Субсидии малому бизнесу в 2020 году: главные барьеры по-прежнему на месте?

Помощь в развитии малого бизнеса является одним из главных направлений экономической политики РФ.

Государство заинтересовано в поддержке предпринимателей, поскольку нуждается в увеличении объема налогов, идущих в бюджет, поднятии уровня национального производства, а также появлении новых рабочих мест для граждан России.

Малый бизнес положительно влияет на социально-экономическое положение в стране, уменьшает процент безработицы, помогает улучшить жизнь граждан. Чтобы облегчить ведение предпринимательства, власти финансируют новые и действующие проекты различными способами.

Определение понятия «гранта на развитие бизнеса»

Грантом для бизнеса называют финансовую поддержку со стороны государства, оказываемую в адрес начинающих бизнесменов. Подобная субсидия назначается гражданам на безвозмездной основе.

Выплата производится грантодателями. Такие организации не требуют от предпринимателя возврата средств.

Однако тот обязуется предоставить юрлицам отчет о том, что все деньги были вложены в развитие дела, а не потрачены на другие нужды.

Субсидии малому бизнесу в 2020 году: главные барьеры по-прежнему на месте?Грант для мелкого предпринимательства – одна из действенных мер государственной поддержки

Обычно грантами для развития малого бизнеса пользуются некоммерческие предприятия либо благотворительные фонды. Но в 2020 году государственную субсидию могут также получить коммерческие компании, но с одним условием — их дело должно нести общественную пользу. При это сам бизнесмен обязан соответствовать ряду требований, которые выдвигают грантодатели.

Чаще всего материальная помощь оказывается тем предприятиям, которые решают сразу несколько проблем:

  • обеспечивают граждан работой;
  • способствуют возрождению культурных и традиционных ценностей;
  • увеличивают поток туристов.

Грант является одной из форм пожертвования. Общие правила выдачи и пользования субсидией на развитие малого бизнеса в 2020 году определены ст. 582 Гражданского Кодекса РФ.

Обратите внимание! Материальная государственная помощь может в некоторых случаях облагаться налогом. Все зависит от организации, которая выделила финансовые средства.

Кто выдает гранты малому бизнесу

Субсидии для развития малого бизнеса выдают государственные организации. Например, при официальной постановке на учет в связи с безработицей гражданин имеет возможность получить до 60 тыс. руб. для создания собственного дела.

Россиянину нужно всего лишь предоставить актуальный бизнес-план и собрать пакет необходимых документов.

Выдачей грантов также занимаются частные научные и исследовательские фонды, которые заинтересованы в появлении новых полезных проектов.

Субсидии малому бизнесу в 2020 году: главные барьеры по-прежнему на месте?Наличие бизнес-проекта – обязательное условие финансирования

Нередко пожертвования переводят иностранные организации, заинтересованные в международном сотрудничестве. Такие субсидии для развития предпринимательства выплачивают норвежские, польские, финские фонды. Но для получения иностранной помощи необходимо чтобы партнерская организация находилась в стране, которая выделяет денежные средства.

Если обратиться к статистике можно отметить, что лидером по выплате грантов россиянам является США. Однако американские фонды поддерживают только те организации, которые направлены на поддержку гражданского образования и демократических инициатив. Также при поддержке Америки открыт фонд «Новая Евразия», позволяющий получить россиянам помощь на открытие бизнеса по другим направлениям.

Помощь малому бизнесу от государства в 2020 предусмотрена в Сколково и других фондах, посвященным инновационным открытиям. С 2018 года грантовые номинации также проводит сервис Яндекс Кассы.

Обратите внимание! Однако эксперты уверяют, что российским предпринимателям проще и быстрее всего получить именно государственную, а не частную поддержку.

Условия для приобретения гранта

Чтобы получить государственную субсидию для открытия малого бизнеса в 2020 году, нужно иметь при себе перечень установленных документов, а также подходить под ряд требований, которые выставляет грантодатель.

Необходимые документы

Стандартного перечня документов для получения поддержки в целях развития своего дела не предусмотрено. Каждая организация или фонд, готовые помогать предпринимателям, устанавливают свой список требуемого. К типовым бумагам, которые помогут получить грант на открытие бизнеса 2020, относятся:

  • заявка на участие в конкурсе, заполненная по всем требованиям юрлица;
  • анкета участника;
  • документы, удостоверяющие личность предпринимателя;
  • дипломы об образовании и сертификаты о прохождении каких-либо курсов;
  • материалы о том, что бизнесмен обладает достаточными знаниями в сфере экономики;
  • документы, свидетельствующие о постановке на фискальный учет;
  • справки о том, что организация соответствует всем нормативным требованиям в своей сфере, и наличии рабочих мест для граждан;
  • бизнес-план.

Субсидии малому бизнесу в 2020 году: главные барьеры по-прежнему на месте?Переговоры с грантодателями позволяют конкретизировать их требования

В некоторых случаях перечень документации может пополняться, поэтому при подаче анкеты предпринимателю необходимо заранее обговаривать этот вопрос.

Важно! Если в ходе розыгрыша гранта каких-либо бумаг будет не хватать, то организация имеет полное право отказать гражданину в участии.

Приоритетные для государства направления деятельности

Государство уделяет особое внимание предпринимателям, которые развивают бизнес в следующих сферах:

  • бытовые услуги;
  • общественное питание;
  • услуги транспорта;
  • традиционные и народные промыслы;
  • сельскохозяйственное производство;
  • переработка дикоросов.

Господдержка выдается также для создания проектов в сфере перерабатывающего производства и образования. Стоит отметить, что в каждой области страны востребованные сферы могут отличаться от указанных выше.

Как получить грант на развитие малого бизнеса в 2020 году

Параллельно гражданин может получить льготы для развития бизнеса от центра занятости по месту проживания. Для участия в госпрограмме потребуется:

  1. обратиться в центр занятости для постановки на учет;
  2. получить статус безработного;
  3. рассмотреть предложения по работе, которые будут предлагать сотрудники ЦЗ и аргументировано отказаться от них;
  4. составить качественный бизнес-план и предложить его государству;
  5. собрать перечень установленных документов и подать заявку на участие в программе.

Гражданин может столкнуться с такой проблемой в процессе оформления, как длительное ожидание решения. Помимо этого для получения выплаты от центра занятости потребуется трудоустроить в свою организацию как минимум 2 сотрудников.

Если заявка на получение гранта будет одобрена, россиянину понадобится зарегистрировать ИП или ООО и уведомить об этом ЦЗ. Регистрация должна произойти в течение 20 дней с момента одобрения проекта. Только после этого на расчетный счет предпринимателя поступят денежные средства.

Субсидии малому бизнесу в 2020 году: главные барьеры по-прежнему на месте?Субсидия для мелкого предпринимательства предъявляет ряд требований

Если бизнесмен подает заявку в частные или иностранные фонды, ему стоит следовать следующей инструкции:

  1. Первым делом потребуется проанализировать список доступных для сотрудничества организаций, которые смогут оказать материальную поддержку. При этом грантодатели должны поддерживать ту сферу, в направлении которой предприниматель будет развивать свое дело.
  2. Изучить перечень требований, которые выдвигает спонсор, список необходимых документов, а также условия участия в программе.
  3. Составить анкету на получение субсидии в соответствии со всеми условиями юрлица.
  4. Собрать все нужные бумаги.
  5. Подготовить добротный бизнес-план, где будут прописаны цели, путь развития дела, примерные затраты, предполагаемое время выхода на окупаемость и прочее.

Предпринимателю стоит особое внимание уделить финансовому вопросу. Все расходы должны быть четко рассчитаны и распределены. Именно этот пункт чаще всего помогает гражданину выиграть грант.

После этого стоит подать заявку и ждать решения со стороны фонда. Чаще всего ответ поступает в течение 3 месяцев. Грантодатели первым делом проверяют правильность составления всех бумаг, наличие нужных справок.

И только после этого они подробно исследуют прилагаемый бизнес-план.

Это означает, что в случае нехватки какого-либо документа или при неправильном заполнении анкеты, грантодатели могут исключить заявку из программы, даже если бизнес-план будет составлен безупречно.

Многие фонды при рассмотрении проекта смотрят на пути решения, которые указали предприниматели в случае появления проблем. Государственные организации ценят россиян, могущих внести первоначальный взнос в развитие своего дела. Это означает, что человек серьезно и максимально настроен на занятие коммерческой деятельностью.

Обратите внимание! Бизнес-проекты, которые требуют полного финансирования, обычно отвергаются.

Если дотация нужна уже существующему проекту, грантодатели оценивают динамику развития бизнеса. В этом случае они анализируют доходы и расходы организации за последние годы, смотрят на план действий для вывода предприятия из кризиса, который составил его владелец.

Субсидии малому бизнесу в 2020 году: главные барьеры по-прежнему на месте?Бизнесмен должен вложить в проект часть собственных средств

Когда список участников сокращается до необходимых размеров, юрлица выбирают наиболее перспективные заявки и уведомляют их о получении гранта.

Особенности получения финансирования для малого бизнеса

Перед тем как получить грант на развитие малого бизнеса в 2020 году, следует ознакомиться с особенностями данной процедуры. Государственные и частные фонды при выдаче субсидий для маленьких проектов отдают предпочтение следующим категориям граждан:

  • выпускники высших учебных заведений;
  • гражданам, которые состоят на учете в центре занятости и не получают подходящих предложений по работе;
  • россиянам, попавшим под сокращение по месту трудоустройства;
  • военнослужащим в отставке;
  • матерям-одиночкам;
  • инвалидам;
  • гражданам, находящимся в возрастной категории 30-35 лет.

Грантодатели практически не одобряют заявки тех предпринимателей, которые нуждаются в полноценном финансировании проекта. Предпочтение отдается гражданам, которые могут внести какую-то часть личных средств для развития собственного дела.

Чаще всего фонды выбирают для поддержки бизнес-проекты, посвященные сельскохозяйственной промышленности, образованию, культурному развитию.

В некоторых случаях государственные организации могут согласиться на финансирование перспективного проекта, но без покрытия расходов на выплату заработной платы сотрудникам.

Если помощи просит гражданин, который уже открыл собственное дело, то государство смотрит на срок работы организации.

Важно! Обычно предпочтение отдается молодым фирмам, которые существуют не более 2 лет.

Если россиянин подает заявку в иностранные фонды, он должен быть готов к тому, что его представители могут быть достаточно требовательными к составленному бизнес-плану.

Такие грантодатели рассматривают проект до мелочей: этапы развития, затраты на закупку оборудования и инвентаря для работы, цели и решение проблем.

Все это потребуется указать в своем бизнес-плане и при необходимости рассказать самостоятельно представителям фонда.

Субсидии малому бизнесу в 2020 году: главные барьеры по-прежнему на месте?Успешно заключенная сделка – это только начало масштабной работы для ИП

Иностранные организации, занимающиеся поддержкой малого бизнеса, дают гражданам больше перспектив, так как они часто поддерживают проекты в таких сферах, как it, экология, общество, искусство. Однако в этом случае гражданин может столкнуться с повышенной конкуренцией и жесткими рамками отбора.

Субсидия на открытие бизнеса от центра занятости 2020 или иных организаций — это материальная помощь для развития выгодных для общества проектов. Принять участие в программе может любой житель страны, подходящий под ряд требований грантодателей и имеющий при себе перспективный бизнес-проект.

Читайте также:  Как сформировать налоговую декларацию за первое полугодие 2020г.?

Кабинет министров распределил новые субсидии для помощи экономике

Около одного миллиона организаций малого и среднего бизнеса из наиболее пострадавших от коронавируса отраслей экономики смогут воспользоваться прямой безвозмездной поддержкой государства. Им позволят использовать эти средства на выплату зарплат или решение других неотложных задач.

Субсидии малому бизнесу в 2020 году: главные барьеры по-прежнему на месте? Субсидии малому бизнесу в 2020 году: главные барьеры по-прежнему на месте?

Михаил Мишустин обсудил с кабинетом министров поддержку бизнеса и субсидирование ипотеки. РИА Новости

Кабинет министров в ускоренном порядке принимает нормативные документы, чтобы быстрее запустить программы поддержки населения и бизнеса.

Уже одобрено два пакета антикризисных действий с общим объемом финансирования более 2,1 трлн рублей, и кабинет министров продолжает подготовку новых.

23 апреля на заседании правительство рассмотрело проект постановления об утверждении правил выделения прямой безвозмездной помощи малому и среднему бизнесу в пострадавших отраслях.

«По прогнозу министерства финансов, за два месяца этой субсидией смогут воспользоваться около 1 млн организаций и индивидуальных предпринимателей, а общий объем расходов превысит 80 млрд рублей, — подчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин. — Такую поддержку получат те, кто сохранит не менее 90% штатной численности предприятия по сравнению с мартом».

Субсидии малому бизнесу в 2020 году: главные барьеры по-прежнему на месте?

Набиуллина назвала беспрецедентным масштаб реструктуризации кредитов в РФ

Кабинету министров на одобрение также представили нормативные документы, необходимые для расширения программы беспроцентного зарплатного кредитования бизнеса из этих же сфер деятельности. Пока что такая помощь оказывается только малым и микропредприятиям, но ее предоставят и более крупным организациям. Это потребовало дополнительных 3,5 млрд рублей.

«Общий объем выданных кредитов должен достичь 305 миллиардов рублей. 75 процентов таких кредитов будут обеспечены гарантиями «ВЭБ.РФ», — напомнил глава правительства. Чтобы крупный бизнес не выбрал значительную часть финансирования, устанавливается минимальная доля малых и средних компаний в общем объеме кредитных договоров — не менее 40%.

При поддержке системообразующих предприятий кабинет министров тоже ориентируется на задачи сохранения занятости. Они смогут получить льготные кредиты на пополнение оборотных средств. «Для этих целей мы просубсидируем кредитные организации на 24 млрд рублей, — сообщил Михаил Мишустин. — Размер такого кредита сроком на один год составит до 1 млрд рублей.

При этом ставка не превысит 5% годовых».

Кабмин в 2020 году выделит более 9,5 млрд рублей для семей, где после 1 января 2019 года родился третий или последующий ребенок

Жилищное строительство получит помощь через механизм льготной ипотеки. До 1 ноября граждане смогут приобрести жилье в новостройках по льготной ставке в 6,5%. Программа распространяется на ипотечные займы до 8 млн рублей в Москве и Санкт-Петербурге и до 3 млн рублей — в других субъектах Федерации.

На реализацию этой меры потребовалось выделить субсидии в объеме 6 миллиардов рублей.

«Она станет хорошим подспорьем для тех, кто планировал улучшить свои жилищные условия, и позволит дополнительно привлечь в сферу жилищного строительства не менее 900 млрд рублей из банковской системы», — заявил премьер об ожиданиях.

Особое внимание государство уделяет жилищным вопросам многодетных семей. Более 9,5 млрд рублей в 2020 году правительство выделяет тем из них, где после 1 января 2019 года родился третий или последующий ребенок. «Государство поможет полностью или частично погасить ипотечный кредит такой семьи.

Максимальная сумма погашения составит 450 тысяч рублей», — напомнил Мишустин. По расчетам министерства финансов, эта мера поможет не менее чем 21 тысяче семей. С учетом расширенного маткапитала общая сумма жилищной поддержки многодетных семей может превысить 1 млн рублей, подчеркнул премьер.

Между тем

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) созрел для выхода на более высокий уровень интеграции, пришел к выводу премьер-министр России Михаил Мишустин после обсуждения с коллегами по межправительственному совету последних несогласованных положений Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.

«Важно, что удалось решение по международным автомобильным перевозкам», — подчеркнул он. Также главы правительств пришли к консенсусу по механизмам целевого содействия экономическому развитию и по сотрудничеству в области здравоохранения. Самой сложной оказалась тема тарифов на транспортировку газа на рынке ЕАЭС.

Единых формулировок добиться не получилось, окончательное решение предстоит принять президентам. По словам Мишустина, Казахстан предложил выработать подходы при подготовке соответствующего международного договора. «Россия и Киргизия поддержали это предложение и подготовили общую реакцию.

Она носит конструктивный характер и направлена на выработку необходимого компромисса», — подчеркнул он.

Названы главные препятствия для получения бизнесом господдержки

Меры господдержки, объявленные правительством РФ на фоне экономического кризиса, вызванного пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, а также обвалом цен на нефть и девальвацией рубля в феврале—марте, охватили лишь малую часть бизнеса в России.

Как следует из результатов опроса, проведенного Центром стратегических разработок (ЦСР), 75% участвующих в исследовании компаний отметили, что поддержка на них не распространяется. А многие предприятия, на которые господдержка распространяется, столкнулись с отказами, сообщает РБК.

В топ-5 проблем малого и среднего предпринимательства (МСП) для получения господдержки вошли бюрократия, отсутствие понятного механизма предоставления помощи, несговорчивость арендодателей, отказы банков и отсутствие уступок со стороны Федеральной налоговой службы (ФНС).

В целом же, констатирует ЦСР, бизнес оценивает достаточность объявленной помощи как среднюю. При этом в среднем 10% компаний получили хотя бы одну меру поддержки, 10% находятся в процессе получения, 50% планируют получить помощь.

В секторе МСП показатели несколько выше: одна из десяти компаний получила хотя бы одну меру поддержки, две из десяти — в процессе получения, семь из десяти рассчитывают ею воспользоваться.

Напомним, что российская экономика в феврале—марте 2020 года оказалась под мощным воздействием сразу двух негативных факторов — стремительного распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и ее пагубного влияния на глобальную экономику, а также обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился к доллару и евро. Волны девальвации прошли 7—9 марта и 18 марта.

Реагируя на ситуацию, правительство и Банк России подготовили план первоочередных мер по обеспечению устойчивого развития экономики.

Как пояснял премьер-министр Михаил Мишустин, «это своего рода антикризисный план — комплекс оперативных мероприятий, которые необходимы для обеспечения стабильного социально-экономического развития».

«Мы сконцентрируемся на поддержке отраслей, которые оказались в сложной ситуации, но прежде всего на поддержке людей и обеспечении их товарами первой необходимости», — подчеркивал глава кабинета министров.

  • В частности, были объявлены кредитные каникулы для малого и среднего бизнеса и граждан, оказавшихся в сложном положении, обещана финансовая помощь пострадавшим отраслям, предоставлены льготные кредиты, в том числе для выплаты зарплат, снижены социальные взносы работодателей, дана отсрочка арендных и налоговых платежей, за исключением НДС, введен мораторий на банкротство.
  • Позже был принят второй пакет мер поддержки экономики (льготные кредиты на пополнение оборотных средств для системообразующих предприятий, безвозмездная финпомощь малому и среднему бизнесу, в том числе на выдачу зарплат, а также финпомощь регионам и авиакомпаниям).
  • Со своей стороны, Центробанк утвердил меры по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии COVID-19, а потом дополнил их новыми пакетами мер.

Еще 21 апреля правительство РФ сообщило, что стоимость принятых кабмином мер поддержки экономики уже составила 2,1 трлн рублей.

До этого глава Минфина РФ Антон Силуанов заявлял, что объем бюджетных мер для борьбы с коронавирусом и его последствиями в РФ составляет около 2,8% ВВП.

В целом же, совокупный объем фискальной поддержки граждан и бизнеса всех отраслей в условиях пандемии коронавируса Минфин оценил в 6,5% ВВП.

Добавим, что 11 мая президент РФ Владимир Путин объявил о завершении с 12 мая единого периода нерабочих дней, введенного с 30 марта в рамках борьбы с COVID-19.

Он также заявил о начале реализации третьего пакета антикризисных мер, в рамках которого государство, в частности, увеличит адресную поддержку семей с детьми, малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей и самозанятых.

Кроме того, Путин поручил правительству подготовить общенациональный план долгосрочного развития экономики, восстановления занятости и доходов населения.

Портрет пострадавшего

Иными словами, для принятия политических решений о расширении масштабов поддержки малого бизнеса важны адекватная информация о предпринимателях, в ней нуждающихся, и адекватные каналы (механизмы) доведения поддержки до адресатов. Кто обладает такой информацией и кто может предоставить инфраструктуру для взаимодействия с малым бизнесом в российских условиях?

Ответ на первый вопрос, наверное, очевиден.

Если мы говорим о легально действующих малых и микропредприятиях, а также об индивидуальных предпринимателях и самозанятых, то наиболее полная информация о них есть у Федеральной налоговой службы (ФНС) как самого «оцифрованного» российского ведомства. Можно напомнить, что в последние несколько лет в отсутствие экономического роста ФНС смогла в полтора раза поднять собираемость налогов именно благодаря внедрению информационных технологий.

Соответственно, на основе данных ФНС за 2019 год или, например, на конец марта 2020 года можно определить не только списки малых и микропредприятий, индивидуальных предпринимателей и самозанятых, но и то, сколько налогов было ими уплачено.

Исходя из этой суммы можно определить и предел поддержки для такого рода субъектов на территории определенного региона. При этом скорее не центр, а региональные власти должны определять приоритеты в поддержке отдельных секторов.

Но после этого возникает вопрос о практических каналах взаимодействия с предпринимателями и доведения до них этих средств.

Инспекции ФНС вряд ли могут выступать в этой роли — просто потому, что вся эта система создавалась для иных целей и сотрудники ФНС обучены тому, как собирать налоги, а не раздавать субсидии.

Но в нашей огосударствленной экономике есть другие агенты, уже давно представляющие интересы государства и при этом занимающиеся как раз выдачей денег. Речь идет о «большой тройке» госбанков — Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк.

Их филиальная сеть покрывает все российские регионы, при этом в большинстве из них представлены все три банка.

Поскольку они объективно конкурируют за оказание финансовых услуг предпринимателям, значительная часть легально действующего малого и микробизнеса уже находится на обслуживании в этих банках.

Читайте также:  Новые налоговые ставки и лимиты для плательщиков на УСН с 2020 года

На основе имеющейся у них информации и сверяясь параллельно со списками от ФНС, госбанки могут проверять данные заявителей на поддержку, а также при необходимости могут осуществлять мониторинг целевого расходования выделенных средств — через открытие счетов, на которые будут перечислять средства поддержки, и контроль за движением средств по этим счетам.

Такой подход к оказанию поддержки малому бизнесу, наверное, может восприниматься как ущемление интересов частных банков и еще один шаг к дальнейшему «огосударствлению» экономики.

Однако если мы говорим о скорости предоставления поддержки, то важнее опираться на тех агентов, которым власть доверяет и действия которых она может контролировать.

В свою очередь, для общественного контроля за распределением такого рода поддержки можно привлекать региональные отделения ключевых предпринимательских объединений («Опора», «Деловая Россия», РСПП, ТПП).

Господдержка: адрес прежний

Начиная с апреля, малый и средний бизнес будет платить страховые взносы за своих сотрудников по новой, уменьшенной ставке — 15% фонда оплаты труда (ФОТ). Такое изменение в Налоговый кодекс было внесено почти сразу, как только о нем объявил президент РФ, — 1 апреля.

«Снижение страховых взносов — серьезный шаг навстречу бизнесу, — сказал “Эксперту” президент “Опоры России” Александр Калинин. — Причем снижение фискальной нагрузки на МСБ было личной позицией Михаила Мишустина, когда он был еще главой Федеральной налоговой службы, так как высокая нагрузка на ФОТ выталкивает малый и средний бизнес в серую зону».

По подсчетам «Опоры России», это изменение сэкономит малому и среднему бизнесу примерно 200 млрд рублей в год, которые сейчас, в кризис, точно есть куда потратить.

Однако такое долгожданное уменьшение ставки сразу же было обставлено большим количеством нюансов и ограничений. Например, уменьшенная ставка платится лишь на ту сумму зарплат, которая превышает МРОТ. Не касается она и тех, кто работает на неполную ставку.

Определенные нюансы следует учесть тем, кто работает на упрощенной системе налогообложения (УСН): при объекте налогообложения «доходы» такое предприятие вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа по налогу) на сумму уплаченных страховых взносов, но теперь при снижении ставки с 30 до 15% получается, что налоги для таких предприятий вырастут. «Если сумма уплаченных страховых взносов будет меньше, то, соответственно, и на меньшую сумму можно будет уменьшить УСН-налог. И налогооблагаемая база по УСН-налогу в этом случае будет выше», — говорит Анна Шаталова, руководитель департамента бухгалтерского учета АКГ «Градиент Альфа». Правда, Ольга Нестерова, налоговый юрист, эксперт КГ «Сенат», добавляет, что хотя база для исчисления УСН будет выше, существенное снижение страховых взносов в разы перекрывает так называемое увеличение налога на доходы по УСН.

Но самое главное из ограничений — необходимость компании состоять в реестре МСП, который ведет Федеральная налоговая служба.

Сейчас в реестре 5,9 млн предприятий и ИП с 15,2 млн сотрудников, попасть сюда могут лишь те юрлица и ИП, которые удовлетворяют критериям численности работников (до 15 человек — микропредприятия, до ста — малые, от 101 до 250 — средние) и дохода (не больше 120 млн рублей в год для микропредприятий, не больше 800 млн рублей для малых и не более двух миллиардов для средних предприятий). Несмотря на то, что предельные цифры дохода для включения в реестр недавно были повышены вдвое, эксперты утверждают, что значительная часть компаний, которые по факту являются средним и малым бизнесом, в реестр просто не попадают. Отчасти потому, что выбиваются из критериев, а отчасти потому, что работают в организационной форме, которую в реестр не включают, например в форме некоммерческой организации (так регистрируются, например, многие предприятия в сфере образования). «Мы давно ставим вопрос о том, что критерии МСП уже не соответствуют текущей обстановке, — говорит Александр Калинин. — Критерии по оборотам и численности персонала нужно поднимать в два раза и по микро-, и по малым, и по средним предприятиям. Часто получается так, что по оборотам организация проходит, а по численности персонала ее относят уже к крупным. Это обычная история в текстильной промышленности, где много ручного труда и небольшие обороты».

Сведения о субъектах вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчетности. Предприятие, конечно, может написать в ФНС заявку, если не найдет себя в реестре, но в любой момент оно может быть оттуда исключено. В «Опоре России» напоминают, что в прошлом году 170 тысяч предприятий не попали в реестр, потому что не успели сдать годовую отчетность.

«Все зависит от того, насколько опоздали с отчетностью, — комментирует Ольга Нестерова. — По закону № 209-ФЗ включение и исключение из перечня МСП производится исходя из данных годовой отчетности.

Если отчетность не представлена вовремя и не попала в распоряжение ФНС до 10 августа, то по закону № 209-ФЗ это является основанием для исключения из реестра.

А по вновь созданным компаниям у ФНС в таком случае не будет данных для включения в реестр».

До сих пор не решен и вопрос с организационно-правовыми формами, которые не включаются в реестр по умолчанию, — с теми же НКО.

«Мы и Торгово-промышленная палата писали отдельное письмо, касающееся, например, НКО, для которых преференций по фискальной нагрузке нет, а это примерно двести тысяч организаций, от волонтеров до работающих по форме НКО или АНО детских садов, и им тоже нужно помочь», — рассказывает Александр Калинин. Но вопрос до сих пор не решен.

Реестром не вышли

  • Такой подробный рассказ о техническом, в общем-то, инструменте, каким и является реестр МСП, важен потому, что сейчас, когда были объявлены новые меры поддержки, все они оказались завязаны на этот же реестр.
  • Напомним, помимо снижения ставки страховых взносов правительство дало малому и среднему бизнесу отсрочку по налогам и страховым взносам во внебюджетные фонды, право на кредитные каникулы, льготные займы на зарплаты и безвозмездные гранты в размере МРОТ (12 130 рублей) на каждого сотрудника для выплаты зарплат и других важных текущих расходов.
  • Так, заплатить налог на прибыль и налог по упрощенной системе налогообложения, единый сельскохозяйственный налог МСП, включая ИП, смогут на шесть месяцев позже.

Сроки по налогам, которые нужно заплатить за первый квартал 2020-го, также сдвинуты на шесть месяцев, по налогам за второй квартал — на четыре месяца.

Таким образом, авансы по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам за первый квартал компании будут перечислять только в конце октября, а за второй квартал — в конце декабря.

Такие же отсрочки предоставлены и по страховым взносам — взносы с выплат физлицам за март–май можно перечислить позже на шесть месяцев, по взносам за июнь–июль — на четыре.

На субсидии для выплаты части зарплат смогут претендовать 1,2 млн малых и средних компаний, потенциально они могут получить почти сто миллиардов рублей.

Но все эти возможности касаются лишь тех компаний и ИП, которые уже были в том самом реестре МСП на 1 марта 2020 года, а также относятся к «кризисному» перечню отраслей — этот перечень составлен из кодов отраслей по ОКВЭД.

Если кода нет в списке, такое предприятие и ИП, будучи в реестре, смогут воспользоваться лишь приостановкой проверок и взысканий долгов, мораторием на банкротства, позже сдать отчетность и платить взносы по уменьшенной ставке, как уже говорилось выше.

То же самое двойное ограничение — по реестру и по ОКВЭД — действует и для специальных кредитных программ, которых в отношении малого бизнеса две: реструктуризация кредита (уменьшение платежа или отсрочка погашения действующего кредита) и кредит «На зарплату 0%» (до конца ноября, далее 4%, по 20 тысяч рублей в месяц на сотрудника).

Неудивительно, что предприятий, вошедших в оба привилегированных перечня — и в реестр МСП, и в список пострадавших отраслей по ОКВЭД, — в итоге оказалось совсем немного.

Аналитики консалтинговой компании «Финэкспертиза» подсчитали, что 81 из 99 видов деятельности не получат гранты на выплату зарплат, а в целом на господдержку смогут претендовать МСП лишь в 18 из 99 видов деятельности.Например, никаких грантов и отсрочек по налогам не положено юристам, инженерам и т. д.

(раздел «Профессиональная, научная и техническая деятельность», 485,2 тыс. МСП), обрабатывающим производствам (410 тыс. МСП), ИТ и СМИ (деятельность в области информации и связи, 203 тыс. МСП) и т. д.

Из административной деятельности и сопутствующих дополнительных услуг в правительственный список попал лишь туристический бизнес, остальные 79% МСП останутся без основной господдержки — например, аренда и лизинг транспорта и оборудования, подбор и трудоустройство персонала, отмечают в «Финэкспертизе».

В здравоохранении власти отдали приоритет только стоматологии, большая же часть малого бизнеса в сфере медицины и соцуслуг (57% МСП), например приюты и организации по уходу за больными и пожилыми, не смогут рассчитывать на поддержку.

«Господдержку смогут получить, по нашим прикидкам, всего около 30 процентов компаний МСП, — говорит Александр Калинин. — Понимаете, прямые гранты будут получать компании, ОКВЭД которых внесен в перечень.

Количество этих кодов достаточно ограничено; более того, поддержка будет получена только теми, у кого указанный код ОКВЭД — основной, а предприниматель может иметь несколько таких кодов. Как пример: половина стоматологий работает по ОКВЭД 86.23 (стоматологическая практика) а половина — по 86.21 (общая врачебная практика).

Соответственно, помощь окажут только половине, так как в перечень постановлением правительства указан только первый. Мы указываем на пробелы, но пока конструктивного диалога не получается». Немаловажный момент, что гранты смогут получить только те, кто сократил численность персонала не более чем на 10%.

Читайте также:  Можно ли сокращать паспортные данные в форме Р14001, если не хватает места?

А это значит, что у владельцев ресторана, в котором официанты уволились из-за упавшего потока клиентов, поддержки не будет, добавляет глава «Опоры России».

Кое-кого зальют деньгами

Проводниками серьезной части господдержки выступают крупные банки — речь идет как раз о реструктуризации кредитов и «нулевых» кредитах на зарплату.

Необходимо отметить, что банки не только не несут никаких затрат (так, Банк России направит 150 млрд рублей Сбербанку, ВТБ, МСП-банку, Промсвязьбанку, Газпромбанку и банку «Открытие» для субсидирования процентной ставки по кредитам для выплаты зарплат), но еще и оказываются фактически бенефициарами господдержки малому и среднему бизнесу: раз только в них можно взять кредиты на зарплату, значит, туда переведут свои счета предприятия МСП. Банки же получают под такие кредиты льготные рефинансовые кредиты от ЦБ под 4% годовых.

Несмотря на это, суммы выданных МСП кредитов пока остаются небольшими: так, на 23 апреля Сбербанк одобрил 5,8 млрд рублей по зарплатным кредитам, а заявок получил на 12 млрд рублей (кстати, «нулевые» кредиты на зарплату Сбер выдает и тем компаниям, у которых нет зарплатного проекта в банке). Плюс Сбербанк реструктуризировал по собственной программе 25 тыс. кредитов предприятий на общую сумму 45 млрд рублей.

Кстати, тут тоже действует ограничение в виде «правильной» юридическо-правовой формы компании-заемщика. АНО, НКО — вне периметра поддержки через реструктуризацию или кредиты на зарплату.

В сравнении с этими цифрами особенно внушительно выглядит программа поддержки системообразующих предприятий, которые совместно с банками запустили Минэкономразвития и ВЭБ.РФ.

Ее цель — обеспечить системообразующие компании (в приоритете транспорт, тяжелое машиностроение; металлургическая промышленность, розничная торговля непродовольственными товарами) доступным оборотным финансированием по ставке не более 5% годовых.

В рамках этой программы банки должны выдать системообразующим предприятиям 400 млрд рублей кредитов по льготной ставке, а государство в 2020 году направит банкам 24 млрд рублей субсидий на возмещение недополученных доходов по выданным кредитам. Только Сбербанк планирует выдать 100 млрд рублей в рамках этой программы, и выдачи уже начались.

При этом список системообразующих предприятий, в который сначала входило 646 компаний, постоянно расширяется, теперь уже свои списки составляют ключевые министерства — 489 предприятий предложили Минпромторг, Минэнерго, Минкомсвязи и Минсельхоз; свои списки также готовят Минтранс, Минстрой, Минфин и Минздрав.

Различие в отношении правительства к поддержке «крупняка» и малого бизнеса отлично видно на примере пострадавшей строительной отрасли: в перечень ОКВЭД ее не включили, оставив без поддержки 556,7 тыс. МСП, зато для крупного строительного бизнеса уже предусмотрели особый перечень мер, в частности ипотеку на новостройки под 6,5%.

При этом именно крупные компании как раз меньше всего нуждаются в дешевых финансовых вливаниях: согласно статистике ЦБ, в марте 2020 года российские банки выдали крупному бизнесу 924 млрд рублей новых займов — это рекорд: за весь 2019 год портфель корпоративных кредитов вырос всего на 1,6 трлн рублей. И значительную часть выданных денег предприятия «окешили», указывается в отчете Райффайзенбанка.

Система здравоохранения в России: последние новости

Поддержка малого бизнеса в 2020 году

Каждый предприниматель в начале своей деятельности сталкивается с теми или иными трудностями. Зачастую именно отсутствие опыта и еще недостаток капитала становятся тому причиной. Государство заинтересовано в том, чтобы граждане трудились, открывали свое дело, давали рабочие места другим людям.

Поэтому на сегодняшний день в стране существует ряд мер поддержки, наплавленных на помощь малому бизнесу, особенно в самом начале деятельности. Так же постоянно разрабатываются какие-то программы, дающие возможность начать работу в качестве ИП. Поддержка малого бизнеса в 2020 году не является исключением.

Кто из предпринимателей может рассчитывать на помощь от государства

Поддержка малого бизнеса распространяются на тех, чья деятельность попадает под определение малого и среднего бизнеса. Определить, входит ли компания в число таковых, можно по годовому обороту. Первоочередники — это следующие формы предприятий:

  1. Начинающий бизнес с маленьким штатом до 15 сотрудников и пока еще небольшим оборотом до 120 миллионов рублей.
  2. Малый бизнес, он характерен до 100 человек в штате и оборотом денежных средств до 800 миллионов рублей.
  3. Средний бизнес имеет больший штат — до 250, а оборот может составлять уже свыше 2 миллиардов.

Не значит, что открывшись можно сразу получить какую-то помощь. Чтобы это стало возможным, необходимо соблюсти ряд условий:

  1. Фирма должна быть зарегистрирована в налоговой инспекции надлежащим образом.
  2. Компания не должна иметь долгов по налогам.
  3. Деятельность фирмы должна осуществляться не более 2 лет.

Гораздо больше шансов на получение каких-либо мер поддержки от государства имеют бизнесмены, обладающие социальными льготами. К ним относятся:

  1. Граждане, имеющие инвалидность любой группы.
  2. Семьи, имеющие 3-х и более детей. Они относятся к категории многодетных.
  3. Молодые люди в возрасте до 32 лет.
  4. Официальные безработные.

Рассмотрение вопроса о предоставлении мер поддержки производится специальной комиссией по заявлению от гражданина. Именно эта комиссия на основании предоставленных данных решает, будет оказана поддержка конкретному предпринимателю или нет.

Как получить помощь от государства на развитие малого бизнеса в 2019 году

С каждым годом стартуют все новые бизнесмены, их численность благоприятно действует на экономику. Поэтому государство заинтересовано в инициаторах и стремится помогать им. В приоритете предприятия, осуществляющие такую работу:

  1. Наука и техника, разработка новейших технологий в этом направлении.
  2. Агропромышленный комплекс, особенно растениеводство и животноводство.
  3. Услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
  4. Особо распространенные виды творчества.
  5. Изготовление товаров, пользующихся большим спросом.
  6. Организация туризма.

Меры поддержки от государства могут быть следующими.

Деньги от центра занятости

Государство готово предоставлять безвозмездную помощь, ее не придется возвращать спустя определенное время. Выгода же государства в том, что образовываясь, новая компания набирает штат сотрудников. Это рабочие места. Кроме этого возникает конкуренция среди подобных компаний, а это благотворно влияет на качество предоставляемых услуг и производимых товаров.

Однако, оказав помощь, государство не перестает интересоваться компанией. Договор о субсидировании подразумевает, что на протяжении 3 последующих месяцев бизнесмен должен отчитаться о том, на что израсходована субсидия. Если такого подтверждения нет, то бизнесмен должен вернуть все деньги.

Средства даются, чтобы покрыть 30-50% всех расходов, необходимых на тот или иной проект. Об остальных средствах предприниматель заботится сам.

Для начала человек должен собрать пакет документов, состоящий из свидетельства о регистрации фирмы с бизнес-планом, выписки из банка о размере собственного капитала, справку о состоянии кредитной истории и документ о том, что меры поддержки не предоставлялись.

По стране размер такой поддержки от центра занятости 500 тысяч рублей, в Москве и Московской области — до 5 миллионов.

Гранты бизнесменам новичкам

Такая помощь оказывается предпринимателям для открытия дела, и тем, кто уже работает в этом направлении, но не более 2 лет. Гранты обычно раздает Департамент экономического развития, различные фонды и союзы предпринимателей.

Не дают гранты и средства вино-водочным компаниям, тем, которые изготавливают табачную продукцию, занимаются сделками с недвижимостью или игровой деятельности. Собрав стандартный пакет, нужно будет дождаться решения Отраслевой комиссии.

Программа субсидирования

Субсидирование осуществляется на разных уровнях. Это Федеральные программы, они дают самые большие средства из федерального бюджета, если бизнесмен занимается каким-то масштабным проектом. Региональные программы выделяют средства из областных и районных средств и поддерживают предпринимателей, развивающих инфраструктуру региона.

Местные выделяют самые скромные средства для поддержки мелких предпринимателей районов. Конечно, чем масштабнее программа, тем жестче предстоит конкуренция для ее получения. Точно так же обстоят дела и документами.

Льготное кредитование

Если предприниматель не попал под программу, неплохим выходом из положения может оказаться льготное кредитование. Здесь придется работать напрямую с банком, туда предоставлять документы.

Он же будет их рассматривать и одобрять. Программа рассчитана на 3 последующих года. Обязательное условие — наличие своих средств, которые предприниматель готов вложить в проект.

Сумма — от 50 миллионов до 1 миллиарда, 10% для среднего бизнеса, 11-11,8% — для малого.

На что можно использовать деньги от государства

Еще на этапе сбора документов следует запомнить, что средства нельзя тратить на свое усмотрение. То есть, их можно потратить на открытие и развитие. Более простые условия существуют только в рамках льготного кредитования. Деньги тратят следующим образом:

  1. Оплата аренды земли или места для осуществления бизнеса (до 20% от всей выделенной суммы).
  2. Создание рабочих мест.
  3. Покупка недостающего оборудования, но его нельзя будет продать 3 года.
  4. Покупка расходных материалов (до 20% от всей выданной суммы).
  5. Ремонт помещений для бизнеса его открытие.

Нематериальные варианты поддержки малого бизнеса

  1. Обучение на бизнес-курсах, посещение лекций и семинаров. Выплата дается на покрытие 50% расходов, но не более 40% от всех затрат на обучение.
  2. Снижение аренды на занимаемое помещение, но если эта площадь является муниципальной, а аренда долгой (от 5 лет). С каждым годом идет постепенное увеличение оплаты с 40% до 80%, в последний год уже идет полная оплата аренды.
  3. Компенсация за участие в выставках. Субсидия выделяется на то, чтобы бизнесмен мог представлять свою продукцию на национальных и даже международных выставках. Сюда входит перевозка, регистрация, аренда места и прочее. Есть возможность оплатить так 50%, но нужно будет представить отчет за все потраченные средства.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *