С 2020 года страховые взносы передадут под контроль ФНС

С 2020 года страховые взносы передадут под контроль ФНС

Правительство планирует передать ФНС контроль над страховыми взносами. Такие указания дал президент. Кабинет министров уже начал разрабатывать законопроект. Чиновники уверены: такая мера повысит собираемость взносов и снизит нагрузку на компании. Но бизнес-сообщество настроено не столь оптимистично.

Сергей Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса
Елена Сафарова, юрист, консультант в области права, налогообложения и управления бизнесом
Анна Матвеева, бухгалтер «Медиаком»

Анна Матвеева:

– В декабре президент выступил с Посланием к Федеральному собранию. Тогда-то впервые прозвучала идея о том, чтобы у налоговых и неналоговых платежей был один администратор. Кто конкретно, Путин не уточнил. Но поручил правительству к маю подготовить законопроект и внести в Госдуму.

15 января президент подписал Указ № 13 о передаче управления страховыми взносами органу исполнительной власти. Но опять же конкретное ведомство не назвал. Так почему все решили, что взносы перейдут под контроль ФНС? Есть официальное решение?

Сергей Тараканов:

– Официального решения еще нет. Но вероятнее всего взносы действительно будут контролировать инспекторы. 2 февраля ФНС выпустила письмо № БС-4-11/1539. В приложении к нему – дорожная карта нового проекта. Это пошаговый алгоритм, по которому ФНС предлагает Минфину реализовывать идею. Из документа следует, что ФНС видит себя администратором взносов.

[1]

Президент издал Указ о том, чтобы у налогов и неналоговых платежей был единый администратор.

В принципе, для достижения этих целей достаточно поправить Федеральный закон о взносах № 212-ФЗ, заменив соответствующие органы на налоговые. Это первый вариант.

Но дорожная карта предлагает ввести с 2017 года единый страховой сбор. Это второй вариант, при котором страховые взносы по сути трансформируются в налоговый сбор.

Анна Матвеева:

– То есть при первом варианте прежняя система сохранится? Компании все так же будут платить четыре вида взносов: медицинские, пенсионные, «несчастные», на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством? А при втором – будет один платеж (по аналогии с ЕСН)?

Сергей Тараканов:

– Верно. При первом варианте все останется как было: база, ставки, контроль, отчетность и т. д.

Во втором варианте уверенно можно сказать только о том, что контроль будет такой же, как для всех налогов. А вот о базе, ставках, отчетности можно только гадать.

Анна Матвеева:

– А почему Президент вдруг решил передать контроль над взносами инспекторам?

Елена Сафарова:

– Законодатели считают, что передача взносов ФНС повысит их собираемость. За последние годы недоимка по взносам выросла. А налоговики успешнее работают с долгами, нежели ПФР.

Анна Матвеева:

– Базы по взносам и НДФЛ часто совпадают. Поэтому согласна с тем, что ФНС сможет контролировать взносы.

Но я скептически отношусь к тому, что поступления вырастут, если контролировать взносы будет ФНС. Больше всего опасаюсь, что идея потерпит фиаско и законодатели просто повысят тарифы. А они и так на пределе.

С 2020 года страховые взносы передадут под контроль ФНС

Елена Сафарова:

– Тарифы обещали сохранить прежними до 2018 года. Так что пока платить будем те же проценты, что и раньше.

Анна Матвеева:

– Если заниматься взносами будет ФНС, надеюсь, что количество отчетов сократят. А то постоянно придумывают что-то новое. Например, в этом году добавили ежеквартальный 6-НДФЛ и СЗВ-М, которую надо отправлять в ПФР ежемесячно. Еще и штрафы за несдачу отчетов в статистику повысили. Уж не знаю, как все успеть.

Елена Сафарова:

– Пока рано говорить о том, увеличат объем отчетов или уменьшат. Все зависит от того, как построят взаимодействие ФНС и фонды. Возможно, инспекторы будут контролировать уплату, а фонды – расчет пособий и льгот. Если персонифицированный учет сохранится за ПФР, РСВ-1 и новый ежемесячный СЗВ-М вряд ли отменят. Тогда объем отчетов только вырастет.

Анна Матвеева:

– А когда контроль над взносами планируют передать ФНС? Это случится уже в 2016 году?

Сергей Тараканов:

– Вряд ли. В проекте дорожной карты ФНС написала, что планирует администрировать взносы с 1 января 2017 года. До этого момента надо поправить все законы, синхронизировать базы ФНС, ПФР и ФСС. Для этого до 1 февраля 2017 года фонды должны свериться с компаниями.

Анна Матвеева:

– Есть риск, что из-за перехода потеряют данные. Или передадут только сальдо расчетов. А если потом возникнет расхождение? Из-за переноса баз бухгалтеру придется потратить массу времени на поиск ошибки и исправление.

Елена Сафарова:

– Согласна. Поэтому советую тщательно свериться с ПФР, если примут закон о передаче взносов.

Анна Матвеева:

– Вам не кажется, что идея не нова? Подобное уже было раньше. Мне это напоминает возврат ЕСН.

Сергей Тараканов:

– Можно провести параллель между ЕСН и планируемым единым взносом (если его все же введут).

Напомню, что ЕСН заменили на взносы в 2010 году, чтобы реформировать пенсионную систему. Работники смогли вкладываться в накопительную часть. Появились негосударственные пенсионные фонды.

Елена Сафарова:

– Кстати, передача взносов ФНС – продолжение тренда. Налоговикам уже отдали сбор акцизов и таможенных платежей. Указ об этом президент подписал 15 января – в тот же день, что и о передаче взносов.

Анна Матвеева:

– Хорошо, что таможенную службу отдадут под контроль ФНС. Это поможет ускорить возмещение НДС экспортерам. Сейчас этот процесс трудозатратный и долгий.

Сергей Тараканов:

– К тому же объединение ФНС и таможни поможет лучше контролировать товарный поток и находить подозрительные сделки.

Сейчас особенно популярна схема с занижением таможенной стоимости. Например, компания ввозит дорогой товар. А растаможивает под видом дешевого. В России товар продают однодневке по заниженной цене. А она перепродает в несколько раз дороже. Однодневка НДС с реализации не платит, а покупатель предъявляет налог к вычету.

Когда база ФНС и таможенной службы станет единой, раскрывать такие схемы станет легче.

Страховые взносы будет собирать ФНС. Указ об этом подписал президент 15 января. Чиновники считают, что поправки увеличат собираемость платежей. Налоговики предложили свой вариант, по которому можно реализовывать идею (письмо от 2 февраля 2016 г. № БС-4-11/1539). Они хотят ввести единый социальный взнос к 1 января 2017 года.

Страховые взносы под контролем налоговой: чего ожидать, к чему готовиться

Что ж давайте попробуем вместе разобраться, чем это обернётся для бизнеса. Несложно догадаться, что подобное делегирование нехарактерных для налоговиков полномочий произошло неслучайно. Причиной послужила низкая собираемость данных взносов и острая необходимость в наполнении госбюджета. На практике это нововведение обернётся ужесточением контроля над процессом сбора страховых взносов.

Важно! За ФСС остаётся контроль над взносами «на травматизм», который будет перечисляться на отдельный код бюджетной классификации.

С 2019 – 2020 года контроль за страховыми взносами будет осуществлять фнс

С 2020 года страховые взносы передадут под контроль ФНС

Сегодня рассмотрим тему: «с 2019 — 2020 года контроль за страховыми взносами будет осуществлять фнс» и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в х к статье.

6 июля 2018 года Комитет Госдумы по бюджету и налогам опубликовал предварительные Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. Помимо прочего, они включают основные направления налоговой политики на 2019-2021 годы. Рассматриваем запланированные 13 мер, некоторые из которых уже почти реализованы в виде федеральных законов.

Нет видео.

Видео (кликните для воспроизведения).
  • применения пониженных ставок по налогу на прибыль участниками и резидентами особых экономических зон региональных инвестиционных проектов, специальных инвестконтрактов, территорий опережающего социально-экономического развития;
  • если одна из сторон сделки –плательщик НДПИ, и предмет сделок – добытое полезное ископаемое, при добыче которого налогообложение происходит по налоговой ставке в процентах.
  • освобождение плательщиков от такой налоговой ответственности при условии, что применение трансфертных цен не повлекло уменьшение совокупной суммы налога, зачисляемой сторонами таких сделок в консолидированный бюджет РФ по итогам одного налогового периода, в котором совершена контролируемая сделка;
  • начисление штрафа на разницу между суммой неуплаченного налога одной стороной сделки и налогом, подлежащим возврату/зачету другой стороне контролируемой сделки (российской организации).

Кто производит контроль за уплатой страховых взносов с 2019 года

В течение семи лет, начиная с 2010 года, всеми вопросами, касающимися нюансов исчисления страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты, занимались специальные внебюджетные фонды, именуемые также органами контроля за уплатой страховых взносов.

Читайте также:  Оплата страховых взносов за ИП (без работников) со счета физ лица (принадлежит ИП), можно или нет?

Однако, в соответствии с внесенными в профильное законодательство изменениями, с начала 2019 года это стало сферой контроля органов налоговой службы. Лишь страховые взносы от НС и ПЗ по-прежнему остались в ведении ФСС.

Нововведения призваны снизить административную нагрузку на хозяйствующие объекты благодаря сокращению численности контролирующих госорганов, улучшению качества проверок и оптимизации количества отчетных документов, которые предоставляются в соответствующие органы.

С 1 января 2019 года начала действовать 34-я глава Налогового кодекса о страховых взносах, которая вобрала в себя основную суть ФЗ под номером 212. Кроме того, с этого момента вступили в силу изменения в ряд других законов, затрагивающих данный вопрос.

Согласно ФЗ под номером 250 контроль за уплатой страховых взносов с 2019 года переходит в ведение органов налоговой, которые также будут проводить камеральные и выездные проверки.

Работа с лицами, уклоняющимися от уплаты, взыскание взносов, выполнение зачетов и возвратов переплаченных средств, а также ряд иных вопросов, имеющих отношение к администрированию страховых взносов, но при этом не регламентированных 34-й главой Налогового кодекса, будут регулироваться нормами первой части данного кодекса.

Нет видео.

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с 1-м подпунктом 1-го пункта 419-й статьи Налогового кодекса в качестве плательщиков страховых взносов выступают лица, которые по федеральному законодательству являются страхователями и производят выплату различных вознаграждений в пользу физлиц. Это могут быть как организации и ИП, так и физические лица, индивидуальными предпринимателями не зарегистрированные.

Во 2-м подпункте детализируется список плательщиков, которые выплаты физлицам не осуществляют. Сюда относят ИП, адвокатов и нотариусов, оценщиков, арбитражных управляющих и иных лиц, у которых собственная частная практика.

В случае, если тот, кто должен платить взносы одновременно относится к нескольким категориям, ему надлежит исчислять и уплачивать страховые взносы по каждому из оснований в отдельности.

Первый пункт 420-й статьи налогового кодекса в качестве объекта, с которого уплачиваются страховые взносы, рассматривает суммы выплат и других вознаграждений в пользу физлиц, которые должны иметь обязательное соцстрахование:

  • согласно гражданско-правовым соглашениям, предметом которых является выполнение работ либо предоставление услуг;
  • в соответствии с договорами авторского заказа авторам выполненных произведений;
  • согласно договорам, по которым предусмотрено отчуждение исключительного права на научные, литературные произведения, творения искусства, а также лицензионным договорам, которыми предоставляется право пользования такими произведениями.

В статье 421-й Налогового кодекса указано, что база для исчисления страховых взносов определяется после того, как очередной календарный месяц подходит к завершению. Она представляет собой сумму выплат и иного рода вознаграждений, которые начисляются отдельно в пользу каждого физлица от начала расчетного периода.

Пункт 3-й 421-й статьи НК гласит, что для плательщиков, которые выплачивают определенные вознаграждения физлицам, устанавливается граничная величина базы, от которой исчисляются страховые на обязательное страхования. Это касается как пенсионного, так и соцстрахования на случай наступления временной нетрудоспособности или беременности.

В первом случае при установке предельного размера отталкиваются от суммы среднего по стране заработка, умноженного на число месяцев, то есть 12. Также по отношению к этому значению используется так называемый повышающий коэффициент, в 2019 году равный 1,9 (до 2021 года он будет регулярно повышаться на 0,1).

Узнать все про тарифы на 2019 год и расчет страховых взносов вы можете из нашей статьи.

Во втором случае предельная величина базы определяется в соответствии с ежегодной индексацией, производимой в начале каждого года пропорционально росту средней зарплаты. Начиная с 2022 года по аналогичному принципу будет индексироваться максимальная база для расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

С различного рода вознаграждений, которые были выплачены физлицам свыше максимального лимита базы для расчета страховых взносов, установленного в конкретный период, взимание страховых взносов не производится.

База, от которой страховые взносы рассчитываются в том случае, когда имеют место выплате в натуральной форме, определяется в виде стоимости выданных товаров или прочего имущества в соответствии с его стоимостью. В этой цене учитывается суммы НДС с акцизами, но из нее при этом исключаются средства, частично покрывающие стоимость полученных физлицом товаров и уплаченные им.

Читайте так же:  Отчет cзв-стаж при увольнении выдавать или нет

Передача контроля за уплатой страховых взносов с 2019 года

С начала января вступили в силу две новых главы, дополняющих Налоговый кодекс и касающихся страховых взносов. В соответствии с ними контроль за уплатой страховых взносов с 2019 года Пенсионный фонд и Фонд соцстрахования утрачивают.

  • Отныне все вопросы, касающиеся платежей по страховым взносам на соцстрахование по нетрудоспособности временного характера и материнству, так же, как и на пенсионное с медицинским, переходят в ведение ФНС.
  • Ответственность налоговой службы также будет распространяться на взыскание задолженностей по вышеотмеченным платежам и накопившихся к началу 2019 года штрафов и пеней.
  • Фонд соцстрахования по-прежнему будет заниматься только администрированием взносов на обязательное соцстрахование от полученных на производстве травм и иных несчастных случаев, а также от заработанных при выполнении своих непосредственных служебных обязанностей заболеваний профессионального характера.

Налоговая служба — новый участник системы, обеспечивающий взимание всего многообразия страховых взносов. В этой связи организации и предпринимателей ожидает увеличение непосредственно численности проверяющих, а также количества требуемых к предъявлению форм отчетностей.

Ранее страхователю требовалось предъявлять в фонды только две основные формы (по одной в ПФ и ФСС), с 2019 года к этому добавилась еще и необходимость отчитываться по взносам перед налоговой.

Отечественной ФНС был разработан расчет по страховым взносам, который объединил в себе особенности форм для двух вышеупомянутых органов. Форма была согласована в госфондах внебюджетного типа, и ее использование потребуется один аз в квартал, начиная с первого квартала 2019 года.

Данные перемены побудили Пенсионный фонд обновить существовавшие ранее формы документов, что было предусмотрено положениями 8-й статьи ФЗ под номером 27.

В ней идет речь о том, что информация относительно индивидуального учета в системе обязательного страхования будущих пенсионеров по данным формам должны предоставляться в Пенсионный фонд, а тот, в свою очередь, должен контролировать, насколько эти сведения являются достоверными.

Теперь сведения относительно продолжительности стажа должны подаваться до начала марта после окончания отчетного периода. Работодатель по-прежнему несет ответственность за ежемесячное предоставление в ПФ тех сведений, которые и сейчас подаются туда по форме СЭВ-М. Делаться это должно в срок до 15-го числа того месяца, который идет после завершения отчетного периода.

Информация относительно суммы получаемого дохода, на которую были начислены взносы на обязательное страхование будущих пенсионеров, суммы этих самых взносов, должна также поступать в орган налоговой службы вместе с расчетом по страховым взносам. Подача данного расчета в налоговый департамент должна осуществляться до 30-го числа идущего за расчетным периодом месяца.

В Фонд соцстрахования предусмотрена подача расчета по взносам на обязательное соцстрахование от несчастных случаев и заболеваний профхарактера, которые были начислены и уплачены. То же самое касается расходов на выплату страхового обеспечения.

Введенная форма расчетов, получившая название 4-ФСС, будет подаваться по завершении каждого квартала. Сделать это можно либо в привычном бумажном варианте в течение двадцати первых дней следующего за отчетным периодом месяца, либо в электронном формате, на заполнение и предоставление проверяющим органам которого дается на пять дней больше.

  1. Несмотря на то, что все нововведения, по словам законодателей, направлены на облегчение жизни плательщиков и оптимизацию всего процесса подачи отчетностей, на практике говорить о таком эффекте вряд ли стоит.
  2. Это обусловлено сохранением за Фондом соцстрахования ряда полномочий, а также необходимостью представления в Песионный фонд, данных относительно индивидуального учета плательщика.
  3. Сроки уплаты страховых взносов ФСС можно узнать тут.
  4. Узнать подробности об начислении страховых взносов ПФР в 2019 году можно в нашей статье.

С 1 января 2019 года установлены новые ставки и тарифы по страховым взносам. Льготные тарифы для большинства плательщиков взносов отменены Это следует из Федерального закона от 27.11.2017 № 361-ФЗ. В нашей таблице собраны ставки страховых взносов на 2019 год во внебюджетные фонды.

Читайте также:  Банки будут сообщать обо всех наличных операциях юрлиц и ИП на сумму свыше 600 000 рублей

Прежде всего всем бухгалтерам нужно обратить внимание, что изменились ставки по взносам для УСН и ЕНВД. Из-за чего многим компаниям и ИП придется пересчитать платежи в ФНС, таблицу новых тарифов скачайте в журнале “Упрощенка”.

В 2019 году страховые взносы перечисляйте в налоговую инспекцию в соответствии с главой 34 НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ страховые взносы платят:

  • лица, производящие выплаты и иные вознаграждения гражданам;
  • индивидуальные предприниматели.

Если предприниматель имеет наемных работников или производит выплаты иным лицам, он одновременно относится и к первой, и ко второй группе плательщиков страховых взносов. А, значит, платит взносы и как работодатель, и за себя лично.

Работодатели исчисляют и уплачивают взносы в налоговую инспекцию:

  • на обязательное пенсионное страхование;
  • обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • обязательное медицинское страхование.

Также уплачиваются взносы в ФСС по травматизму — на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Федеральный закон от 24.07.

98 № 125-ФЗ, далее — Закон № 125-ФЗ). В данной статье мы поговорим только о взносах, начисляемых в соответствии с Налоговым кодексом.

А по взносам по Закону № 125-ФЗ найдете информацию в отдельном материале правовой энциклопедии.

Размер тарифов для начисления взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование зависит:

  • от категории плательщика (организация должна начислять взносы по общим тарифам или вправе применять пониженные тарифы взносов);
  • от категории сотрудника, в пользу которого производятся выплаты;
  • от суммы выплат, начисленных сотруднику в течение года (более величины предельной базы или менее этой суммы).

Если организация не имеет права на применение пониженных тарифов, то в отношении выплат она должна начислять страховые взносы по общим ставкам (ст. 426 НК РФ):

  • взносы на обязательное пенсионное страхование — по тарифу 22% с выплат, не превышающих предельную базу в размере 1 150 000 руб. Сверх превышения такой базы применяется тариф 10%. Страховые взносы перечисляются одним платежным поручением без распределения взносов на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии. При этом КБК указывается тот, который предусмотрен для платежей, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии.
  • взносы на обязательное социальное страхование – по тарифу 2,9% с выплат, не превышающих предельную базу в размере 865 000 рублей. Сверх превышения взносы не платятся;
  • взносы на обязательное медицинское страхование — по тарифу 5,1% независимо от величины доходов. То есть взносы начисляются со всех выплат. Предельная база здесь не установлена.

Для льготных категорий плательщиков страховых взносов обложение сумм выплат, превышающих предельную величину базы, не предусмотрено (п. 2 ст. 427 НК РФ).

Что касается предпринимателей (плательщиков, не производящих выплаты в пользу физлиц), то размер взносов за себя они определяют исходя из минимального размера оплаты труда. А если сумма годового дохода превышает 300 000 руб., то также считается вторая часть личных взносов с суммы такого превышения (подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ).

В таблицах представлены тарифы взносов на 2019 год.

Тарифы по страховым взносам с зарплаты работников (нет льгот)

Общий процент отчислений в фонды остается прежним по сравнению с предыдущим годом – 30%, из них:

  • 20% в Пенсионный фонд
  • 2,9% в Фонд социального страхования
  • 5,1% в Фонд медицинского страхования

Одно из главных изменений в сфере страховых взносов, действующее с 2019 года, это подросшие предельные базы по сумме выплат в пользу работника. Теперь лимиты установлены в размере ( п. 4-6 ст. 421 НК РФ, Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 N 1426):

  • 1 150 000 руб. для взносов на ОПС (было 1 021 000 руб.);
  • 865 000 руб. для взносов на ВНиМ (было 815 000 руб.).

Но кроме того, изменились ставки страховых взносов, начисляемых с зарплаты и иных вознаграждений работников и лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры.

Основные ставки страховых взносов для работодателей

Как вы помните, ранее в НК предусматривалось, что совокупный тариф в размере 30%, по которому исчисляют взносы большинство страхователей, будет действовать временно – в период с 2017 по 2020 гг. (ст. 426 НК РФ).

А после указанного срока тариф взносов на ОПС должен был вырасти на 4% до 26%, а совокупный тариф – с 30% до 34% (пп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ в ред., действ. до 01.01.2019). Однако законодатели передумали. И указанные основные тарифы взносов с 2019 года переходят из разряда временных в постоянные.

В связи с этим в 2019 году применяются прежние тарифы (п. 2 ст. 425 НК РФ):

  • на ОПС – 22% в рамках предельной величины базы и 10% при ее превышении;
  • на ВНиМ – 2,9%;
  • на ОМС – 5,1%;

Передача функций администрирования страховых взносов в Федеральную налоговую службу

В 2020 г. администрирование страховых взносов передано под ведомство ФНС. Теперь работодатели будут исчислять страховые взносы по новым правилам и сдавать отчетность по новым формам и в другие сроки, нежели это было в 2020 году.

Нет времени читать? Шпаргалка по содержанию статьи:

  • Изменения в страховых взносах в 2020 году
  • Какие взносы в 2020 перейдут ФНС, а какие останутся у ПФР и ФСС
  • Пени и штрафы по взносам: кому платить в 2017
  • Уплата страховых взносов обособленными подразделениями
  • Страховые взносы по командировочным в 2020 году
  • Тарифы страховых взносов в 2020: увеличение налогооблагаемой базы
  • Расчет по страховым взносам в ФНС
  • Изменения в отчетности для ПФР и ФСС

Федеральная налоговая служба как администратор страховых платежей: основные задачи

С 01.01.2017 ФНС РФ занимается администрированием большей части страховых платежей — всех, кроме взносов на травматизм, которые остались в ведении ФСС.

Главным фактором, предопределившим реформу в системе администрирования страховых платежей, эксперты называют не самый высокий уровень собираемости взносов фондами, которые ранее за них отвечали, — ПФР (отвечал также за сбор платежей для ФФОМС) и ФСС (в части взносов по больничным и декретным).

Отметим, что ФНС уже имеет опыт сборов подобных платежей. С 2001 по 2009 год ведомство администрировало единый социальный налог (ЕСН), позднее замененный взносами в ПФР, ФСС и ФФОМС. Примечательно, что до 2001 года за сбор взносов также отвечали внебюджетные фонды.

Процедура взаимодействия нового администратора соответствующих взносов с налогоплательщиками принципиально не изменилась в сравнении с работой ПФР и ФСС. Прежними остались наименования взносов, принципы их исчисления, применение льгот, сроки уплаты.

  Как оплачивается отпуск по трудовому кодексу

Однако основным регулирующим нормативным актом в рамках данных правоотношений стал НК РФ. В нем появилась новая глава 34, которая заменила ранее действовавшие федеральные законы, по которым осуществлялось администрирование страховых взносов государственными фондами.

Узнать больше об особенностях нового законодательства о страховых взносах вы можете в статье «Налоговый кодекс и страховые взносы в 2017 году».

Полезно будет узнать больше о том, как именно разграничиваются полномочия между ФНС — текущим основным администратором страховых платежей, ПФР и ФСС — прежними администраторами данных платежей.

Что такое администрирование страховых взносов?

До настоящего момента времени администрирование взносов осуществляют внебюджетные фонды самостоятельно. Понятие администрирование включает такие функции, как:

  1. Ежемесячный сбор социальных, пенсионных, медицинских отчислений.
  2. Проведение регулярных выездных проверок на предмет правильности исчисления страховых платежей и своевременности их уплаты.
  3. Проведение камеральных проверок страхователей.
  4. Проверка своевременности подачи отчетности по начисленным и перечисленным взносам и правильность ее заполнения.
  5. Создание единого ресурса, включающего информацию о населении.
  6. Формирование единой базы о регистрируемых актах гражданского состояния (заключение, расторжение брака, рождение и смерть человека, усыновление, отцовство и прочие акты).

Отчетность по страховым платежам в ФНС: нюансы

В новые полномочия ФНС наряду с администрированием страховых платежей также входит получение отчетности по соответствующим платежам. Изначально данная компетенция принадлежала нескольким государственным фондам, и потому фирмы-работодатели были обязаны предоставлять несколько видов отчетности по страховым платежам.

Читайте также:  Поддержка малого бизнеса в Москве и основные центры по ее обеспечению

В частности:

  • в ПФР — формы РСВ-1 и СВЗ-М;
  • в ФСС — форму 4-ФСС.

За периоды начиная с 2020 года налогоплательщики предоставляют новый вид отчетности — Единый расчет по форме КНД 1151111 и направляют его в ФНС.

В свою очередь, в компетенции ПФР остается получение отчетности по форме СЗВ-М. В ПФР также нужно будет направлять новую форму — СЗВ-СТАЖ (в первый раз, по итогам деятельности в 2020 году, предоставляется до 01.03.2018).

Фнс улучшит собираемость страховых взносов с бизнеса

МОСКВА, 13 февраля. /Кор. ТАСС Юлия Ермилова/.

Предприниматели начиная с этого года будут перечислять страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование в Федеральную налоговую службу (ФНС), которая администрирует соцвзносы с 1 января 2017 года. Российскому бизнесу это упростит отчетность, а бюджету должно принести дополнительно, по разным оценкам, до 100 млрд рублей в год.

«Думаю, что правительство возлагает большие надежды на усовершенствование системы сбора страховых взносов с помощью ФНС. Ведь налоговая служба традиционно считается в данном вопросе одной из самых действенных организаций», — отметил руководитель компании по аутсорсингу бухгалтерских услуг «Яшин и партнеры» Сергей Яшин.

По мнению бизнесмена, ФНС традиционно является одной из самых эффективных структур по критерию собираемости налоговых платежей, и внедрение аналогичного подхода к оплате страховых взносов существенно увеличит поступления в бюджет. 

Однако отчетность за 2016 год организации будут сдавать по старым правилам: в Пенсионный фонд России (ПФР) — до 20 февраля, в Фонд социального страхования — до 25 января. Отчетность за первый квартал будет сдаваться уже в ФНС, и срок для ее сдачи будет единым — до 2 мая 2017 года (переносится с 30 апреля 2017 года, которое является выходным днем).

Переход для бизнеса будет плавным

Срок уплаты страховых взносов по 2017 году остается прежним — она производится каждого 15-го числа следующего календарного месяца. Уплата страховых взносов будет проводиться отдельными платежными поручениями по каждому виду обязательного страхования.

Тарифы страховых взносов тоже не изменились. Для основной категории плательщиков на 2017-2019 годы общий тариф соцвзносов составляет 30% (ПФР — 22%, ФСС — 2,9%, ФОМС — 5,1%). Предельная база, с которой начисляют взносы в ПФР, составляет 796 тыс. рублей, в ФСС — 718 тыс. рублей (прим. — Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265).

Кроме того, для отдельных категорий плательщиков установлены пониженные тарифы страховых взносов, размер и период действия которых практически не изменились. Исключение составляют IT-организации. Для них пониженный тариф страховых взносов в размере 14% сохраняется до 2023 года включительно.

Пониженные тарифы также действуют и для субъектов МСБ (прим. — малый и средний бизнес): для тех предпринимателей, которые применяют упрощенную систему налогообложения и осуществляют определенные виды деятельности в производственной и социальной сфере, тарифы на страховые взносы составляют 20% до 2018 года.

Владельцы малого бизнеса станут внимательнее

Президент группы компаний «Русский огород» и вице-президент общественной организации по поддержке малого и среднего бизнеса «Опора России» Владислав Корочкин считает, что ФНС сможет плодотворно повлиять на сбор социальных страховых взносов с предпринимателей, в особенности с владельцев малых предприятий. 

«Владельцы небольших компаний чаще забывают вовремя уплачивать соцвзносы, в отличие от своих коллег из большого бизнеса. Это происходит потому, что большинство мелких предпринимателей одновременно и развивают бизнес, и сами готовят отчетность в контролирующие органы.

Думаю, что владельцы маленьких компаний станут более дисциплинированными, сдавая всю документацию по налоговым и неналоговым платежам в один контролирующий орган — ФНС. Ведь любой бизнес заинтересован в хороших отношениях с налоговой инспекцией», — подчеркнул Корочкин.

Он также напомнил, что от уплаты всех налогов и страховых сборов на два года освобождаются льготные категории самозанятых предпринимателей: домохозяйки, частные репетиторы и няни.

Среди прочего эксперты отметили следующий положительный момент для бизнеса: сегодня российские компании ожидают, что количество отчетов и бумажной волокиты существенно сократится, и передача администрирования страховых взносов под управление ФНС — это лишь первые шаги.

Сбор страховых взносов — под особый контроль

Сотрудники Федеральной налоговой службы также заверили, что передача страховых взносов в администрирование налоговых органов, по сути, лишь технический прием, а все элементы взимания страховых взносов остаются прежними: категории плательщиков, облагаемая база, тарифы, необлагаемые суммы и льготные категории плательщиков (малый бизнес и отдельные отрасли экономики).

Налоги-2020: Правительство Мишустина выбивать долги из народа зовет силовиков

Новое правительство во главе с Михаилом Мишустиным занято поиском денег на реализацию новых социальных реформ, о которых президент объявил в послании к Федеральному Собранию. Счетная палата оценивает дополнительные расходы в 450-500 млрд рублей ежегодно.

Задачи поставлены и правду важные: кто же откажется от бесплатного горячего питания в школах или повышения маткапитала? Кремль также доволен: новые социальные реформы позволят беспрепятственно провести транзит власти.

Особенно если граждане не будут задумываться, что «золотая манна» за их собственные деньги.

Мишустин — профессиональный налоговик, и как никто другой знает тонкости фискальной системы. Но «трясти» олигархов и экспортные корпорации он не намерен.

Зато уже заявил, что категорично против снижения подоходного налога для малоимущих, зато пора, мол, заняться «инвентаризацией» реальных доходов работающих пенсионеров (речь идет, кстати, о почти 10 млн человек). Проще говоря, вытрясти сбережения из их перин.

Также к сбору налогов подключаются силовики, а именно — ФСБ. Они получат право взаимодействовать с фискалами во всех случаях, связанных с неуплатой налогов в крупных размерах и банкротствах.

Фискальные таланты Мишустина явно преувеличены

— С точки зрения сбора налогов Мишустин выполнял свою функцию. Впрочем, когда мы слышим, будто собираемость налогов при нем в России резко выросла, надо понимать, что это касается в большей степени нефтегазовых доходов, которые достаточно просты в администрировании при наличии политической воли их взымать, — говорит старший научный сотрудник Института экономической политики Сергей Жаворонков. — А вот поступление ненефтегазовых налогов в консолидированном бюджете за последние годы увеличивалось не больше чем на 12-14% в год (тут надо делать поправку и на инфляцию, кстати). Сама ФНС говорит о цифровизации, о борьбе с уклонением от уплаты налогов. Но практика общения с ФНС сводится к тому, что цифровизация — это когда с тебя налог надо максимально быстро списать, счет заблокировать, а вот когда возместить — это долго и мучительно.

ФНС расширяет сферу контроля за доходами граждан

— Во время встречи с депутатами от фракции КПРФ новый премьер-министр заявил, что «пока не стоит ничего трогать в пенсионной реформе и необходимо разобраться с доходами и дожитием граждан», — напоминает советник председателя Российского союза налогоплательщиков, адвокат Даханаго Нагоева. — Как бы там ни было в будущем, на сегодняшний день такое высказывание Михаила Мишустина может говорить о следующем. Первое: новый премьер-министр поддерживает пенсионную реформу и будет в дальнейшем развивать ее в заданном Дмитрием Медведевым направлении. Либо второй вариант: Мишустин действительно считает необходимым разобраться в ситуации и, сделав определенные выводы, предложить свои коррективы в реформу.

«СП»: — А вы склоняетесь к какому из двух вариантов?

— На протяжении десяти лет Мишустин возглавлял ФНС России. Логично предположить, что о размере доходов граждан, а также о том, с каких именно доходов не поступают страховые взносы в бюджет страны, он знает не понаслышке.

Более того, на мой взгляд, в последние несколько лет уже предпринимаются некоторые шаги для выявления доходов, на которые можно было бы начислить страховые взносы.

Так, по оценкам РАНХиГС, сегодня до 35% зарплат выплачивается в конвертах в обход страховых платежей. Серая зарплата, как правило, образуется у самозанятого населения.

В 2019 году был введен новый налог на профессиональный доход (налог на самозанятых), пока что в качестве эксперимента действующий в некоторых регионах. Введение данного налога позволит выявить значительный объем доходов, который раньше был невидим налоговым службам.

«СП»: — Но вам ведь хорошо известно, что граждане крайне негативно восприняли введение налога на самозанятых. При этом Мишустин предлагает расширить сферу контроля за доходами граждан.

— Да, сфера контроля расширяется.

На сегодняшний день разрабатывается новый приказ ФНС России, который предусматривает новые формы и формат сообщений банка налоговому органу о предоставлении права (прекращении права) физическому лицу использовать электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств. Данный приказ позволит ФНС получать от банков информацию обо всех электронных перечислениях физического лица.

Можно предположить, что в будущем все эти доходы могут стать объектом обложения страховыми взносами.

На этом фоне становятся понятными и необходимость оптимизации работы Пенсионного фонда и его штата, и, в частности, заявления о возможном внедрении цифровых сервисов, упомянутых вице-премьером Татьяной Голиковой во время представления нового руководителя фонда Максима Топилина.

Как известно, все глобальные изменения в деятельности ФНС в период работы Мишустина в качестве руководителя данного ведомства связаны с электронными технологиями.

Представляется, что аналогичные подходы к работе всех министерств и ведомств позволят, в целом, повысить доходную часть бюджета страны, а также улучшить их результативность и эффективность.

Но вот о социальной направленности таких шагов пока речь не ведется.

Новости России: Новый генпрокурор пообещал жестко реагировать на коррупцию

Видео дня. Правительство продлит субсидии на оплату услуг ЖКХ

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *