Супругу чиновнику для сдачи декларации нужны мои доходы?

Чиновники придумали, как не раскрывать сведения о доходах и имуществе своей родни

Помимо письменного отказа супруги или супруга предоставить декларацию могут учитываться другие обстоятельства, например, проживание семьи за границей

Оригинал этого материала © «Маркер», 09.13.2010, Благодаря лазейке в указе президента чиновники не будут раскрывать доходы и имущество жен и детей, «Коммерсант»

Андрей Бирюков

Супругу  чиновнику  для  сдачи  декларации  нужны  мои  доходы?
Алексей Кудрин

У чиновников появилась возможность не публиковать сведения о доходах членов своей семьи. Федеральные ведомства одно за другим начали готовить проекты приказов, которые предусматривают возможность утаивать эти данные «по уважительной причине». Сегодня проект такого приказа на своем сайте опубликовал Минфин (.zip, 15 kb). При этом список уважительных причин не прилагается. Сказано только, что необходим письменный отказ супруги или ребенка от предоставления сведений. В соответствии с законом, который предложил президент, чиновники недавно впервые опубликовали декларации о доходах своих семей. И вот, руководствуясь новым указом, появившимся летом этого года, они могут не делать этого впредь. Антикоррупционная норма не прижилась на российской почве. Сегодня проект приказа, в соответствии с которым можно не декларировать доходы и имущество членов семей ведомства, опубликовало Министерство финансов. Ранее это сделали ФАС, Минобороны, Роспотребнадзор. Вскоре их примеру наверняка последуют другие ведомства. Как говорится в документе Минфина, государственные гражданские служащие, которые должны ежегодно публиковать сведения о своих доходах и имуществе, могут не отчитываться за жену и детей, если подадут соответствующее заявление. При этом никаких железобетонных причин для отказа от публикации сведений о доходах не требуется. В проекте приказа говорится, что к заявлению могут прилагаться соответствующие документы. При этом таким документом может служить, например, «письменный отказ супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей в представлении федеральному государственному гражданскому служащему сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

[«Московский комсомолец», 13.09.2010, «Ни слова о деньгах»: В Минфине поясняют, что помимо письменного отказа супруги или супруга комиссия может учитывать другие обстоятельства — наличие детей от первого брака, связь с которыми не поддерживается, проживание семьи за границей и т.п. — Врезка К.ру]

Часто именно жены чиновников, руководителей субъектов федерации и членов парламента имеют доход гораздо больше, чем их мужья, и вся совместная собственность (квартиры, земельные участки, автомобили) записана на них. Намного больше мужа заработала жена первого вице-премьера Игоря Шувалова, которая среди супругов членов правительства является самой обеспеченной женщиной. (В 2009 г. она получила доход 641,2 млн руб., доход самого Шувалова — 6,5 млн руб.) В том же Минфине жена помощника министра Антона Борисевича за 2009 г. заработала в 30 раз больше супруга — 30,2 млн руб. против 1 млн. Жена министра финансов Алексея Кудрина, согласно декларации, является владельцем большей части семейного имущества — двух земельных участков, жилого дома и квартиры. Среди глав субъектов федерации рекордным является разрыв между доходами мэра Москвы Юрия Лужкова и его жены Елены Батуриной (Она заработала более 30 млрд руб. против 7,9 млн руб. у Лужкова) одной из богатейших женщин мира. Согласно приказу Минфина, чиновник ведомства должен подавать заявление о нераскрытии доходов в отдел кадров и административный департамент своего ведомства. После этого заявление рассматривает комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих (и урегулированию конфликта интересов в установленном порядке). Такие комиссии сейчас создаются во всех федеральных ведомствах в соответствии с указом президента от 1 июля этого года. Указ вообще-то посвящен именно комиссиям по служебному поведению. Но среди его положений затесалось одно очень важное — именно о том порядке, в соответствии с которым можно не исполнять предыдущие указания президента.

[«Ведомости», 13.09.2010, «Ушли в отказ»: Министерство ссылается на указ президента, который регламентирует порядок декларирования доходов чиновников и разрешает по объективным причинам (тоже не перечислены) не отчитываться о заработках членов семьи.

Но указ не позволяет ссылаться на нежелание родственников поделиться этой информацией. Минфин причисляет отказ к числу объективных причин, позволяющих скрыть информацию о доходах, отмечает Владимир Южаков из Центра стратегического развития.

Подобная трактовка делает бессмысленной всю кампанию по декларированию имущества чиновниками, считает Южаков: ведь они могут перевести незаконные доходы на членов семьи.

Фактически это попытка узаконить отказ от декларирования доходов госслужащими, говорит зампред профильного комитета Госдумы по госстроительству Александр Москалец.

Во время первой декларационной кампании весной этого года некоторые госслужащие отказывались отчитаться о доходах супругов, ссылаясь на их нежелание раскрыть свои заработки, рассказывает сотрудник аппарата одного из судов. Проблема возникает и в связи с публикацией этих сведений, добавляет собеседник «Ведомостей»: по закону о персональных данных такая информация не может быть оглашена без согласия ее владельца. — Врезка К.ру]

«Это не очень хорошая норма, так как, если такое заявление на рассмотрение комиссии подаст, например, министр, ему вряд ли откажут», — говорит глава Transparency International в России Елена Панфилова.

По ее словам, нечеткие формулировки могут расшатать и без того хлипкие нормы законодательства в сфере противодействия коррупции. В Центре стратегических разработок, который сотрудничает в том числе и с правительством, высказываются еще жестче.

«Эта норма, которая записана в указе президента, является сама по себе коррупциогенной, так как предоставляет избыточную широту административных усмотрений. Ее необходимо устранить», — говорят там.

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru

Чиновников обяжут декларировать доходы экс-супругов

В Госдуму был внесен законопроект, призванный сделать бессмысленным фиктивные разводы чиновников, сенаторов и депутатов. Государственных мужей заставят сдавать декларации не только за действующих, но и за бывших жен.

С такой инициатвой выступил один из депутатов Госдумы. Идея, хотя и яркая, но не бесспорная. Впрочем, и проблема фиктивных разводов вовсе не надумана.

«Мы вносим законопроект по поводу запрета депутатам и чиновникам разводиться. Так его условно назвали, — рассказал информационным агентствам инициатор проекта.

— На самом деле им вносится поправка в закон о борьбе с коррупцией.

Согласно этой поправке, супругом является тот, кто находится в официальном браке, а также расторгнувший брак, но продолжающий совместное проживание и ведение хозяйства, то есть в гражданском браке».

По закону чиновники, депутаты, сенаторы, министры должны каждый год подавать сведения о доходах до 1 апреля.

В декларациях также необходимо указать данные об имуществе, которое находится в их собственности или в собственности их супругов и несовершеннолетних детей. Контролируются и крупные расходы.

Нормы достаточно жесткие, и жизнь человека на высоком посту становится прозрачной в финансовом смысле. Но прозрачна также и жизнь их близких, а это уже не всем родным нравится. Кто-то хочет иметь маленькие тайны от мужа.

«Мне очень неприятно, что приходится сдавать декларации: я не хочу, чтобы мой муж знал мою зарплату», полушутя-полусерьезно рассказывала как-то корреспонденту «РГ» супруга одного из высокопоставленных чиновников. Сама женщина преподает в юридическом вузе. Так что никаких сомнений, помогает ей муж в карьере или нет, быть не может. Все — сама.

Поэтому, чтобы избежать каких-то бытовых неудобств, некоторые супруги предпочитают формально разойтись. Все равно любовь и общий дом важнее штампа в паспорте.

С другой стороны не всегда причины фиктивного развода столь невинные или курьезны. Иногда действительно семье есть что скрывать, и потому они решают формально стать чужими. Иначе богатство жен высокопоставленных чиновников, порой, начинает привлекать внимание. А за вниманием появляются вопросы и сомнения.

Супругу  чиновнику  для  сдачи  декларации  нужны  мои  доходы?

Путин предложил ввести запрет на профессию для коррупционеров

Инициаторы проекта посмотрели статистику разводов в Госдуме. В думе прошлого созыва было всего семь разводов. А сейчас, рассказывает инициатор проекта, за 2,5 года после принятия закона о противодействии коррупции, в Госдуме было 102 развода.

«На мой взгляд, объективных предпосылок, кроме закона о борьбе с коррупцией, не было, которые бы так повлияли на семейный статус моих коллег», — сказал инициатор проекта. Он считает, что депутаты и высшие чиновники, политическая элита общества, должны «показывать пример соблюдения закона и ответственности за те законы, которые они принимают, а не искать какие-то формальные уловки».

Впрочем, на этот счет звучат и другие мнения. «То есть, допустим, жена ушла от меня, бедного, к какому-нибудь богатому человеку, который будет записывать на нее свои активы, а я — о них отчитываться?» — рассказал журналистам другой народный избранник.

Не получится ли, что человек будет отвечать за чужую богатую жену? Впрочем, сторонники инициативы могут парировать этот аргумент тем, что она распространяется на тех, кто продолжает жить гражданским браком. Значит, и деньги у них общие.

Это не первая инициатива, предлагающая ввести какие-то ограничения для семей чиновников. Недавно те же самые инициаторы предлагали запретить женам высокопоставленных чинов заниматься бизнесом. Но эта идея не прошла.

В любом случае сейчас государство вводит серьезные антикоррупционные правила. Новые меры уже дали эффект. В прошлом году по утрате доверия были уволены 460 чиновников.

Кадровые службы всех государственных ведомств получили специальные разъяснения, когда чиновников нужно увольнять по утрате доверия.

Документ подготовило министерство труда и социальной защиты. В нем прописаны четкие критерии, за что и как наказывали чиновников, нарушивших какие-то антикоррупционные правила.

В письме помимо прочего приводятся примеры, за что именно увольняли чиновников с формулировкой «в связи с утратой доверия». Среди «расстрельных» проступков — указания недостоверной цены сделки для придания видимости соответствия расходов служащего его доходам.

Читайте также:  Как правильно оформить договор субаренды с собственником квартиры для сдачи ее посуточно?

В Госдуму внесен законопроект о пресечении коррупции при госзакупках

Еще одна уловка, которая не проходит: «значительное завышение служащим общей суммы доходов, вкладов в банках и иных кредитных организациях либо полученных кредитов с целью финансового обоснования сделок по приобретению земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг».

Государственные люди должны регулярно отчитываться о доходах и расходах. Если окажется, что человек живет не по средствам или у него обнаружились подозрительные средства, непонятно откуда взявшиеся, то он рискует лишиться поста.

Любые махинации с финансовыми документами, доказывающими, что хотя деньги взялись из воздуха, но они совершенно законные, могут стоить государственному служащему карьеры. Отговориться кредитами, мол, набрал на сто лет вперед и буду сто лет отдавать, тоже не получится.

За фиктивную справку о кредите, якобы на который приобретен коттедж на берегу моря, чиновника уволят, как потерявшего доверие.

Что делать, если супруга федерального государственного гражданского служащего отказывается предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?

Служащий должен обратиться в  комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов с заявлением, предусмотренным абзацем третьим подпункта «б» пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 июля 2010 г. № 821.

Заявление должно быть подано в срок не позднее 30 апреля года следующего за отчетным. Заявление подается в подразделение кадровой службы федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, пишется в произвольной форме.

  • По итогам рассмотрения заявления комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов может принять одно из следующих решений:
  • а) признать, что причина непредставления служащим сведений о доходах,  расходах,  об имуществе и обязательствах имущественного характера является объективной и уважительной;
  • б) признать, что причина непредставления служащим сведений о доходах,  расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не является   уважительной.
  • В этом случае комиссия рекомендует служащему принять меры по представлению указанных сведений;
  • в) признать, что причина непредставления служащим сведений о доходах, расходах,  об имуществе и  обязательствах имущественного характера необъективна и является   способом уклонения от представления указанных сведений.

В этом случае  комиссия рекомендует руководителю гос. органа применить к  служащему конкретную меру ответственности.

Рекомендуемые действия для подтверждения объективности и уважительности обстоятельств не предоставления справки на супругу:

1. Отправить супруге заказное письмо с уведомлением с просьбой предоставить сведения, приложить к заявлению в комиссию о невозможности предоставить сведения имущественного характера копию заказного письма.
2. Приложить к заявлению о невозможности предоставить сведения  имущественного характера копии документов, подтверждающих факт бракоразводного процесса между супругами (в случае, если заявление о разводе в суд подано, а решение суда о разводе не принято).
3. Приложить к заявлению о невозможности предоставить сведения  имущественного характера копии документов, подтверждающих факт обращения служащего в ОВД с заявлением о розыске супруги, если служащий пишет, что не может предоставить сведения на супругу, т.к. не знает, где она живет (проживает, выехала).
4. Приложить к заявлению о невозможности предоставить сведения  имущественного характера копии документов, подтверждающих факт обращения служащего в суд с заявлением об истребовании сведений о доходах,  расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера у супруги на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460.

Поделитесь информацией в соцсетях:

Бывших супругов чиновников и депутатов обяжут декларировать доходы

Развод не поможет чиновникам и депутатам скрыть свои реальные доходы, а также перевести их в зарубежные банки, если будет принят законопроект, который на следующей неделе планируется для внесения в Госдуму. Поправки обяжут госслужащих и законодателей подавать декларации даже за бывших супругов. Эксперты считают, что такие изменения назрели и будут способствовать более эффективному противодействию коррупции. 

Разработчики законопроекта Вадим Соловьев, зампред комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству, и Владимир Поздняков, первый зампред комитета по регламенту и организации работы Госдумы, член комиссии по этике, поясняют актуальность проекта тем, что статистически процент разводов среди депутатов давно превышает общероссийский уровень. При этом, утверждают они, многие из этих разводов являются фиктивными, поскольку после развода депутаты продолжают жить под одной крышей с бывшими супругами и совместно воспитывать детей.

По мнению авторов законопроекта, количество разводов напрямую связано с ужесточением антикоррупционных мер: отчитываться о доходах всегда проще, чем о крупных расходах, а позднее депутатам запретили иметь счета и пользоваться другими финансовыми инструментами за рубежом.

Тогда, как уверяют разработчики, законодатели начали оформлять разводы с удвоенным рвением.

Если в 2011 году официально холостяками значились 77 депутатов из 450, то в 2014 году — 99 человек, а в 2015-м — 102 человека (практически каждый четвертый депутат не сдал декларацию за супруга).

Для борьбы с преступными доходами в странах «большой семерки» в 1989 году были разработаны меры по эффективному противодействию коррупции: с этой целью была создана FATF (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег — Financial Action Task Force).

Россия присоединилась к организации еще в 2003 году, но одна из ключевых формулировок документов FATF — «политически значимое лицо» (РЕР — Politically Exposed Person) — до сих пор не адаптирована российским законодательством.

Но к этому вопросу депутаты планируют подойти постепенно и с осторожностью.

— Работа над внедрением PEP будет проходить в несколько этапов. На первом этапе мы внесем предложение, которое обяжет депутатов в течение пяти лет после развода декларировать доходы и имущество своих супругов. Мы подготовили такой законопроект и внесем в начале следующей недели. Потом будем дорабатывать и вводить остальное, — говорит Вадим Соловьев.

По его словам, сейчас Совет Думы утвердил решение рассматривать только правительственные проекты, поэтому этот законопроект, очевидно, будет рассмотрен уже новым составом Думы, что, по мнению Соловьева, большой плюс, ведь «по-серьезному рассчитывать на нынешний состав не приходится».

— Данная инициатива направлена на борьбу с укрывательством чиновниками своего реального состояния, ведь неоднократно высказываются подозрения, что чиновники переписывают свои счета, недвижимость и другие активы на своих супругов и разводятся, хотя по факту остаются семьей.

Бывшие супруги чиновников юридически не обязаны декларировать эти активы публично и им не запрещено ими владеть.

Таким способом некоторые чиновники могут уходить от запрета, скрывать реальные доходы, скрывать факты коррупции и воровства госсредств, — говорит адвокат компании «Деловой фарватер» Антон Соничев.

  • Адвокат-партнер МКА «Князев и партнеры» Игорь Симонов также отмечает, что, несмотря на наличие  закона «О противодействии коррупции» и различных подзаконных актов, статистические данные свидетельствуют о том, что проблема всё еще актуальна.  
  • — Опыт борьбы с коррупцией в других странах показывает, что введение обязательного декларирования доходов и расходов бывших супругов чиновников и парламентариев является достаточно эффективным средством, так как чиновники часто используют семейные отношения для прикрытия совершения коррупционных действий, — говорит юрист.
  • Как указывает Игорь Симонов, введение понятия «политически значимое лицо», которое для России является достаточно новым, может привести к ряду трудностей, поскольку пока нет четких критериев определения таких лиц и их окружения.

— В зарубежных странах имеется положительный опыт использования такого механизма борьбы с коррупцией, и это обуславливается различной правовой культурой и степенью открытости информации о чиновниках и парламентариях в целом. Таким образом, принятие закона может снизить уровень коррупции среди чиновников, так как это лишит их одного из средств выведения и легализации незаконно полученных доходов, — считает Симонов. 

По мнению Антона Соничева, предложенная депутатами мера будет эффективна только в том случае, если по результатам декларирования будут проводиться проверки относительно происхождения имущества у бывших супругов чиновников. 

Если законопроект будет принят, то в дальнейшем депутаты будут ориентироваться на мировую практику, которая уже определила круг тех, кто, как правило, помогает политикам в мошеннических действиях и отмывании денег.

В Европе и США принят строгий надзор за операциями лиц, которые теоретически могут быть вовлечены в совершение преступных действий.

В частности, отслеживаются финансовые операции родственников, супругов, друзей и деловых партнеров, то есть всех членов семьи и лиц из ближайшего окружения. Речь идет не только о крупных покупках, но о любых денежных переводах, оплате билетов, гостиниц и счетов.

Сейчас закон о PEP выполняют швейцарские банки и на территории Швейцарии под формулировки попадают правительственные чиновники, лица, которые занимают высокие административные, судебные, военные посты, топ-менеджеры госпредприятий и политики.

— Что касается практики западных банков, то при открытии счета, если человек определяется по критериям как PEP, они требуют много документов, которые подтверждают, что это деньги легальные, понятные, прозрачные.

Российские банки, насколько я знаю, сейчас налоговые декларации клиентов не запрашивают, то есть относятся к происхождению средств не так внимательно, как западные коллеги, — отметил председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин.

Справка для госслужащих о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Кто обязан предоставлять Справку
В какие сроки подавать Справку
За кого необходимо предоставить Справку
Отчетный период и дата представления сведений
Справка на мужа/жену
Если нет возможности предоставить Справку
Нормативная база

Для госслужащих существует свой перечень привилегий и
обязанностей. Одна из обязанностей – ежегодное предоставление
Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера
. Это специальная форма, в которую
вносится сводная информация обо всех передвижениях денежных средств
на счетах.

Читайте также:  Как определить вид деятельности для своего ИП?

Часто эту справку называют декларацией для госслужащих. Такое
наименование по сути не верно, поэтому мы рекомендуем использовать
законную формулировку.

Справка о доходах и расходах тщательно проверяется, и при
обнаружении ошибок или несоответствий назначается служебная
проверка.

Получите налоговый вычет в течение недели с услугой Быстровычет!

Кто обязан предоставлять Справку

Сотрудники госслужбы, чьи полномочия предполагают
предоставлять такие сведения:

  • Лица на государственной должности РФ, субъекта РФ,
    муниципальной должности на постоянной основе.
  • Государственные и муниципальные служащие на должностях,
    включенных в перечни из нормативных правовых актов РФ.
  • Работники госкорпораций, ПФ РФ, Фонда социального страхования
    РФ, Федерального фонда ОМС, а также организаций, которые создаются
    Российской Федерацией на основании федеральных законов. Назначение
    на эти позиции и освобождение от них производится Президентом РФ
    или Правительством РФ. Кроме того это должности, включенные в
    перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными
    нормативными актами организаций.
  • Работники организаций, созданных для выполнения задач,
    поставленных перед федеральными государственными органами,
    замещающими отдельные должности на основании трудового договора в
    этих организациях, включенные в перечни, установленные федеральными
    государственными органами.

Граждане, претендующие на замещение:

  • Государственной должности РФ, субъекта РФ, муниципальной
    должности.
  • Любой должности госслужбы.
  • Должности муниципальной службы, включенной в перечни,
    установленные нормативными правовыми актами РФ.
  • Должности в госкорпорациях, ПФ РФ, Фонда социального
    страхования РФ, Федерального фонда ОМС, а также организаций,
    которые создаются Российской Федерацией на основании федеральных
    законов. Назначение на эти позиции и освобождение от них
    производится Президентом РФ или Правительством РФ. Кроме того это
    должности, включенные в перечни, установленные нормативными актами
    фондов, локальными нормативными актами организаций.
  • Отдельной должности на основании трудового договора в
    организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед
    федеральными государственными органами, включенной в перечни,
    установленные федеральными государственными органами.

В какие сроки подавать Справку о доходах и
расходах

Граждане, претендующие на замещение должности
госслужащего
. Представляют сведения до назначения, при
подаче документов.

Госслужащие. Представляют сведения
ежегодно:

  • не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Это относится
    к должностям Президента РФ, членов Правительства РФ, Секретаря
    Совета Безопасности РФ, федеральных государственных служащих
    Администрации Президента РФ;
  • не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Это
    относится к должностям федеральных государственных служащих,
    служащих ЦБ РФ, работников ПФ РФ, Фонда социального страхования,
    Федерального фонда ОМС, государственных корпораций и других
    организаций, созданных на основании федеральных законов,
    организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед
    федеральными государственными органами.

Госслужащий может предоставить сведения в любое время, начиная с
1 января года, следующего за отчетным.

Не стоит откладывать представление сведений на последний месяц,
особенно если вы планируете отпуск или командировку.

Супервычет: оплата наших услуг только после получения вычета!

За кого необходимо предоставить Справку

Сведения представляются отдельно:

  • за самого госслужащего;
  • за супругу/супруга,
  • за каждого несовершеннолетнего ребенка госслужащего.

По каждому члену семьи составляется отдельная Справка.
Объединение сведений по нескольким членам семьи в одной Справке не
допускается.

Отчетный период и отчетная дата представления
сведений

Гражданин предоставляет:

  • сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и
    несовершеннолетних детей, полученных за календарный год (с 1 января
    по 31 декабря), предшествующий году подачи документов;
  • сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу)
    и несовершеннолетним детям на праве собственности, и об
    обязательствах имущественного характера по состоянию на первое
    число месяца, предшествующего месяцу подачи документов (на отчетную
    дату).

Госслужащий предоставляет ежегодно:

  • сведения о своих доходах и расходах, доходах и расходах супруги
    (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный
    (отчетный) год (с 1 января по 31 декабря), предшествующий году
    представления сведений;
  • сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу)
    и несовершеннолетним детям на праве собственности, и об
    обязательствах имущественного характера по состоянию на конец
    отчетного периода (31 декабря года, предшествующего году
    представления сведений).

Госслужащий должен представить Справку, если по состоянию на 31
декабря отчетного года:

  • замещаемая им должность была включена в соответствующий
    перечень должностей, а сам служащий замещал указанную
    должность;
  • временно замещаемая им должность была включена в
    соответствующий перечень должностей.

Госслужащий не представляет сведения, если он назначен на
должность, включенную в соответствующий перечень должностей, или
временно замещает указанную должность после 31 декабря отчетного
года.

Получите налоговый вычет в течение недели с услугой Быстровычет!

Справка на мужа/жену

При составлении Справки учитывается семейное положение
гражданина или госслужащего на отчетную дату.

Если необходимо подавать сведения о доходах и расходах супруги,
следует руководствоваться ст. 25 Семейного кодекса РФ. Брак,
расторгнутый в ЗАГСе, прекращается со дня регистрации расторжения
брака в книге регистрации актов гражданского состояния. Если брак
же расторгнут в суде, то датой растроржения
считается день вступления решения суда в законную
силу.

Если нет объективной возможности предоставить
Справку

Если существуют объективные причины, по которым вы не можете
предоставить Справку о доходах, расходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера, вам следует написать
заявление, руководствуясь:

  • Абзацем 3 подпункта «б» пункта 1 Положения о порядке
    рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации
    по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения
    требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих
    государственные должности Российской Федерации и отдельные
    должности федеральной государственной службы, и урегулирования
    конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан»,
    утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля
    2011 г. № 233 «О некоторых вопросах организации деятельности
    президиума Совета при Президенте Российской Федерации по
    противодействию коррупции»,
  • Абзацем 3 подпункта «б» пункта 16 Положения о комиссиях по
    соблюдению требований к служебному поведению федеральных
    государственных служащих и урегулированию конфликта интересов,
    утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010
    г. № 821.

Заявление должно быть написано и направлено заранее, до того,
как наступит срок представления Справки.

Нормативная база

  • Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О
    противодействии коррупции».
  • Указ Президента РФ от18.05.2009 N 557 перечня должностей
    федеральной государственной службы, при замещении которых
    федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения
    о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного
    характера, а также сведения о доходах, об имуществе и
    обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и
    несовершеннолетних детей.
  • Указ Президента РФ № 559 от 18.05.2009 «О предоставлении
    сведений о доходах».

Правила декларирования доходов, расходов и имущества госслужащими

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 апреля 2019 года опубликованы декларации о доходах президента, премьера, а также членов правительства и Администрации главы государства. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о правилах декларирования доходов, расходов и имущества государственными служащими РФ.

Кто подает декларации

Декларации о доходах и имуществе ежегодно, не позднее 1 апреля, предоставляются государственными служащими и прочими публичными должностными лицами в рамках законодательства о гражданской службе и закона о противодействии коррупции.

Сведения подаются также в отношении членов их семей: супруга(-и) и несовершеннолетних детей.

В декларациях указываются данные за предшествующий год: информация о доходах, о владении транспортом и недвижимостью, акциях и обязательствах имущественного характера.

Первые антикоррупционные законы в РФ

Впервые требование предоставлять сведения о доходах и имуществе в отношении госслужащих в России было введено в 1995 году. Согласно ст.

12 федерального закона от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации», госслужащие должны были предоставлять соответствующие данные в органы налоговой службы.

Однако все эти сведения получали статус служебной тайны, и их проверка проводилась только налоговой службой.

В 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 года.

В статье 8 документа говорится, что государства — участники Конвенции должны «устанавливать меры и системы, обязывающие публичных должностных лиц представлять декларации о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может возникать коллизия интересов».

Правила подачи деклараций

Требование к должностным лицам и членам их семей декларировать свои доходы, имущество и обязательства имущественного характера было установлено федеральным законом от 25 декабря 2008 года. «О противодействии коррупции».

29 декабря того же года в статью 10 федерального конституционного закона «О правительстве РФ» были внесены поправки, обязывающие членов кабинета министров представлять в налоговые органы сведения о своих доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем по праву собственности им и членам их семей.

18 мая 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал пакет антикоррупционных указов, которыми, в частности, регламентирован круг чиновников и членов их семей, подающих декларации.

В него попали не только президент, сотрудники его администрации, члены правительства, но и парламентарии, судьи, сотрудники правоохранительных органов, а также военнослужащие, занимающие командные и управленческие должности в российской армии.

С 2012 года отчитываться стали руководители Центробанка РФ, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, их супруги и несовершеннолетние дети.

В соответствии с федеральным законом от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» и указом президента от 8 июля 2013 года «Вопросы противодействия коррупции», список лиц, обязанных обнародовать сведения о своих доходах и имуществе, был расширен.

В него включены руководители госкомпаний и госкорпораций. В марте 2015 г. правительство РФ освободило руководство ряда компаний с госучастием от публикации таких сведений (ОАО «РЖД», ПАО «Роснефть» и др.).

Требование публичной декларации касается лишь сотрудников некоммерческих и бюджетных организаций, фондов, корпораций и компаний, которые на 100% принадлежат государству и руководители которых назначаются правительством РФ.

Коммерческие компании (акционерные общества) должны предоставлять сведения о декларациях своих руководителей в правительство, но не обязаны их публиковать.

Читайте также:  Какую указывать торговую площадь в качестве физ. показателя при расчете енвд?

С 1 января 2013 года российские чиновники отчитываются не только о доходах, но и о расходах, включая расходы жен (мужей) и детей. Проверке подлежат сделки по приобретению земельного участка, недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, если сумма сделки превышает общий доход за последние три года.

К декларированию также обязательны источники средств, за счет которых были заключены сделки. 19 августа 2013 года вступил в силу запрет для чиновников иметь счета в зарубежных банках. За невыполнение приведенных выше требований предусматривается административное наказание, вплоть до увольнения с формулировкой «в связи с утратой доверия».

Государственные служащие, согласно законодательству, не имеют права заниматься коммерческой или предпринимательской деятельностью.

4 ноября 2015 года вступил в силу закон, который предусматривает возможность досрочного лишения мандатов парламентариев, если они или члены их семей не предоставили в срок декларации о доходах. Ранее ответственность за непредставление или несвоевременное представление деклараций в законодательстве отсутствовала.

В мае 2017 года президент РФ Владимир Путин подписал поправки в действующее законодательство, согласно которым временно исполняющие обязанности глав регионов и атаманы войсковых казачьих обществ также обязаны отчитываться о своих доходах и расходах.

4 августа 2018 года президент подписал закон о контроле за соответствием расходов бывших чиновников их доходам, полученным во время работы на государственных постах.

Документом установлено, что такой контроль осуществляется в течение 6 месяцев со дня освобождения от должности или увольнения лиц, «замещавших (занимавших) одну из должностей, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей». Речь идет о сделках по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций и др.

Публикация деклараций

Сведения о доходах и имуществе публикуются на официальных сайтах соответствующих ведомств и в СМИ с 2010 года. Однако публичная версия деклараций чиновников значительно отличается от той, которую должностное лицо подает в кадровую службу.

В «открытой» версии отсутствует информация о счетах и долговых обязательствах, не сообщается точное местонахождение декларируемой недвижимости и год выпуска автомобиля, нет информации о расходах, не сообщаются имена и фамилии супругов и несовершеннолетних детей.

При наличии недвижимости за рубежом указывается только страна, где она находится.

Проверки деклараций

Декларации о доходах ежегодно подают около 1,6 млн госслужащих. Полученные сведения проходят проверку в Управлении по вопросам противодействия коррупции Администрации президента РФ. В 2016 году, по словам начальника управления Олега Плохого (ныне — замминистра юстиции), было выявлено около 70 тыс.

преступлений коррупционной направленности (в 2015 году — 32 тыс.). 16 тыс. должностных лиц различного ровня (в 2015 году — 18 тыс.) были привлечены к дисциплинарной ответственности за несоблюдение антикоррупционных ограничений и запретов.

Более поздние данные об итогах проверки деклараций Администрацией президента РФ не обнародовались.

Всего с формулировкой «в связи с утратой доверия» в России в 2018 году, по словам начальника управления по взаимодействию со СМИ Генпрокуратуры РФ Александра Куренного, были уволены более 1,3 тыс. чиновников (в 2016 году — порядка 400 человек, из них 177 — по итогам проверок деклараций; в 2017 году — 1 тыс. 250 человек).

С 1 января 2018 года вступил в силу закон, согласно которому создан публичный реестр лиц, уволенных с госслужбы в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений. В открытом доступе сроком на 5 лет публикуются ФИО чиновников, сведения о госоргане, откуда они были уволены, дата внесения сведений в реестр и реквизиты правового акта об увольнении.

"Ведомости" выяснили, в каких сферах зарабатывают жены и дети госслужащих

После того как стихла декларационная кампания, «Ведомости» изучили бизнес российских чиновников, а также деловую активность тех, о ком в декларациях писать не обязательно, — взрослых детей, братьев и сестер госслужащих.

Закон не требует от госслужащих показывать в декларациях о доходах и имуществе нюансы семейных бизнесов. Чиновник указывает только самые общие сведения о себе: есть ли у них жены и несовершеннолетние дети, какие суммы они получают, владеют ли машинами и недвижимостью. Как и раньше, если верить декларациям, жены чиновников нередко зарабатывают в разы больше мужей, указывает издание.

Судя по декларациям, треть высших чиновников российского правительства в 2014 году заработали меньше, чем их жены. Газета поинтересовалась, занимаются ли жены бизнесом, который имеет отношение к работе их мужей. И выяснили, что такое случается.

Популярный бизнес среди чиновничьей родни — вложения в недвижимость

Так, жена министра культуры Владимира Мединского Марина задекларировала за 2014 год доход в 82,39 млн рублей. Это один из самых высоких показателей среди супругов чиновников. Сам Мединский задекларировал 15,8 млн рублей. В собственности семьи — участок земли, два жилых дома и квартиры, говорится в декларации министра.

Основной доход Марина Мединская получает от сдачи в аренду недвижимости, не попавшей в декларации: в ее собственности около 3000 кв. м коммерческой недвижимости в центре столицы. Стоит отметить, что Марина Мединская и не должна была указывать в декларации все эти объекты.

Все доходы от сдачи недвижимости в аренду официально задекларированы, недвижимость приобреталась в течение 15 лет с использованием как собственных, так и заемных средств, сообщил представитель министра.

Сам Мединский в начале 1990-х был одним из основателей коммуникационного агентства «Корпорация Я» и других структур, занимавшихся проектами в области рекламы и связей с общественностью. Долю в корпорации он продал, но его сестра Татьяна Мединская до недавнего времени значилась в некоторых из них совладельцем или руководителем, пишет издание.

Деньги в недвижимость вкладывали не только родственники министра культуры. Жена руководителя Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова — Людмила с 2009 года известна как совладелица 60% в медицинском центре «Неболит».

До этого часть медцентра принадлежала компании «ИКГ Инфинтраст», учрежденной Ассоциацией ветеранов внешней разведки и структурами «Оборонпрома».

Бельянинов — бывший разведчик, с конца 2000 года возглавлял «Рособоронэкспорт», а в 2004-06 годах — Федеральную службу по оборонному заказу.

В этом году глава ФТС еще не отчитался о доходах. В 2013 году он заработал 3,5 млн рублей, тогда как Людмила — 15,7 млн. В собственности Бельянинова было три земельных участка общей площадью 4768 кв.

м, дом (109 кв. м), садовый дом (58 кв. м) и легковой автомобиль Lexus. У супруги — четыре земельных участка общей площадью 4950 кв. м, три жилых дома общей площадью 428 кв.

м, пять нежилых помещений и автомобиль Mercedes S500.

Больше мужа в 2014 году заработала и жена министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова Светлана. Она отчиталась о доходе в 7,4 млн рублей, тогда как министр — почти за 5 млн. Светлана, судя по регистрационным данным, занялась бизнесом как раз после того, как ее муж занял высокий пост.

Она владеет казанской компанией «Стартобаза». Эта фирма, как указано на ее сайте, бизнес-ангел, оказывающий поддержку проектам в сфере информационных технологий. Созданные с участием «Стартобазы» компании получают небольшие госконтракты, в том числе от Мининформсвязи Республики Татарстан и его структур.

В целом опубликованные декларации позволяют сделать вывод, что большинство жен чиновников оставили бизнес в прошлом. Сейчас дела ведут другие родственники, о доходах которых по закону отчитываться не надо.

Бизнес перешел к родственникам, о доходах которых отчитываться не надо

«Все цветные революции во всех странах начинались под лозунгом борьбы с коррупцией», — заявил в феврале замминистра внутренних дел Игорь Зубов на заседании экспертной рабочей группы в правительстве, где обсуждали инициативу Алексея Навального о введении ответственности для чиновников за незаконное обогащение.

Между тем бизнес родственников чиновника вызывал вопросы у разных инстанций, в том числе управления президента по вопросам противодействия коррупции. Брат Зубова, Павел, владеет восемью частными охранными организациями, несколькими экипировочными центрами и компаниями, которые специализируются на технической охране. Выручка шести из этих организаций в 2013 году составила 111,4 млн рублей.

  • Зубов передал «Ведомостям», что ни прямо, ни косвенно не участвует в работе каких-либо коммерческих структур и в деятельности компаний, созданных его братом.
  • Вице-премьер Юрий Трутнев задекларировал за прошлый год доход в 179,6 млн рублей — третий по размеру в кабинете министров после вице-премьера Александра Хлопонина и министра открытого правительства Михаила Абызова, заработавших состояния до перехода на госслужбу.
  • В 2012 году, когда Трутнев занимал еще пост министра природных ресурсов, его сын Дмитрий стал владельцем пермской фирмы «Айсикел», которой принадлежит 35% в петербургском ООО «Русская соляная компания», самом крупном поставщике технической соли производства ОАО «Уралкалий».

Столичные чиновники еще в 2011 году рассказывали, что структуры Трутнева-младшего являются крупнейшими поставщиками противогололедных реагентов для столицы. Однако знакомые бизнесмена это опровергали.

«Я никогда не интересовался, с кем ведет бизнес мой сын, и не участвовал с ним ни в каких общественных, а тем более коммерческих проектах, — сообщил «Ведомостям» Трутнев. — Считаю, что для нормальных отношений отца и сына это лучшая позиция».

«Декларации чиновников в таком их варианте сложно считать показателем их реальных доходов и возможностей. По идее, госслужащие должны стараться раскрыть свои доходы, чтобы им поверили, а у нас это превратилось в возможность еще больше закрыться, отделавшись формальностью», — прокомментировала ситуацию вице-президент Transparency International Елена Панфилова.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *