Правомерен ли отказ при подаче плб по причине наличия задолженности перед налоговым органом?

Процедура государственной регистрации ООО и других хозяйственных обществ достаточно строго регламентирована российским законодательством.

Исходя из действующих норм права, Налоговая служба (ФНС) — орган, отвечающий за внесение сведений о фирмах в государственный реестр, может в тех или иных случаях принимать отрицательные решения касательно соответствующей регистрации.

Чем это может быть обусловлено? Какими могут быть ответные действия учредителя хозяйственного общества?

Почему ФНС может отказать в регистрации хозяйственного общества?

Правомерен ли отказ при подаче ПЛБ по причине наличия задолженности перед налоговым органом?

Если в налоговой отказали в регистрации ООО, то это практически всегда обусловлено тем, что ФНС при проверке документов и сведений об учредителе фирмы обнаружило то или иное основание для отказа во внесении сведений о хозяйствующем субъекте в государственный реестр. К таковым основаниям относятся:

  1. Непредставление учредителем ООО полного комплекта документов, которые необходимы для осуществления регистрации предприятия.
  2. Предоставление соответствующих документов в территориальное представительство ФНС, юрисдикция которого не распространяется на район, в котором будет вести деятельность предприятие.
  3. Предоставление документов, не заверенных нотариусом в установленном порядке, в то время как данное заверение — обязательное условие регистрации в том или ином случае.
  4. Подписание документов на регистрацию ООО, предоставленных в ФНС, лицом, не имеющим на то полномочий.
  5. Предложение ФНС зарегистрировать ООО с названием, не соответствующим законодательным критериям.
  6. Несовпадение паспортных данных учредителя хозяйственного общества, которые приведены в заявлении на регистрацию, и реальных паспортных данных учредителя.
  7. Получение Налоговой инспекцией в процессе регистрации компании сведений о недопустимости осуществления соответствующей регистрации — например, на основании решения суда.
  8. Подача документов на регистрацию ООО учредителем, который в силу решения суда не имеет права заниматься коммерческой деятельностью.
  9. Получение Налоговой инспекцией сведений о недостоверности информации, отраженной в регистрационных документах (данные сведения проверяются в предусмотренных законом случаях).
  10. Подача документов на регистрацию компании учредителем, который:
  • ранее владел более, чем 50% уставного капитала ООО, имевшего долги перед бюджетом России на том или ином уровне и не погасившего данные долги в силу признания их безнадежными (при этом исключенного из государственного реестра менее, чем за 3 года до подачи документов на регистрацию);
  • ранее имел право действовать без доверенности от имени соответствующего ООО — со списанными долгами, исключенного из реестра менее, чем за 3 года до подачи данным учредителем документов на регистрацию новой фирмы;
  • имеет право действовать без доверенности от имени хозяйственного общества, в отношении которого в государственном реестре присутствует запись о недостоверности предусмотренных законом сведений о юрлице (при этом внесенная менее, чем за 3 года до регистрации нового юрлица), либо при наличии неисполненного судебного решения касательно ликвидации данного хозяйственного общества;
  • владеет не менее, чем 50% уставного капитала соответствующего хозяйственного общества — с записью о недостоверностью сведений или подлежащего ликвидации по решению суда.
  1. Несоблюдение определенного отдельными нормативными актами порядка ликвидации или же реорганизации хозяйственного общества и иных требований, исполнение которых обязательно для осуществления регистрации ООО.

Стоит отметить, что если на момент подачи документов на регистрацию юрлица в ФНС не завершен судебный спор или третейское разбирательство о величине доли в уставном капитале ООО либо иной подобный спор, то данное обстоятельство никак не влияет на возможность государственной регистрации компании.

При наличии тех или иных оснований об отказе в регистрации ООО инспекторы ФНС издают решение по установленной форме. Рассмотрим его специфику.

Что представляет собой решение об отказе в регистрации ООО?

Правомерен ли отказ при подаче ПЛБ по причине наличия задолженности перед налоговым органом?

Решение выносится Налоговой службы в те же сроки, что установлены для осуществления государственной регистрации хозяйственного общества. Изданный документ установленным способом передается учредителю ООО, подавшему документы на регистрацию фирмы, или же его представителю, имеющему необходимые полномочия — которые заверяются нотариально. В общем случае — по почте (на адрес, фигурирующий в поданных документах).

Если документы на регистрацию подавались через многофункциональный центр, то через него же ФНС направляет решение заявителю. Если для этого задействовались электронные каналы, то решение ФНС направляется заявителю на его электронный адрес (но по запросу учредителя также выдается бумажный вариант решения).

Что делать при отрицательном решении ФНС?

Как быть учредителю фирмы, если Налоговая служба отказала ему в регистрации ООО? Варианты здесь могут быть следующие:

1. Оспаривание действий ФНС в судебном порядке.

Данный сценарий предполагает детальное рассмотрение причин отказа в регистрации компании — с учетом формулировок, приведенных в решении ведомства, возможно — с привлечением квалифицированных экспертов. В случае, если обнаружится явное несоответствие действий ФНС положениям закона, то, безусловно, имеет смысл инициировать подачу иска к налоговикам.

Необходимо будет подготовить достаточную доказательную базу, которая может быть предъявлена суду в рамках слушаний. В ее составе может присутствовать самый широкий спектр различных документов, многие из которых должны заверяться нотариально, соответствовать по форме и структуре требованиям, закрепленным законодательно.

Судебные издержки при инициировании соответствующего иска к ФНС могут быть достаточно высоки, однако, в конечном итоге они способны оправдать себя. При принятии судом решения в пользу истца проигравшая сторона компенсирует данные издержки. К тому же, истец впоследствии сможет зарегистрировать предприятие и начать успешный бизнес.

2. Подать документы на регистрацию фирмы повторно — с учетом формулировок, приведенных в решении ФНС об отказе внести сведения о хозяйствующем субъекте в государственные реестры.

Перечень оснований для отказа Налоговой службы в регистрации ООО четко закреплен на уровне федеральных нормативных актов. Особого пространства для толкования данных норм пронаблюдать сложно, поэтому маловероятно, что ФНС, не видя явного несоответствия поданных документов установленным требованиям, намеренно будет трактовать нормы права не в пользу предпринимателя.

Поэтому, позиция ФНС, закрепленная в решении об отказе в регистрации фирмы, в большинстве случаев обоснована, и, вместе с тем, применена в рамках достаточно прозрачного правового механизма, когда каждой из сторон правоотношений, в принципе, ясны причины принятия соответствующего решения налоговиками.

Таким образом, у учредителя, имеющего на руках решение ФНС, в котором однозначно приведены основания для отказа в регистрации фирмы, будут хорошие шансы зарегистрировать ООО со второго раза — при условии уделения достаточного внимания исправлению недочетов, обнаруженных ФНС при первой попытке внесения сведений о фирме в государственные реестры.

Следует иметь в виду, что при повторной подаче документов на регистрацию фирмы в ФНС необходимо еще раз уплатить государственную пошлину в установленном размере. Правомерный отказ Налоговой службы в регистрации предприятия не может быть рассмотрен в качестве основания для зачета уже уплаченной в бюджет суммы в рамках соответствующей пошлины.

При задействовании второго сценария имеет смысл запросить у ФНС дополнительные консультации — возможно, того инспектора, который и принимал решение по регистрации компании, изучая документы, что были предоставлены учредителем ООО. Безусловно, могут пригодиться и консультации сторонних экспертов — в частности, юристов, имеющих опыт в разрешении сложностей с регистрацией компаний.

Резюме

Законодательством РФ предусмотрен ряд оснований для отказа Налоговой службы — государственного органа, который осуществляет регистрацию юридических лиц, во внесении сведений о том или ином хозяйствующем субъекте в государственные реестры. В основном, подобные решения ФНС принимаются:

  • в связи с недоработками учредителей, подающих документы на регистрацию, при подготовке соответствующих документов;
  • в связи с несоответствующим статусом учредителя (например, если ранее заявитель занимался бизнесом, который остался должен бюджету).

Законом могут быть предусмотрены и иные основания для принятия ФНС отрицательного решения по регистрации фирмы.

Так или иначе, данное решение должно быть документально закрепленным и мотивированным. В нем должны отражаться объективные причины позиции ФНС — с обязательной ссылкой на регулирующее законодательство.

При получении отказа учредитель ООО может оспорить действия налоговиков в суде (подготовив необходимую доказательную базу) или же направить документы на регистрацию повторно (проработав указанные в решении ФНС причины отказа ведомства в регистрации фирмы). Во втором случае имеет смысл запросить консультации по регистрации компании непосредственно в Налоговой службе.

Случаи отказа налоговых органов в получении социальных и имущественных налоговых вычетов

Случаи отказа налоговых органов в получении социальных и имущественных налоговых вычетов

В этой статье рассмотрим, почему налоговый инспектор может отказать Вам в возврате подоходного налога.
Социальные налоговые вычеты.


Налоговый вычет за обучение не предоставят, если:

1) оплата производилась за подготовку налогоплательщика на ученую степень кандидата наук;
2) родитель оплачивал за обучение своего ребенка:
— на вечерней, заочной или очно-заочной форме обучения;
— ребенок достиг возраста или старше 24 лет;
Налоговый вычет на лечение не предоставят, если:

1) налоговому инспектору не был предоставлен оригинал рецепта 107-1/у
(148-1/у-88) на приобретение медикаментов, и если на них отсутствует

специальный штамп «Для налоговых органов»;

2) родитель оплачивал за лечение своего ребенка старше 18 лет;
3) отсутствует оригинал «Справки об оплате мед услуг для представления в налоговые органы РФ», и при отсутствии в данной справке

соответствующего кода медицинских услуг;

Читайте также:  Учредительные документы ООО в 2020 году

4) не был предоставлен договор на услуги по лечению (консультацию,
анализы). Указываю этот пункт, т.к. личный опыт показал, что договор
нужно брать даже на анализы ????
Имущественный налоговый вычет.

Налоговый вычет при покупке в собственность квартиры, дома, комнаты, земель и долей в них не предоставят, если:

1) физические лица, совершающие оформление сделки купли-продажи,
являются взаимозависимыми в соответствии со ст. 20 Налогового Кодекса

РФ;

2) ранее уже был предоставлен имущественный налоговый вычет:
— на тот же объект после 01.01.2000 г.,
— на другой объект;
3) Вы строите дачный домик, в свидетельстве на который указано, что это
нежилой объект, а также объектов без права регистрации по данному

объекту;

4) на приобретение недвижимости Вы использовали:
— средства федерального бюджета (средства работодателей, материнский капитал, сертификаты);
— расходы других налогоплательщиков.
Помимо выше написанного, все указанные налоговые вычеты Вам не
предоставят, если нет постоянной регистрации по местожительству, а также

если был предъявлен не полный пакет документов.

Налоговый вычет по налоговой декларации 3-НДФЛ за один год не представляется по расходам, произведенным согласно квитанций и чеков, за другие годы.
Например, если оплата за лечение была в 2010 году (дата квитанции
20.12.2010 г.), то эти расходы указываются в налоговой декларации 3-НДФЛ

тоже за период 2010 года.


Остатки налоговых вычетов не переносятся на следующие года.

Например, оплата обучения в 2011 году составила 140 000 рублей, а
максимальный размер налогового вычета за год = 120 000 рублей, то

оставшиеся 20 000 рублей прогорают.


В соответствии со ст.229 НК РФ все налоговые декларации 3-НДФЛ по
льготам (ст.218, 219, 220 НК РФ) представляются налогоплательщиком в

налоговый орган по своему месту регистрации.

При заполнении налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ необходимо правильно указывать реквизиты:
1. КБК (соответствие категории налогоплательщика и ставки налога)
2. при представлении декларации 3-НДФЛ к возврату: указывается ОКАТО
региона, в который была произведена уплата налога за соответствующий

налоговый период (см. ОКАТО работодателя из справки 2-НДФЛ).

3. при предоставлении декларации 3-НДФЛ к оплате: указывается ОКАТО
региона, в который представляется данная декларация (можно спросить в

налоговой инспекции по местожительству).

Обязательно указывайте все контактные телефоны на странице 1 налоговой декларации по форме 3-НДФЛ. Правомерен ли отказ при подаче ПЛБ по причине наличия задолженности перед налоговым органом?

Отказали в налоговом вычете: что делать

Время чтения 7 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

При оформлении гражданами РФ различных налоговых вычетов возможны ситуации, когда Налоговая инспекция отказывает в выплате соответствующих компенсаций. Что делать налогоплательщику в таких случаях? Можно ли рассчитывать на возврат НДФЛ через суд?

Отказ в налоговом вычете: действия налогоплательщика

Правомерен ли отказ при подаче ПЛБ по причине наличия задолженности перед налоговым органом?

В случае, если формулировки, приведенные в акте от ФНС, покажутся налогоплательщику необоснованными, то он вправе:

  1. Обжаловать результаты проверки в Налоговой инспекции (непосредственно в той, в которую подавал документы).
  2. Написать жалобу в региональное Управление ФНС (которому подчиняется местная Налоговая инспекция).
  3. Написать жалобу в центральный аппарат ФНС.
  4. Подать заявление в суд.

При этом налогоплательщик обязан перед тем, как обращаться в суд, попытаться решить вопрос в досудебном порядке — то есть, задействовать возможности по пунктам 1, 2 и 3 (по пунктам 1 и 3 — желательно, по пункту 2 — обязательно).

Обжалуем отказ в вычете в Налоговой инспекции

Условимся, что налогоплательщик решил действовать последовательно и начал с пункта 1. Обжаловать отказ в вычете непосредственно в той Налоговой инспекции, в которую направлялись документы на вычет, ему нужно будет успеть в течение 1 месяца после получения акта с отказом.

Обжалование действий налоговиков осуществляется посредством направления в соответствующее подразделение ФНС письменных возражений по формулировкам, приведенным в акте. Фиксируются данные возражения в документе, который составляется в свободной форме. К нему можно приложить другие документы, обосновывающие позицию налогоплательщика.

Пример.

Степанов А.В. получил отказ в имущественном вычете. В акте налоговой проверки от ФНС в качестве обоснования была приведена формулировка о том, что фамилия продавца квартиры (на которую оформляется вычет) совпадает с фамилией покупателя, то есть, налогоплательщика.

Таким образом, ФНС приходит к выводу, что гражданин не имеет права на вычет из-за того, что купил жилье у близкого родственника (позиция налоговиков основывается на пункте 5 статьи 220 НК РФ).

Степанов А.В. направляет в Налоговую инспекцию возражения, в которых указывает, что продавец является лишь его однофамильцем, но не близким родственником. Кроме того, он прилагает к документу, в котором зафиксированы возражения, справку о составе семьи, подтверждающую, что продавец не приходится близким родственником налогоплательщику.

Налоговая инспекция, получив возражения и дополняющие их документы от налогоплательщика, должна рассмотреть их в течение 10 дней (но в ряде случаев законодательство позволяет продлевать данный срок до 1 месяца).

Ответ ФНС также будет составлен по установленной форме — в виде акта. В нем будет отражено согласие или несогласие инспекторов с позицией налогоплательщика.

В первом случае специалисты ФНС предложат гражданину порядок действий по получению вычета — поскольку отказ в его перечислении признается ошибочным.

Во втором случае — ограничатся актом с формулировками, подтверждающими прежнюю позицию — о правомерности отказа в вычете.

Если в налоговой отказали в возмещении НДФЛ повторно — налогоплательщику придется действовать дальше.

А именно — обжаловать действия инспекторов в вышестоящую структуру ФНС. В принципе, обращаться в данную структуру можно сразу после отказа в получении вычета (но это может быть менее желательным по ряду причин — мы их рассмотрим далее).

Как обжаловать отказ в вышестоящей структуре ФНС

Вышестоящей структурой ФНС в данном случае может быть:

  1. Управление ФНС по региону (ему подотчетны местные Налоговые инспекции).

Обжаловать решение местных инспекторов в данной структуре нужно успеть в течение 1 года после получения от них акта с отказом в вычете (акта с подтверждением отказа в вычете).

Для оспаривания решения местных налоговиков в УФСН составляется жалоба. Она имеет свободную форму, но в ней должны отражаться:

  • ФИО налогоплательщика;
  • дата и номер обжалуемого акта от местной налоговой инспекции, название данной инспекции;
  • формулировки, отражающие неправомерность отказа местных налоговиков в предоставлении вычета;
  • конкретные требования (в случае с вычетом Степанова А.В. это может быть просьба установить факт правомерности получения им соответствующей компенсации исходя из того, что продавец квартиры не приходится ему родственником).

Примечательно, что направлять жалобу в УФСН нужно именно через местную Налоговую инспекцию. Ее сотрудники будут обязаны в течение 3 дней перенаправить жалобу в УФНС.

УФНС будет рассматривать жалобу в течение 15 дней. Это заметно дольше, чем рассмотрение проблемы на уровне местной инспекции: к тому же, еще 3 дня может потребоваться для направления жалобы в соответствующую структуру.

Именно по этой причине для налогоплательщика может быть желательным обращение не сразу в вышестоящую структуру ФНС, а в местную инспекцию: она решит вопрос быстрее, если у гражданина, действительно, есть веские доводы в свою пользу — у Степанова А.В. они, очевидно, есть.

  1. Непосредственно центральный аппарат ФНС (ему подотчетны Управления налоговой службы по регионам).

Если и в УФНС налогоплательщику не помогли — он может обратиться в центральный аппарат ФНС России.

Обжаловать решение Управления ФНС по региону в главной налоговой структуре можно в течение 3 месяцев после вынесения соответствующим Управлением решения, не устроившего налогоплательщика.

Порядок действий налогоплательщика будет аналогичным описанному выше (составляется жалоба, в ней отражаются доводы и просьбы налогоплательщика).

Если попытка решить проблему даже на уровне главной структуры ФНС ни к чему не привела — с точки зрения соблюдения прав налогоплательщика, то он вправе обратиться в суд.

При этом, в суд можно обратиться сразу после получения отказа от регионального Управления ФНС. Но это не всегда оптимальное решение — далее рассмотрим, почему.

Как и зачем обжаловать отказ в вычете в суде?

Итак, обжаловать отказ в вычете в суде можно:

  • сразу после получения отказа от УФНС (вместо дальнейшего обращения в ФНС);
  • после отказа в ФНС.

Предварительное обращение в ФНС, во-первых, практически гарантирует налогоплательщику решение его проблемы, если у него — как у Степанова А.В., есть реальные доводы в свою пользу. Во-вторых — не потребует уделения значительного времени на подготовку к судебному слушанию.

Данная подготовка предполагает:

  • составление административного заявления (это нужно успеть сделать в течение 3 месяцев после получения отказа от УФНС или ФНС);
  • уплату государственной пошлины;
  • подготовку документов, однозначно устанавливающих правомерность требований налогоплательщика.

Спор между налогоплательщиком и налоговой службой рассматривается в порядке административного судопроизводства. Данный процесс предполагает проведение достаточно длительных судебных слушаний, рассмотрение судом доводов сторон, доказательств.

Если сумма вычета — достаточно велика, и налогоплательщик с не меньшей вероятностью, чем Степанов А.В., уверен в своем успехе — можно, конечно, надеяться на положительный исход спора с налоговиками.

Читайте также:  Рассчитают ли сумму за патент пропорционально оставшимся дням до конца года?

Но, как правило, если проблему налогоплательщика не удалось решить на уровне ФНС, то этому есть законные причины.

Весьма маловероятно, что налоговики, рассмотрев обращение гражданина через все инстанции ведомства, окажутся неправы с точки зрения суда.

Таким образом, при отказе в вычете — желательно как можно активнее общаться все-таки со специалистами ФНС на разных уровнях работы ведомства.

В суд имеет смысл обращаться только при наличии исключительно веских доказательств ошибочности действий налоговиков.

При этом, крайне редки случаи, когда специалисты Налоговой инспекции позволяют себе незаконные действия при назначении гражданам, собственно, вычетов, предоставляемых в соответствии с законодательством РФ.

Налоговый орган вызвал на комиссию по НДС из-за сомнительного контрагента: что делать? | «Правовест Аудит»

ФНС России говорит о ежегодном увеличении поступлений налогов в бюджет при одновременном сокращении проводимых выездных налоговых проверок.

Причем растут показатели начислений в связи с добровольным уточнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств (прежде всего по НДС).

В частности, в итоговом докладе ФНС России о деятельности службы за 2019 год отмечается, что существенно возросла роль аналитической работы, позволившей получить в 2019 году дополнительные 131 миллиард рублей, уплаченные налогоплательщиками добровольно.

При этом, главным образом, такой результат достигается посредством работы с налогоплательщиками в рамках комиссий по легализации налоговой базы по НДС, направленной на понуждение налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств. Рассмотрим, что делать, если Вы получили «приглашение» на такую комиссию.

  • Следует отметить, что вызов на комиссию оформляется уведомлением, в котором, как правило, налоговый орган уже указывает тех контрагентов налогоплательщика, по которым у него имеются вопросы.
  • По результатам проведения комиссии налоговый орган составляет протокол, где инспекторы отражают информацию о том, в связи с чем была проведена комиссия, кто на ней присутствовал от налогового органа и от налогоплательщика, а также рекомендации по представлению уточненных налоговых деклараций по НДС и срок на такое представление (на практике, как правило, это десять календарных дней с момента заседания комиссии).
  • Тем самым, по сути, такие налоговые комиссии на сегодняшний день уже представляют собой самостоятельную форму налогового контроля, при этом примечательно, что в НК РФ вообще не закреплен порядок проведения этой формы контроля.
  • Зачастую вызов налогоплательщика на подобную комиссию является признаком того, что налоговый орган имеет достаточные сведения о налогоплательщике и его спорных операциях, которые позволяют налоговикам выйти с выездной налоговой проверкой с целью доначисления налогов по операциям с проблемными контрагентами.

Между тем чаще всего компании вызывают в налоговые органы на рассматриваемую комиссию с целью добровольного уточнения своих налоговых обязательств по НДС за тот или иной налоговый период.

Это связано с тем, что инспекторы через информационную программу «АСК НДС-2» в цепочке контрагентов налогоплательщика (часто вплоть до седьмого звена цепочки) находят проблемные организации, которые не уплатили НДС (так называемые «разрывы по НДС»).

При этом налоговые органы в таких ситуациях ссылаются на статью 54.1 НК РФ.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы в рамках проверок обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды руководствуются положениями ст. 54.1 НК РФ, в которой закреплены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

В частности, уменьшение налоговой базы (налога) недопустимо, если оно произошло в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (п. 1 ст. 54.1 ГК РФ).

Налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве на уменьшение налоговой базы (налога) в случае наличия сомнений в деловой цели такой сделки (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Также в пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК содержится требование о том, что обязательство по сделке должно быть исполнено непосредственным контрагентом налогоплательщика и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

Поэтому в случае, когда у налоговых органов есть информация о невозможности выполнения сделки контрагентами налогоплательщика из-за отсутствия у них соответствующих ресурсов (работников, техники, склада и т.п.), инспекторы пытаются доказать несоблюдение налогоплательщиком норм ст. 54.1  НК РФ и «снять» расходы и вычеты по неблагонадежным контрагентам.

При обнаружении сомнительных контрагентов инспекторы грозят налогоплательщикам проведением выездной налоговой проверки либо (реже) — передачей информации в правоохранительные органы, в случае отказа представить уточненные декларации по НДС.

  1. Следует помнить, что на рассматриваемую комиссию вправе явиться не только генеральный директор и главный бухгалтер налогоплательщика, но и представитель подоверенности (например, юрист).
  2. Можно дать следующие рекомендации, как вести себя, если ваша компания получила вызов на комиссию по НДС.
  3. Во-первых, не следует игнорировать вызов на комиссию, лучше явиться в налоговый орган согласно уведомлению.

Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить все либо часть истребуемых документов и информации (если было получено соответствующее требование о представлении документов и информации вместе с уведомлением о вызове), а также проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним. Важно дать понять налоговому органу, что налогоплательщику нечего скрывать, и он открыт к диалогу и взаимодействию.

Во-вторых, нужно внимательно выслушать мнение инспекторов, и уточнить чем вызван интерес к вашей компании, какие доказательства «недобросовестности» вашей компании и «проблемности» вашего контрагента первого и последующих звеньев есть у налогового органа.

Лишь после этого следует пояснять проверяющим содержание и аспекты тех или иных операций с проблемными контрагентами.

Причем не следует на комиссии обещать проверяющим, что вы готовы подать уточненные налоговые декларации и доплатить НДС, правильнее — сообщить им, что вы их услышали и готовы в ближайшее время подумать, в том числе обсудить ситуацию с собственниками бизнеса и др.

В-третьих, надо проанализировать результаты комиссии (в том числе вместе с юристом) и сделать выводы, есть ли основания для добровольного уточнения налоговых обязательств по НДС.

Стоит отметить, что на практике многих налогоплательщиков пугает перспектива проведения выездной налоговой проверки и предупреждение налогового органа о дальнейшей передаче сведений в органы полиции. Такая тактика контролеров нередко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных налоговых деклараций и доплаты НДС в бюджет.

Однако не следует поспешно исполнять пожелания инспекторов по уточнению своих налоговых обязательств. Необходимо понять, действительно ли есть налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение.

Итак, допустим, что ваша компания получила уведомление о вызове на комиссию по НДС, на которой инспекторы сообщили, что один из ваших контрагентов / ряд контрагентов первого звена обладают признаками фирм-однодневок либо по данным «АСК-НДС-2» ваши контрагенты второго или третьего звена не уплатили НДС в бюджет. По результатам состоявшейся комиссии инспекторы под угрозой назначения выездной налоговой проверки настоятельно требует от вас представить уточненные декларации по НДС и доплатить налог в бюджет в кратчайшие сроки. Как поступить в такой ситуации?

Надо отметить, что решение зависит от того, как сам налогоплательщик и его руководство смотрит на сложившуюся ситуацию и спорные сделки с сомнительными контрагентами, вызвавшими интерес у налогового органа.

Так, если в действительности спорные контрагенты являются реально действующими организациями, а у вас имеются доказательства реальности самой сделки (например, журналы учета пропусков транспорта, свидетельские показания и др.

), а также доказательства проявления вами должной коммерческой осмотрительности (в частности, деловая переписка с контрагентом, полученные от него документальные доказательства наличия трудовых ресурсов, транспортных средств, соответствующего опыта и т.д.

), то в такой ситуации необходимо занимать позицию об отсутствии правовых оснований для добровольного уточнения налоговых обязательств по спорным операциям и соблюдении налогоплательщиком положений ст. 54.1 НК РФ.

Ситуация из практики

Общество получило уведомление о вызове руководителя в налоговый орган, в котором было указано — для дачи пояснений по вопросу ведения финансово-хозяйственной деятельности с ООО «Ромашка» за 4 квартал 2019 года.

В ходе комиссии инспекторами были озвучены претензии к заявленным вычетам по НДС по операциям с ООО «Ромашка».

По мнению налогового органа, данная организация является «сомнительным» контрагентом по ряду признаков (отсутствие по адресу местонахождения, неявка генерального директора ООО «Ромашка» на допрос, минимальные платежи в бюджет и т.п.).

В итоге инспекторы настойчиво под угрозой проведения выездной налоговой проверки предложили руководителю Общества исключить вычеты НДС по операциям с ООО «Ромашка», представив уточненную налоговую декларацию за 4 кв. 2019 и доплатив в бюджет НДС в сумме 2,5 млн. руб.

Вместе с тем руководство Общества до визита в инспекцию на комиссию обратилось за консультацией к налоговым юристам компании «Правовест Аудит». Юристы выяснили, что налогоплательщик приобретал у ООО «Ромашка» строительные материалы (причем их перевозку в адрес Общества осуществляло третье лицо).

В этой связи юристами был подготовлен запрос в адрес указанной организации-перевозчика, которая письменно подтвердила, что в конце 2019 года перевозила строительные материалы, полученные от ООО «Ромашка» на его складе и предоставила соответствующие транспортные накладные.

Кроме того, Обществом была систематизирована деловая переписка с ООО «Ромашка», из которой следовало, что до заключения договора с указанной организаций были получены от контрагента сведения о налоговой и бухгалтерской отчетности ООО «Ромашка» за 2018-2019 гг., а также информация о наличии у ООО «Ромашка» трудовых и материальных ресурсов, соответствующем опыте по поставкам строительных материалов и т.п.

  • В частности, были получены копии штатного расписания ООО «Ромашка», а также информация о том, что материалы будут доставляться силами организации-перевозчика, рекомендательные письма в отношении ООО «Ромашка» от крупных строительных холдингов.
  • На комиссии в налоговом органе юристами были изложены все вышеуказанные обстоятельства и представлены документы, подтверждающие статус ООО «Ромашка» как реального участника предпринимательской деятельности в области поставок строительных материалов, так и реальность самих операций Общества по приобретению материалов у ООО «Ромашка».
  • Также по итогам комиссии Обществом было направлено в инспекцию письмо вместе с вышеупомянутыми доказательствами с указанием на то, что оснований для уточнения обязательств по НДС по операциям с ООО «Ромашка» Общество не усматривает.

После направления такого письма в налоговый орган, налогоплательщика не вызывали на комиссии по данному контрагенту. Выездная налоговая проверка также не назначалась.

Не следует идти на поводу налогового органа в случаях, когда претензии касаются не вашего непосредственного контрагента, а контрагентов третьего, четвертого и последующих звеньев (при условии отсутствии подконтрольности и сговора на уклонение от налогообложения между вашей компанией и такими организациями).

Тем более, что последние позитивные выводы Верховного Суда РФ по спорам о сомнительных контрагентах дают хорошие шансы отстоять вычеты НДС в такой ситуации (см. Определения Верховного Суда РФ 14.05.2020 No 307-ЭС19-27597 по делу «Звездочка», от 28.05.2020 No 305-ЭС19-16064 по делу «Красцветмет»).

В частности, ВС РФ указал, что отказ в праве на вычет НДС возможен лишь при условии, что налогоплательщик-покупатель преследовал цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с контрагентами и иными лицами действий либо в отсутствие такой цели он знал или должен был знать о нарушениях налогового законодательства контрагентами (о неуплате ими НДС в бюджет).

Более подробно о выводах Верховного Суда РФ мы писали в статье.

Читайте также:  Уставный капитал ооо. что это такое? минимальный размер в 2020 году

В заключении отметим, что комиссии по НДС при всем неприятном для налогоплательщика характере позволяют последнему оценить налоговые риски по операциям с сомнительными контрагентами и лучше подготовить свою позицию к выездной налоговой проверке (в том числе в части доказательной базы по проблемным операциям) либо дают возможность налогоплательщику с меньшими налоговыми потерями урегулировать разногласия с налоговиками, не доводя до выездной налоговой проверки и доплатив спорные суммы НДС (без применения штрафных санкций — по п. 3 ст. 122 НК РФ штраф 40 % от суммы неуплаченного налога).

В любом случае рекомендуем привлекать налогового юриста, как только получено уведомление о вызове на комиссию. Он проведет всесторонний анализ возникшей ситуации, оценит серьезность намерений налогового органа и определит тактику и стратегию поведения вашей компании.

Налоговые юристы компании «Правовест Аудит» готовы помочь Вам в подготовке к визиту в налоговый орган, а также представлять интересы компании на комиссии и в суде.

Срок налоговой давности или срок давности по налогам

Зачастую, налогоплательщикам приходят требования об уплате налогов за давно прошедшие периоды либо такие налоговые долги взыскиваются через суд. Обычно, в таких ситуациях налогоплательщиков интересует существование срока давности по налогам.

Срок давности по налоговому законодательству

Применительно к налоговым отношениям под сроком давности обычно подразумевается срок, по истечению которого, налоговый орган теряет возможность взыскания долга.

При этом, в Налоговом кодексе РФ (далее – НК) понятия «срок давности по налогам» или «срок налоговой давности» не установлены. Не определен в НК и срок исковой давности – понятие, знакомое многим из Гражданского кодекса РФ. Здесь следует помнить, что гражданское законодательство к налоговым правоотношениям не применяется (п.3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ).

Хотя срок налоговой давности в НК не определен, из совокупности статей 46-48, 69, 70, 89, 100 НК следует, что налоговые органы все же ограничены в сроках выявления и взыскания налоговых долгов. Так, в указанных статьях в НК определены:

  • сроки, для выявления или обнаружения долга налоговым органом, в том числе сроки проведения налоговой проверки (с момента начала проверки до момента вступления в силу решения по ее итогу) –  до 2 лет 1 месяца для выездных налоговых проверок и не более 9,5 месяцев для камеральных проверок ( п.2 ст. 88, п.6 ст.89 НК, ст. 100 НК). Важно помнить еще об одной особенности порядка проведения налоговых проверок – инспекция может проверить в порядке выездной налоговой проверки период не старше трех лет – п.4 ст. 89 НК. Следовательно, если налогоплательщик не был проверен в течение трех лет с момента образования налоговой недоимки, то возможность выявить и взыскать  налоговый орган потеряет;
  • срок, для  предъявления налогоплательщику требования о добровольной уплате долга  (20 дней с момента вступления в силу решения по налоговой проверке либо три месяца со дня выявления инспекцией налогового долга в результате иных мероприятий налогового контроля  – п.1 ст. 70 НК);
  • срок для исполнения налогоплательщиком требования об уплате  долга в добровольном порядке (не менее восьми рабочих дней, с момента получения требования налогоплательщиком (п.4 ст. 69 НК);
  • срок на судебное взыскание добровольно не погашенного налогоплательщиком долга (шесть месяцев с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга при взыскании долга за счет денежных средств, или два года с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате  при взыскании долга за счет имущества– ст. 46-48 НК).

Пропуск инспекцией сроков  взыскания налогов  – является основанием для отказа судом в иске налогового органа о взыскании долга с налогоплательщика. Сумма налогового долга, во взыскании которой судом отказано, должна быть признана безнадежной ко взысканию и списана по этому основанию (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК).

При этом, нарушение налоговым органом сроков, установленных НК для проведения контрольных мероприятий, а также сроков для направления требования об уплате налогов, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов (п.37, 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57) .

Следовательно, срок налоговой давности можно определить  как  установленный в НК период времени для выявления и взыскания налогового долга, по истечению которого, налоговый орган может потерять возможность взыскать долг.

На основании выше приведенных норм НК, в совокупности,

срок налоговой давности составляет:

  • от 2 лет 6 месяцев до 4 лет,  с момента начала выездной налоговой проверки налогоплательщика – если долг выявлен в ходе выездной налоговой проверки;
  • от 1 года 5 месяцев до 2 лет 10 месяцев, с момента начала камеральной проверки декларации налогоплательщика – если долг выявлен по результатам камеральной проверки.

Фактическая длительность срока зависит от вида контрольного мероприятия, в ходе которого долг выявлен (камеральная, выездная налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля).

Также на его длительность влияет способ взыскания долга – взыскание  налога за счет денежных средств либо за счет имущества налогоплательщика.

Можно порекомендовать налогоплательщикам следующее – при получении требования об уплате или судебного заявления налогового органа  о взыскании налогов за давние периоды, необходимо проверить не только обоснованность начисленных в требованиях сумм, но и соблюдение налоговыми органами сроков налоговой давности. В случае если сроки выявления и взыскания налоговым органом пропущены, можно заявлять это в суде  в качестве основания для отказа налоговому органу в иске о взыскании налогов.

  • Своевременное обращение к профессиональному налоговому юристу или адвокату поможет сформировать грамотную позицию по налоговому спору в суде либо разрешить налоговый спор в досудебном порядке.
  • Списание задолженности по налогам по иску налогоплательщика
  • Срок давности для привлечения к налоговой ответственности

Утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания налога

Налогоплательщик вправе реализовать права, предоставленные ему Налоговым кодексом Российской Федерации, посредством обращения в суд с административным исковым заявлением о признании задолженности по налогу безнадежной к взысканию.

По смыслу положений ст.

44 Налогового кодекса Российской Федерации, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст.

59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.

Исходя из толкования подп. 4 п. 1 ст.

59 Налогового кодекса Российской Федерации инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Таким образом, отсутствует обязанность обращаться в досудебном порядке в налоговый орган с заявлением о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.

При этом выяснение обстоятельств, касающихся существа заявленных требований, а также определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению закона осуществляются при подготовке дела к судебному разбирательству в соответствии со ст.

132, 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. (Определение Верховного суда РФ N 78-КГ16-43)

При рассмотрении споров, связанных с обжалованием налогоплательщиком действий налогового органа, выразившихся в предоставлении налогоплательщику в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ справки с указанием в ней информации о наличии у налогоплательщика задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов, возможность принудительного взыскания которых утрачена, судам необходимо исходить из следующего. По смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *