершение данных сделок, к порядку их оспаривания.

Законодатель, следуя общей концепции ГК РФ, развел понятия «согласие» и «одобрение» по времени принятия соответствующего решения. Термин «согласие на совершение сделки» теперь применяется исключительно к решениям, предваряющим совершение сделки, и, напротив, термин «одобрение» применяется только к решениям, одобряющим уже совершенные сделки в последующем («последующее одобрение»).

  • Прочие изменения следует рассмотреть отдельно для крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
  • Правовое регулирование крупных сделок
  • ·                    Квалификация крупных сделок
  • Ключевым квалифицирующим признаком крупной сделки теперь является то обстоятельство, что сделка выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности общества.

Дано новое определение обычной хозяйственной деятельности общества – это любая деятельность, осуществляемая обществом либо иными организациями, осуществляющими аналогичные виды деятельности.

Таким образом, сделкой, выходящей за пределы обычной хозяйственной деятельности общества (крупной сделкой) может быть признана только такая сделка, которая приводит к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.

Далее необходимо оценить предмет такой сделки — предметом крупной сделки теперь может быть не только приобретение, отчуждение (возможность отчуждения) обществом прямо или косвенно имущества, но и обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности  или средства индивидуализации на условиях лицензии.

Цена или балансовая стоимость такого имущества или прав на результаты интеллектуальной деятельности, как и прежде, должна составлять 25 и более процентов балансовой стоимости имущества общества.

Порядок определения крупности сделки дополнен важной новеллой — в случае отчуждения (возможности отчуждения) имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется наибольшая из двух величин – балансовая стоимость имущества или цена его отчуждения. Данная норма устанавливает приоритет рыночной стоимости отчуждаемого имущества, исключая случаи, когда по тем или иным причинам ценные активы имеют низкую балансовую стоимость.

·                    Процедура получения согласия на совершение (последующее одобрение) крупных сделок

Допускается заключать крупную сделку как до, так и после получения согласия на ее совершение. При этом получение последующего одобрения может быть предусмотрено сделкой в качестве отлагательного условия.

Важно, что законодатель решил отменить существовавшее ранее правило о том, что устав общества с ограниченной ответственностью может предусматривать отказ от одобрения крупных сделок. Теперь получение согласия на совершение крупной сделки является обязательным во всех случаях, кроме предусмотренных законом.

Изменения коснулись процедуры одобрения крупных сделок в акционерных обществах.

В частности, в случае рассмотрения вопроса о согласии на совершение или последующее одобрение крупной сделки общим собранием акционеров совет директоров или единоличный исполнительный орган общества (при отсутствии совета директоров) утверждает заключение о крупной сделке, которое должно содержать информацию о предполагаемых последствиях для деятельности общества в результате совершения крупной сделки и оценку целесообразности ее совершения. Такое заключение включается в состав информации (материалов), предоставляемых акционерам при подготовке к общим собраниям.

  1. ·                    Требования к содержанию решения о согласии на совершение крупной сделки
  2. Установлены новые требования, допускающие значительную вариативность решения о согласии на совершение сделки, в частности:
  3. o        можно указать порядок определения существенных условий сделки;
  4. o        сторона и выгодоприобретатель по сделке могут не указываться, если они не могут быть определены к моменту получения согласия на совершение сделки, например, если сделка заключается на торгах;
  5. o        предусматривается возможность указания минимальных и максимальных параметров условий сделки (верхний предел стоимости покупки или нижний предел стоимости продажи) либо порядка их определения;
  6. o        согласие может быть дано на совершение ряда однотипных сделок, на альтернативные варианты основных условий сделки, на совершение сделки при условии совершения нескольких сделок одновременно;
  7. o        предусматривается, что в решении о согласии на совершение сделки также может быть указан срок его действия (если не указан, по умолчанию срок составляет один год).
  8. ·                    Порядок оспаривания крупных сделок

Крупная сделка, совершенная с нарушением порядка получения согласия на ее совершение, может быть признана недействительной по основанию, предусмотренному ст.173.1 ГК РФ.

  • Среди существенных изменений порядка оспаривания крупных сделок можно назвать следующие:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *